Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Визит к белому шаману

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Автор

Среди популярных экскурсионных направлений есть сегодня и такие, которые подвержены некоторым модным поветриям. В последнее время, например, довольно востребованным у новокузнечан стал маршрут к белому шаману в село Полеводка, что в шести километрах от Бийска Алтайского края.

На днях экзотическую экскурсию, которая вошла в социальный проект для горожан, желающих вырваться из четырёх домашних стен и съездить в гости к шаману в Алтайский край, но не имеющих на это возможности, организовал один из городских клубов.

 

 

Художник, скульптор, меценат

Среди экскурсантов были как дети, так и 80-летние пожилые, опирающиеся на батожки люди. Всех повлекло в даль светлую желание познакомиться с художественно-этнографическим музеем «Легенда» и с творческой личностью – Артёмом Игнатенко. Известен он на Алтае в первую очередь как талантливый художник, стоящий во главе общественной организации «Союз национальных культур Алтая». Артём Михайлович – один из авторов проектов «Легенды и сказки Алтая», «Восемь ворот Шамбалы», «Девять великих бубнов Алтая», «Золотая баба», «Легенды Шории», он также – создатель одной из скульптур на горе Зелёная в Шерегеше.

По отцу – из казачьего рода, по матери – из кумандинцев, алтайской народности, Артём Михайлович – постоянный участник региональных выставок самобытных художников. За серии исторических картин «Казаки. Форпост империи» и «Бийск – город у подножия гор» получил благодарность Демидовского фонда. Его работы были отмечены на Всероссийской выставке художественных произведений «Славные сыны Отечества». За укрепление дружбы народов награждён почётной грамотой Совета зайсанов (старейшин народностей) Республики Алтай. Лауреат премии имени В.М. Шукшина и Всероссийского конкурса художников «Салют Победы». Меценат юных участников Алтая на Международной ярмарке образовательных инициатив, а также региональной выставки мастеров Севера, проходившей в Москве. Но больше всего Артём Игнатенко известен как основатель событийного туризма, который он успешно, с усердием развивает и опыт которого не грех перенять бы и нам, новокузнечанам, намеренным пропагандировать такого рода туризм в южной столице Кузбасса. Как и многие организаторы известных туристических проектов, Артём Игнатенко начинал воплощать свою идею с нуля, по его словам, буквально в чистом поле. Однако сегодня его туристическое направление известно не только в Москве, но и за рубежом. К Артёму на огонёк (в полном смысле слова, поскольку свои обряды он ведёт с применением огня) заезжают российские и иностранные туристы, а также участники традиционных Всероссийских «Шукшинских дней на Алтае».

Это не легенда, это быль!

Появился ныне известный на всю страну и за её пределами этнопарк «Легенда» в 2013 году, когда недалеко от федеральной трассы Чуйский тракт в поселении с развалившимися зданиями и хатёнками, что годятся лишь на дрова (иные из них до сих пор окружают этнопарк), прошёл фестиваль парковой скульптуры «Легенды и сказки Алтая». Мероприятие, вошедшее в программу Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае», собрал около 30 мастеров, приглашённых в Полеводку из разных регионов страны благодаря грантам губернатора Алтайского края в сфере культуры. Художники-скульпторы создали тогда для парка множество деревянных фигур, изображающих богов воды, парящих орлов, многоруких повелителей ветра и персонажей алтайских сказаний и эпоса. Центральная скульптура этнопарка – белый марал (его вырезал сам Артём Игнатенко), посланник алтайского бога-демиурга Ульгена, который, по преданиям, защитил мир от нечисти. Скульптуры заложили основу этнопарка, который стал обустроенной площадкой для проведения различных праздников и фестивалей с приличной инфраструктурой парковой зоны – сценой и удобными местами для размещения участников мероприятий в полевых условиях. Первыми сцену опробовали творческие коллективы, в том числе и из Кузбасса, приезжавшие на песенный фестиваль «В гостях у Шукшина». По намерению организаторов этнопарка, учащиеся образовательных учреждений, которые готовят ремесленников и художников, могут выставлять здесь свои работы. «Мы хотим объявить творческий конкурс работ студентов, изучающих ландшафтный дизайн, чтобы они разрабатывали конкретные проекты, привязанные к нашей территории. Победители состязания будут получать премии, а их проекты реализовываться», – подчёркивал в одном из своих интервью Артём Игнатенко. Более того, посетители парка должны были знать о том, как называется скульптура и кто её автор, а также легенды, героев которых изобразили скульпторы. Для этого были поставлены щиты с кратким содержанием сказаний. В окрестностях парка наметили разместить и так называемые зелёные дома, в которых местные жители могли бы принимать туристов, обеспечивать их проживание и питание.

