В ритме танца жёлтой луны
Предновогодние выставки всегда несут в себе некую долю загадочности и ожидания сюрприза. И эта новая экспозиция не обманула ожиданий посетителей, поклонников художественно-декоративного творчества Натальи Спесивцевой. Не просто персональная, но ещё и юбилейная выставка художницы «Моей вселенной острова» на днях открылась в Доме творческих союзов. На экспозиции представлены произведения разных лет, исполненные в технике уникальной графики.
Пишет левой рукой
Как призналась Наталья, у них с мужем – художником Вадимом Спесивцевым стало своеобразной традицией открываться накануне нового года. «Однажды выставились в предновогодье, и нам это понравилось. Раньше делали выставку на пару, потом стали персонально. Надо отметить, персональные экспозиции делать сложновато. Но в целом самой любопытно посмотреть на себя со стороны: что получилось, – поясняет виновница торжества, представившая более 50 работ. – Для юбилейной выставки я решила сделать такой небольшой срез. Взяла выборочно из каждого года моего творчества по нескольку работ. Так экспозиция и сложилась».
Искусствоведы подтверждают: персональная выставка для художника – это всегда особое испытание, определение внутреннего творческого этапа, который заслуживает от зрителя пристального внимания и глубокого интереса. Вспоминается первая персональная выставка Натальи Александровны, которая прошла в нашем городе пять лет назад и, конечно же, накануне нового года. В ней она впервые представила свои работы индивидуально, без мужа. И поэтому друзья, выступавшие на открытии, в шутку назвали экспозицию первым балом Наташи.
Наталья Александровна – сибирячка, родилась в Междуреченске. Любовь к творчеству – это семейное: отец, уральский казак, вёл когда-то кружок авиамоделей, которые мастерил собственными руками; мама, донская казачка, любила рукодельничать, тоже собственноручно шила для детворы кукол, другие игрушки. «Я, кстати, пошла в папу. Так же как и он – левша, Так что, как совершенно верно говорится, пишу левой рукой», – с улыбкой признаётся Наталья.
Новокузнецк как сила притяжения
После окончания Кемеровского областного художественного училища уехала в Харьков, где поступила в художественно-промышленный институт. Там же познакомилась и со своей второй половинкой – Вадимом.
После окончания института молодые художники-проектировщики Спесивцевы решили по семейным обстоятельствам изменить адрес распределения и уехать в Сибирь, в Кемеровскую область, на родину Натальи. Для чего Наташа списалась с Александром Сусловым, председателем Новокузнецкого отделения Союза художников России. В Новокузнецке в то время художникам давали благоустроенные просторные мастерские, им поступали хорошие заказы. «В Харькове таких условий не было. А у нас на руках – маленький ребёнок. И чтобы поменять адрес распределения, Вадиму даже пришлось ехать в Москву», – поясняет Наталья.
Так, в 1987 году они оказались в южной столице Кузбасса. Работы, действительно, было очень много. Поскольку в то время в городе существовал художественный фонд и отделение «Росмонументискусство», которые аккумулировали немало заказных проектов. Супруги оформляли шахту «Распадскую», Прокопьевский драматический театр, очень много оформительской работы предлагалось в самом Новокузнецке. К примеру, мозаичное панно во второй городской больнице – также дело рук творческой семьи. («Живописные полотна можно закрасить, а мозаика – это на века»).
Сегодня эта обаятельная супружеская пара художников известна далеко за пределами Кузбасса, в художественной среде Спесивцевых считают самой гармоничной творческой парой. По словам искусствоведов, работы их высокопрофессиональны, полны исполнительской культуры и импровизационной свободы. Настоящие универсалы, они владеют живописью и графикой, дизайном, художественным проектированием, декоративно-монументальным искусством. Их произведения выставляются в разных городах Кузбасса, часть из них хранится в музеях Новокузнецка, Кемерова, Томска и Омска, а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Сибирская неоархаика
Постепенно Наталья – участница городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных и зарубежных выставок, стала «обрастать» дипломами, медалями, статусным лауреатством. Искусствоведы называют её графику в пастельном, бледно-розовом, бледно-терракотовом цветах оригинальной, уникальной, то есть не печатной, когда каждая картина в единственном экземпляре. Это такая тонкая вязь, такое сложно-сочинённое кружевное полотно! И все работы невозможно трудоёмкие. «По моим листам уже видно, куда склоняется моя душа. Не знаю, откуда что берётся. Из воздуха, наверное. Я этому около двадцати лет училась, – признаётся Наталья. – Кто-то пишет живописные пейзажи. Я так не могу и не хочу. Ведь природа, это такая красота! Ею только любоваться можно, ну разве что ещё фотоснимки делать. У меня другое: я создаю свою графику через призму самой себя, своей натуры: я так вижу, я так чувствую. Людей не рисую принципиально. Портреты слишком сложная структура. Нужно понять глубину личности каждого человека. А поверхностно обрисовывать не хочется». Графические произведения Натальи, действительно, трудоёмкие. В этом можно убедиться при взгляде на картины. Она и сама говорит, что обладает усидчивостью. «А уж если работа идёт – так и вовсе с места не встанешь. Каждую работу создаю долго. Если отложила, то порой потом в неё и не въедешь», – отмечает автор выставки.
