Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Учёный мир – пространство замкнутое»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Недаром говорят, наука – движущая сила экономики. Без научных экспериментов, апробирования различных новшеств на практике никаких рывков в экономической сфере нам не видать. Эту аксиому, как никто другой, понимает преподаватель, инженер-механик по профессии, доктор технических наук Валерий Каледин. Заведующий лабораторией математического моделирования НФИ КемГУ Валерий Олегович, подготовивший 18 кандидатов и одного доктора технических и физико-математических наук, издавший множество научных публикаций, недавно был номинирован на звание «Почётный профессор Кузбасса» – стал профессором года, как называют в научном мире таких соискателей. Сегодня Валерий Каледин – наш собеседник.

– Валерий Олегович, чем занимается ваша университетская лаборатория? Какими исследованиями?

– Прикладными научными работами по исследованию конструкций новых материалов – полимерных композитов. Это аналоги стекло– и углепластиков, которые всем хорошо известны. Полимерные композиты получают из полимерных смол, а также стеклянных, базальтовых и угольных волокон на производственных предприятиях Подмосковья, с которыми мы работаем в тесном содружестве. По заказу подмосковных наукоёмких производств в нашей лаборатории проводим экспериментальные исследования как практические, так и теоретические этих новинок. Проверяем качественные характеристики новых материалов (тепловые и электрические) на прочность, на сопротивляемость вредной внешней среде, определяем их экологические достоинства. Где и как можно использовать эти полимерные композиты? Спектр их применения широк. К примеру, в транспортной сфере – начиная от железной дороги до создания корпусов космических кораблей.

– От города заказы вашей лаборатории не поступали?

– Пытаемся работать и на Новокузнецк. Но эти попытки – из другой серии. Так, в прошлом году и этом проводили диагностику отопительной системы зданий НФИ КемГУ. Корпуса – временные долгожители, системы изношенные. Ремонт такого отопления был бы достаточно затратным. Особенно в старых зданиях, поэтому надо было всё досконально изучить и рассчитать: что в первую очередь и каким образом отремонтировать, чтобы получить и тепловой, и экономический эффект. Изучили, рассчитали, сделали. Эффект при наименьших затратах получили. Сегодня в корпусах тепло, уютно, комфортно. Предлагали полученную нами эффективную малозатратную методику ремонта отопительных систем использовать на уровне города. Интерес к ней, конечно же, проявили, но практических шагов в этом направлении пока не было.

– Валерий Олегович, как вы оказались на научно-практическом поприще? Что привело вас в науку и к проведению такой интересной экспериментальной практики, которой в настоящее время занимается лаборатория под вашим руководством?

– После окончания новокузнецкой 11-й школы поступил в Харьковский авиационный институт. Получив диплом, там же, в вузе, в Харькове и остался. Почти шесть лет проработал младшим научным сотрудником. Занимался всем, что касалось летательных аппаратов, а потом потянуло на родину, в Сибирь. Возвратившись в 1983 году в Новокузнецк, устроился в Сибирский металлургический институт (ныне СибГИУ) старшим преподавателем кафедры высшей математики, на которой проработал до 1998 года. Затем меня пригласили в Новокузнецкий филиал КемГУ организовывать новую кафедру под новую специальность – кафедру прикладной математики, которая со временем была переименована в кафедру математики и математического моделирования. В 1999 году по этой специальности набрали первый курс – 25 студентов. Конкурс был два человека на место. Ребята к нам пришли с хорошей подготовкой, с сильной мотивацией к учёбе. Сегодняшние выпускники школ имеют качественно другую подготовку. Они задают другие вопросы, проявляют другие интересы. Замечу, они не хуже и не лучше прежних выпускников школ. Просто эти ближе к компьютерам и больше заинтересованы в информатике, чем в изучении научной теории. Ведь раньше студенты больше тянулись к научной работе. Современные же ребята больше заинтересованы в практике. Будучи студентами, они идут в бизнес, на предприятия. Мало таких, кто бы выбрал науку, занятие научными исследованиями, разработками. Будущих учёных на научную деятельность надо нацеливать ещё со школьной скамьи. Возможно, такие школьные выпускники и есть, но я их не знаю.

– Приведите конкретный пример, где мог бы быть применён ваш метод исследования прочности пространственных конструкций.

– Метод универсальный. Его можно использовать, где угодно, в первую очередь – в разных отраслях промышленности. К примеру, в 2000 году мы создали комплекс программ, которые наши московские партнёры использовали для проектирования сооружений Третьего транспортного кольца в Москве. Показатель качества наших исследований – обращение к нам, заказы на проведение исследований нам, новокузнечанам, а не московским вузам, поступающие от наукоёмких производств Подмосковья. И всё это началось в 80-х годах прошлого столетия. С того времени, когда я работал ещё в стенах Харьковского авиационного института, с лабораторией которого сотрудничали производства Подмосковья. Свою роль сыграли личные контакты, доверие ко мне, наша ответственность. Недаром у нас говорят: «Учёный мир замкнут. И всё здесь делается на личных контактах». Мало того, подмосковные производства приглашают к себе наших выпускников. Но мы не теряем с ними связи. Ребята, разрабатывая свои научные темы, по-прежнему советуются со мной, с нами.

– К слову, проявляют ли интерес к вашим разработкам и исследованиям представители промышленного Кузбасса?

– Мы никогда и ничего из наших разработок не скрываем и от кузбасских производственников. Так, в 1990-х годах плотно работали с кузбасскими геофизиками. Очень много сделали в области моделирования геологоразведочных работ, необходимых для строительства будущих шахт и угольных разрезов. После проведения полевых измерений геофизики получали данные, которые обрабатывались с помощью нашего метода математического моделирования.

– Валерий Олегович, чем увлекаетесь в свободное время?

– В свободное время? Работой! Шучу... Веду дикий образ жизни ходока по гористой местности. Люблю с рюкзаком за плечами побродить по горам Алатау. Причём в одиночку. Предпочитаю в это время побыть наедине с природой.

– Есть ещё технари в вашем семейном, родственном клане?

– Есть! Брат Владимир, который младше меня на восемь лет. Он пошёл по моим стопам. Окончил Московский авиационный институт. Задействован он сегодня в космической отрасли. Так что работаем мы с ним в одной профессиональной сфере. Есть о чём поговорить. Есть, что обсудить, чем поделиться. Жаль, что такие встречи бывают редко.


Просмотров статьи: 448