Под звуки бубна

Но на этом организатор алтайского событийного туризма Артём Игнатенко не остановился. Через год в мае 2014 года благодаря его усилиям свои двери для посетителей открыл уникальный музей-панорама «Алтай. История России» – одноэтажное здание с двумя выставочными залами. Его главным экспонатом стала растянувшаяся на 23 метра картина, изображающая исторический момент: старейшины алтайских народов (зайсаны) пишут письмо-прошение императрице о принятии их в состав Российской империи, а также эпизоды развития Алтайского края. Предусмотрена здесь и творческая мастерская, арт-кафе, где скоро будут проводиться интересные встречи и демонстрироваться работы художников-алтайцев. В главном зале, оформленном в виде древнего алтайского жилища, с огромным, расписанным символами бубном (самым большим не только в Алтайском крае, но и в стране) белый шаман Артём Игнатенко в соответствующих одеждах, со множеством браслетов, подвесок на руках и шее, которые служат не просто данью этностилю, а имеют особое предназначение, рассказывает посетителям легенды. И не только алтайские. У Артёма своя, весьма оригинальная система взглядов на разнообразие культур коренных жителей здешних мест. Алтайский шаманизм в его исполнении переплетается с языческими верованиями древних славян, а герои легенд Алтая – с библейскими персонажами. Он проповедует силу Рода, утверждая, что именно родовая сила спасёт Россию. «Раньше святыми понятиями были «родина», «родня», «природа», «родники», «родители», «народ». У них один корень. Род, согласно славянской мифологии, – прародитель всех богов», – подчёркивает белый шаман в своих проповедях. И чтобы не потерять национальное достоинство, главное сегодня – возродить эти понятия, вновь наделить их созидательной и одухотворяющей силой.

Артём призывает верить и в языческую Золотую бабу, чьё окрашенное золотистой краской изваяние стоит на территории музея-панорамы, и в православную Богородицу. По одной из легенд коренных жителей Алтая, Золотая баба была старейшей и мудрейшей среди женщин одной из древних алтайских народностей. Она помогла спастись им во время 40-дневного потопа, который обрушили на землю боги, и древние алтайцы в благодарность отлили её статую из собственных золотых украшений. Кстати, огромную скульптуру Золотой бабы, этой хранительницы Алтая, пышной, восседающей на камнях женщины, также сделал Артём Игнатенко. По местному преданию, за камни можно бросить монетку и попросить что-то у хозяйки. При этом нужно просить непременно что-то доброе! Как непременно что-то хорошее, не желая никому зла, можно просить для себя, проходя по камушкам в Лабиринте желаний или участвуя в обрядово-языческом хороводе.

Шоу духа и обряда

По окончании своей проповеди белый шаман проводит для посетителей обряд на удачу. С огнём, в котором сгорают ароматно горькие сухие ветви полыни, с гулкими ударами в бубен, призывающим на помощь духов. Экзотично, ярко, впечатляюще! Действо напоминает эмоционально яркое духовно-художественное шоу. Именно такое, насыщенное интересными историческими деталями, собственно говоря, и необходимо для привлечения туристов в рамках событийного туризма. Придумано интересно, увлекательно, оригинально, с фантазией. Естественно, с продажей самых разных оберегов и сувениров в художественном исполнении, которые поставляют местные мастера. На полке рядом с сувенирной лавкой в качестве природной экзотики восседает даже мудрая, полная умиротворённости и спокойствия живая сова.

Методам и способам создания такого событийно арт-туризма можно поучиться и новокузнечанам, чей край и город также богат на древнюю историю, а значит, всевозможные легенды и сказания. Опытом создания такой этнотерритории её хозяин охотно делится с представителями различных городов российских регионов. К слову, весной в честь дня весеннего равноденствия вместе с другими алтайскими шаманами Артём Игнатенко провел трёхдневный обряд против коронавируса. Проводили на трёх горах, где были установлены великие бубны, шаманы трёх возрастов – старик, средних лет и молодой. По словам свидетелей-журналистов, это обрядовое действо уже вошло в народе в число легенд шамана Артёма.


Просмотров статьи: 408