Известные сибирские искусствоведы называют творчество Натальи Спесивцевой ярким и самобытным явлением сибирской неоархаики. Художница, которую отличает высочайший профессионализм и глубокая эрудиция, по их мнению, находится в поиске универсального языка и универсальных символов искусства. Предпочтение Наталья отдаёт исследованию и экспериментам. В её завораживающих работах можно определить сложные фольклорно-мифологические образы русских сказок и тюркских мифов. Иные произведения напоминают некий язычески-мистический первобытный танец, в котором принимают участие огонь, вода, воздух, земля. Её работы глубоки и философичны по своей сути.
Щебетанье кружевных узоров
На выставке Натальи под поэтическим названием «Моей вселенной острова» вновь удивляет тонкая кружевная вязь её работ. Кажется, что сидит она не у мольберта, а за прялкой и бесконечно плетёт замысловато-кружевную нить, из которой потом ткёт свои, неповторимые образы. «Её живопись, конечно, декоративна. Словно вышивка, сделанная крохотными стежками, словно роспись по ткани. Загляденье, одним словом. В общем, щебетанье кружевных узоров», – такую эмоционально-романтичную аннотацию можно прочесть к её графике, созданной цветной тушью и пером на бумаге. Другие отзывы поклонников творчества художницы, отмечающей юбилей, подтверждают: «Художественный почерк Натальи Спесивцевой уже известен увлечённому зрителю. Тонкие декоративные линии её графики превращают каждое произведение в сложнейшую мозаичную игру. Темы авторской графики всегда о жизни, о любовании её ритмами, где часто преобладает пейзажный мотив или анималистический жанр». Или такое: «Необычная графика, прекрасное сочетание цветов…» (Ольга Плеханова). «Огромное впечатление от выставки! Волшебная, яркая, очень женская, солнечная, разноплановая, удивительно нежная… Уникальное творчество!» (Ирина Казанцева).
А чего только стоят названия графических произведений Натальи! Они и впрямь необычны. Словно цитаты из какой-то написанной лириком-романтиком поэмы: «Щебетанье кружевного веера», «Голубые грёзы озёрной лошади», «Шорохи осенней реки», «Рубиновый танец», «Звёздный шелкопряд», «Облака на травах росу собирают», «Возвращение ольхонских орлов», «Птица золотая – птица городская», «Листья с ароматом осенних рек», «Кружева белой тайги», «Всполохи чёрной тайги», «Танец жёлтой луны», «Закружили птицы ночь над городом», «Утренние сады над озером», «Ночной полёт крылатых рыб», «Солнечный улов», «Ночное дыхание», «Пляска солнцу», и другие. Да и сама художница идёт по жизни под не менее оптимистичным и образным девизом: «Жизнь – не для того, чтобы ждать пока стихнет буря. Она для того, чтобы учиться танцевать под дождём!»
Острова воображения
«Названия к моим работам придумывает Вадим. У него более лирическое отношение к жизни. Стоит ему только взглянуть на работу, вглядеться в то, что мной создано, и название готово. Впрочем, каждый зритель вправе и волен сам выбирать название для той или иной моей графики. Это как на душу ляжет», – говорит автор выставки. Зритель даже имеет право рассматривать произведения Натальи в том или ином ракурсе – как ему заблагорассудится.
Однажды в мастерскую супругов пришёл любитель её творчества, пожелавший приобрести какую-нибудь работу для домашнего интерьера. Взял с горизонтальным рисунком, покрутил в руках и радостно сообщил: «А я её вертикально – вот так – повешу на стену!». И вдруг фантазия поклонника разыгралась: он взял ещё одну, и ещё одну… Потому что «творчество Натальи это некий фантастический мир с сочинёнными автором летающими рыбами и другими не менее фантастическими созданиями». А попросту говоря: Натальина вселенная, где на островах, созданных её красочным и одновременно таинственно-загадочным воображением, могут жить красивые и милые существа – луняне, земляне и водняне. И все они брызжут солнечной радостью и искрами добра и надежды. Ведь что ни говори предновогодье на дворе!
Просмотров статьи: 446