Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Линди-хоп заставляет улыбаться

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Татьяна КРЮКОВА

Нечасто гостей города воспринимают, как вдруг возникшее ниоткуда привидение – с ошарашенным, удивлённым взглядом. Афроамериканца Стивена Митчелла, гражданина Соединённых Штатов Америки, воспринимают в нашем городе именно так. Но Стивен, в котором живёт чувство юмора, говорит об этом с улыбкой. В наш город он в шестой раз приезжает по приглашению Елены Ильиной, основателя городского танцевального клуба, пропагандирующего стиль линди-хоп, и к реакции горожан при встрече с ним, «горячим южным парнем» с тёмной кожей, привык.

Танец свободы и импровизации

В Новокузнецк Стивен Митчелл прилетел из Санкт-Петербурга. В город на Неве, в свою очередь, он добрался из Европы, где застрял из-за закрытия границ по причине разразившейся пандемии. В поездках по Сибири его сопровождает бывшая новокузнечанка Елена Ильина, ныне по семейным причинам ставшая жительницей северной столицы, но не переставшая даже на расстоянии в режиме онлайн руководить созданным ею танцевальным клубом. Участие в нём принимают в основном женщины в возрасте от 50 до 73 лет. 67-летний Стивен Митчелл выступает у танцоров в роли тренера по линди-хопу.

Небольшой экскурс в историю. Линди-хоп – афроамериканский танец, появившийся в Нью-Йорке, популярный в Америке в 1920–1930 годы. Танец развивался параллельно с джазовой музыкой и, вобрав в себя черты народных африканских танцев, чарльстона, степа – так называемого свинга, стал родоначальником целого танцевального направления. Своим названием линди-хоп обязан знаменитому Чарльзу Линдбергу, совершившему в 1927 году первый трансатлантический перелёт. Журналы, постеры, реклама – всюду звучало: «Линди». Это имя дал танцу король танцпола Джордж Сноуден после одного из танцевальных марафонов (публика была поражена его необычным стилем). На вопрос, как называется этот танец, смеясь, ответил: «Линди хоп!» Шутливое название приклеилось, наверное, потому что пришлось кстати: юмор, ирония – неотъемлемые качества танцоров свинга. Это танец с обилием прыжков и акробатических трюков – с переворотами партнёрши в воздухе, вращениями вокруг корпуса партнёра. Триумфально пройдясь по Америке в военные годы, линди-хоп, полный импровизации, раскрепощённости, духа свободы и акробатики, перебрался вместе с американскими солдатами через океан. В Европе, немного видоизменившись, он обосновался и стал известен, как буги-вуги.

Со Стивеном Митчеллом, ярким представителем этого танцевального направления, Елена Ильина познакомилась в октябре 2017 года в Черногории во время международного фестиваля для тех, кому за пятьдесят. И пригласила его в Новокузнецк, где Стивен каждый год стал проводить по два-три месяца.

Город старый, город новый

В первые же дни пребывания в Сибири американского танцора поразили сорокаградусные морозы. «Мне казалось, что у меня даже белки глаз замерзают. Потом привык к холоду», – признаётся уроженец Лос-Анджелеса. По словам Стивена Митчелла, Новокузнецк покорил его своей красотой и очень милыми, душевными жителями. «Видно, что у вас культурные люди!» – говорит представитель Америки. Под красотой американец понимает ещё и своеобразное отличие Новокузнецка от других городов, где он бывал. «В нём совмещены деревянные дома и высокие современные многоэтажки. В вашем городе одновременно присутствует и прошлое, и настоящее: автобусы из советских времён и тут же современный транспорт. Для меня это удивительно!» – делится Стивен своими впечатлениями. В первый год приезда в Сибирь его также поразило и отсутствие на прилавках магазинов в зимнее время свежей зелени, особенно любимой им брюссельской капусты. Однако потом он воспринял тот факт, что питаются в наших краях согласно временам года – по сезонам. Летом в меню новокузнечан больше фруктов и овощей, зимой – пельменей, на которые «подсел» и Стивен. «Во-первых, их быстро готовить, во-вторых, пельмени – сытные», – объясняет свои вкусовые пристрастия. «О том, где находится Сибирь, а тем более Новокузнецк, многие европейцы не знают. Впрочем, где находится ваш город, не знают и иные жители Санкт-Петербурга», – иронизирует житель Лос-Анджелеса.

