Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Труд как состояние души

Газета «Новокузнецк», выпуск №14 (1115)  //  Рубрика: К 300-летию Кузбасса

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Немного пока ещё в нашем городе проектов, которые прямо способствовали бы патриотическому воспитанию молодёжи. Тех, без которых сегодня нельзя представить Новокузнецк – город трудовой доблести. Однако один из них – городскую художественную выставку индустриального искусства «Подвиг рукою творца» – можно без оглядки причислить к той самой, воспитательно-патриотической категории.

Напомним, в начале года в нашей газете прошёл цикл материалов, рассказывающий о победителях второго муниципального конкурса «Новокузнецк – кузница общественных инициатив». Победителями конкурса, итоги которого подвели в городской администрации, стали 25 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций. Среди них был и разработанный под руководством Александра Суслова, председателя Новокузнецкого отделения Союза художников России. И вот, благодаря выигранному гранту, в павильонах «Кузбасской ярмарки» открылась выставка «Подвиг рукою творца».

Эта выставка – не просто эстетическо-художественное зрелище. Работы, представленные на ней, внушают зрителям чувство гордости за свой героический город, переживший становление Кузнецкстроя, страшные годы Великой Отечественной войны, послевоенное строительство. Художественные произведения внушают уважение к людям труда, жителям Сталинска – Новокузнецка, без которых невозможно было бы создание индустриального города – города металлургов, шахтёров, строителей. Людей всех профессий, способствующих процветанию южной столицы Кузбасса. Тем более что в прошедшем году Новокузнецк заслуженно получил звание «Город трудовой доблести». Кроме того, и это вполне резонно, открывшаяся выставка, в которой приняли участие более 40 художников и на которой демонстрируются свыше 150 произведений живописи, графики, скульптуры, созданных в разные годы, – посвящена 300-летию Кузбасса.

– Поначалу мы предполагали, что эта будет городская выставка. Однако по мере приближения к дате открытия экспозиция превратилась в региональную. Стала гораздо объёмнее, приобрела больший масштаб. Поучаствовать в ней выразили желание художники из Гурьевска, Междуреченска, Белова, Прокопьевска, Киселёвска, Кемерова и Барнаула. Кроме холстов профессиональных художников, на ней представлены произведения учащихся Детской школы искусств №1, четыре дипломных работы выпускников Новокузнецкого колледжа искусств. Есть и произведения художников уже ушедших от нас. Среди них – картина Ивана Фёдоровича Бахарева, участника Великой Отечественной войны, – отметила Екатерина Чепис, ответственный секретарь городского отделения Союза художников России.

Выставка действительно получилась яркой, насыщенной, разнообразной по жанрам и технике исполнения. Здесь и портреты рабочих, и городские и индустриальные пейзажи, и картины, описывающие подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны. «Представлено то самое изобразительное искусство, которое в советские годы являлось важным инструментом формирования личности, её духовного развития», – подчеркнула Екатерина Чепис. Знаменательна экспозиция ещё и тем, что предстала перед взором зрителей одновременно с выставкой работ на эту же тему и также посвящённой 300-летнему кузбасскому юбилею, которая на днях была привезена Новокузнецким художественным музеем в Третьяковскую галерею.

Естественно, судьбы и творчество многих авторов экспонирующихся работ связаны с Новокузнецком. Среди них такие известные имена, как Пётр Рещиков, Александр Гаврилов, Александр Суслов, Вадим Спесивцев, которые, как было отмечено на открытии, давно стали «знаком качества в современном российском искусстве».

– Неудивительно, что многих художников независимо от возраста волнует тема войны, вобравшая и радость Победы, и горечь утрат. Работы, участвующие в выставке, языком искусства повествуют о самом важном – о жизни и смерти, о Родине и её защите, – подчеркнул Алексей Белов, начальник управления культуры администрации города. Так, на картине Геннадия Елина «Победа» изображён лес, через который пролегают две дороги. По одной едет грузовик с развевающимся красным знаменем. Сидящие в кузове люди мчатся в село сообщить о том, что война кончилась, фашист, как и мечтали, разбит. Но весть о победе уже пришла в деревню. Наперерез грузовику по лесной тропке мчатся двое подростков. А вдруг грузовик вместе с вестью о победе везёт и их ушедших на войну отцов?.. Или работа Ивана Бахарева «У Вечного огня», автор которой прошёл Великую Отечественную танкистом. В серии Всеволода Суслова, победителя и призёра многих всероссийских конкурсов, на одной из картин «Ожидание», посвящённой трудовому тылу и победному 1945-у, изображён пустой угол комнаты как символ надежд на возвращение с войны хозяина дома. Довольно оригинально изобразил Вадим Спесивцев портрет деда своей жены Натальи.  Нарисованное карандашом изображение Ивана Иосифовича Пономарёва, в годы войны охотника за фашистскими субмаринами, сопровождает незамысловатый и в то же время трогательно пронзительный текст биографии участника Великой Отечественной войны. Иван Пономарёв воевал на торпедном катере сигнальщиком. 25 человек – вот и вся команда. Охотился он не только за фашистскими подлодками. Воевал и в батальоне морской пехоты. Были ранения, госпиталь, снова фронт, в рукопашную… «Ура-ура! Бескозырку в руки и – вперёд!» Потом опять на торпедный катер, на счету которого шесть потопленных фашистских подводных лодок. За них давали ордена. У Ивана Пономарёва их три, и ещё медаль. «Повестку получил на третий день войны, и – прямо на фронт. Одесса, Севастополь, Новороссийск, Туапсе… Всё черноморское побережье. Настроение было боевое: «Разобъём фашистов!» На войне все боевые эпизоды кажутся яркими, но хвастать нечем. Немцы нас не боялись, они Сталина боялись, его стратегии. Родина и Сталин были неразделимы. А ещё на фронте особенно важна мужская дружба. Без друзей на флоте невозможно воевать», – отрывок из воспоминаний, приведённый неровным курсивом на изображении портрета  отважного моряка.

По словам Александра Суслова, открывавшего выставку, на ней, хотя и немного, но представлены работы высочайшего уровня. Многие монументальные холсты «осели» в художественных музеях. И потому выставка получилась не такого грандиозного масштаба, который уже был в практике Сибирского центра современного искусства «Форма». Более того, у городских художников есть опасения, что индустриальная тема в скором времени сойдёт на нет. Если в советские времена промышленные предприятия поддерживали творцов и ваятелей созидательного труда, в том числе и финансово, то сегодня они стали частными. И от владельцев-частников такого внимания нет. Индустриальными работами владельцы «заводов, фабрик и пароходов» не интересуются. И трудовые подвиги рабочих их не впечатляют. «Вот если бы вы изобразили юг Италии!» – ответила как-то Александру Васильевичу на просьбу об индустриальном пленэре одна из «хозяек жизни». «Такое ощущение, что мы, художники, обращаясь к ним, упираемся в бетонную стену», – посетовал он. И, тем не менее, люди, для которых их любимая работа сродни состоянию души, были, есть и будут. А значит, и воспевать их труд в живописи и скульптуре наши художники тоже, есть такая надежда, не перестанут.


Просмотров статьи: 37