Глотнуть воздуха свободы

Родился Стивен Митчелл в большой творческой семье. Самый младший из многочисленных братьев и сестёр, которые, выступая семейным коллективом, и поют, и танцуют. «Мне кажется, что танцевать я начал ещё в утробе матери. И это танец выбрал меня, а не я его», – отмечает танцор, начинавший свою танцевальную карьеру с балета. Кроме танцев, Стивен поёт, играет на пианино, барабане и губной гармошке, пишет музыку. В Новокузнецке одновременно с тренингом по линди-хопу устраивает концерты с немалым количеством публики. На этот раз время его пребывания в южной столице Сибири ограниченно – всего месяц.

Пандемия застала Стивена в одном из городков Словакии, где он во время локдауна, по его признанию, сидел как в тюрьме, буквально подпольно занимаясь танцами. В небольшом словацком городке, расположенном на границе с Венгрией, в двух часах езды от Будапешта. Чтобы прожить, работать приходилось, пересекая границу двух стран. «Народу на улицах там мало. Если выходил из дома, то даже в маске проходить удавалось небольшое расстояние. Полиция тут же задерживала и возвращала обратно в здание. И потому с радостью принял приглашение приехать в Санкт-Петербург, в котором поразило большое количество людей, свободно разгуливающих по городу. Настоящего глотка воздуха свободы я хлебнул сразу же, как только приехал в Новокузнецк! Вы в отличие от Европы ведёте обычную жизнь», – признаётся узник европейского локдауна. «Да уже по его лицу было видно, что он был счастлив вновь в середине марта приехать в Россию. И чувствовать себя здесь свободно и комфортно», – подтверждает сопровождающая его Елена Ильина. Хотя с приездом Стивена в российские города у организаторов его поездки было связано немало тревог: пропустят ли Митчелла через границу? Долгое время он, выехав из Словакии, не отвечал на телефонные звонки. И потому им показалось, что Стивен потерялся где-то по дороге в Санкт-Петербург. Хотели уже, было, обращаться за помощью в полицию, но Стивен, к счастью, откликнулся, и перелёт завершился удачно.

Возрождение памяти

По словам Елены Ильиной, Стивен, как и исполняемый им фееричный, богатый на импровизацию линди-хоп, человек с большим чувством юмора, добродушный, доброжелательный. И потому у него много друзей, в том числе и в Новокузнецке.

– К слову, об истории танца, с которым полностью связана биография Стивена. В середине 1930-х линди-хоп был впервые показан в голливудском фильме, в котором снялся актёр Фрэнки Мэннинг и который любил говорить: «Этот танец сохраняет молодость, делает человека счастливым в тяжёлые времена. Он заставляет улыбаться». Потом актёр ушёл в почтальоны. Но спустя много лет его нашёл Стивен Митчелл. Он уговорил Фрэнки Мэннинга помочь возродить это танцевальное направление, которое потом основательно прописалось в Европе. Стивен говорит: «Мы, чёрные, придумали этот танец, а вы, белые, продвинули его, сделали популярным». Благодарен Стивену был и Фрэнки Мэннинг. Он после встречи с Митчеллом вновь стал танцевать и даже написал книгу по истории танца, – комментирует Елена.

Занятия по линди-хопу проходят пока в конференц-зале библиотеки имени Н.В. Гоголя, которая охотно приютила танцоров, но как только наступят тёплые летние дни, они продолжатся в парке имени Гагарина. Приглашаются все, кто свободен от дач и огородов и кто не желает сидеть летом дома в четырёх стенах. Правда тренера по линд-хопу Стивена Митчелла с ними уже не будет. Танцор улетит продлять своё разрешение на пребывание в европейских странах, а оттуда недолог путь и до полюбившейся афроамериканцу Стивену Сибири…


Просмотров статьи: 491