Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Максимум эффекта от мини-выставок

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Марии КОРЯГА

Наверное, ни один серьёзный музей не сможет выставить в постоянную экспозицию все свои фонды. Всегда что-то, порой, весьма значительное, остаётся в запасниках, попасть в которые «простым смертным» практически нереально.

Как быть? Объять необъятное не могут даже крупнейшие музеи мира, но любой музей хотел бы максимально ознакомить своих посетителей с имеющейся в его распоряжении коллекцией. На самом деле, выход найден давно – это небольшие временные экспозиции, которые сменяют друг друга и дают посетителям возможность увидеть то, что при иных обстоятельствах увидеть бы не получилось. Такие выставки к тому же позволяют вернуть в музей тех, кто считает, что он здесь «уже всё видел», и это тоже важно.

Подобная практика существует и в Новокузнецком художественном музее. Периодически здесь выставляют мини-выставки из нескольких хранящихся в запасниках работ того или иного художника. Это может быть как известный советский или российский мастер, так и кузбасский художник. Работают такие выставки около двух недель – как правило, этого срока достаточно, чтобы все желающие смогли с ними ознакомиться.

Чаще всего мини-выставки приурочены к юбилею того или иного художника, иногда – к важному историческому событию, например, к юбилею Победы. 1 апреля в художественном музее открылись две очередные такие выставки.

Снайпер пера и карандаша

Этого художника в своё время очень хорошо знали в Советском Союзе. Долгое время без его жанровых зарисовок не обходился практически ни один номер популярнейшего сатирического журнала «Крокодил», тираж которого доходил до 6,5 миллионов экземпляров.


Справка: Леонид Владимирович Сойфертис (1911–1996) – советский художник, график, народный художник СССР (1990), член-корреспондент АХ СССР (1966).

Родился в еврейском местечке Ильинцы на Украине, в 1930 году переезжает в Москву. Профессионального художественного образования не имел, учился на практике, у отечественных мэтров, в различных студиях.

Сотрудничал с журналами «Смена», «Огонёк», различными советскими газетами. В 1934 году вступил в Союз художников СССР и стал постоянным сотрудником журнала «Крокодил». В годы Великой Отечественной войны – сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы, Севастополя. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, несколькими медалями. После войны продолжил сотрудничество с «Крокодилом».


По словам коллег, друзей, знакомых, Леонид Сойфертис никогда не расставался с блокнотом, рисовал всегда и везде. Он был мастером бытовых зарисовок, очень хорошо умел, отсекая лишние детали, «шелуху», увидеть в происходящем на его глазах самую суть и запечатлеть это на бумаге.

Деталей, в его работах, действительно немного, а тех, что есть, вполне достаточно, чтобы понять, что хотел сказать автор. Рассказывают, что в «Крокодиле» Леонид Сойфертис был едва ли не единственным автором (по крайней мере, одним из немногих – точно), кому разрешалось приносить в редакцию рисунки без подписи (а подпись всегда была очень важной частью «крокодиловских» работ) – настолько они были ёмкими и выразительными, что составить подпись к ним в редакции было уже не сложно.

Попав на войну, Леонид Владимирович не изменил себе. Он прошёл до Берлина, побывал во многих очень непростых ситуациях и повидал всякое, однако батальных сцен мы в его работах не увидим. Это всё те же зарисовки быта, но теперь уже фронтового, своеобразные короткие «рассказы» о повседневности. Валентин Катаев назвал Сойфертиса «снайпером пера и карандаша» – настолько его жанровые зарисовки были точны и понятны каждому.

Две из фронтовых работ художника, «Котенка нашли» и «В перерыве между боями», можно увидеть на мини-выставке. Созданы они были в 1942 году, к слову, очень непростом военном году. На одной картине бойцы с любопытством рассматривают найденного котенка, на другой – ловят удочками рыбу. Жизнь и во время войны остаётся жизнью, говорит нам автор, несмотря на тот ужас, что происходит вокруг.

Также на выставке можно посмотреть работы: «В музее», «Юбилей». Это уже сатирические зарисовки. Художник метко подмечает позы и жесты людей, нюансы их поведения. Казалось бы, 1950–1960-е годы – это очень далеко от нас, однако и сегодня многие из поднятых более полувека назад тем остаются актуальными.

Мини-выставка Леонида Сойфертиса будет работать в музее до 12 апреля, у интересующихся искусством горожан ещё есть почти неделя, чтобы её увидеть.

Романтик Сибири

Вторая мини-выставка посвящена столетнему юбилею художника, более 30 лет жизни которого было связано с Новокузнецком.


Справка: Елфимов Александр Прокопьевич (1921–2002) – советский и российский живописец, преимущественно пейзажист.

Родился в селе Зерцалы Красноярского края. Отца в 1939-е годы репрессировали, детство будущего художника прошло с дедом. В 1941 году окончил Омское художественное училище имени М.А. Врубеля. Участник Великой Отечественной войны, воевал в составе экипажа подводной лодки на Северном и Черноморском флотах, награждён двумя орденами Красного Знамени, медалью «За отвагу». С 1948 по 1983 годы жил в Новокузнецке, затем переехал в Архангельск.

Член Союза художников с 1964 года. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок. В 1981 году в Новокузнецком музее советского изобразительного искусства (название НХМ до 1992 года) состоялась его персональная выставка.


Тема Сибири прочно вошла в жизнь и творчество Александра Елфимова после войны. «Всегда искал в жизни романтическое, – вспоминал он. – Побывал почти на всех комсомольских стройках Сибири, работал там и рисовал».

Работая преимущественно в жанре пейзажа, художник много путешествовал, выезжал на пленэр в поисках натуры и вдохновения. Это не только ближайшие окрестности города, но также и Байкал, Ангара, любимая Борисовка – небольшое село недалеко от Лужбы.

На мини-выставке можно увидеть четыре пейзажные работы Александра Елфимова: «Борисовка» (1969), «Весна на Байкале» (1962), «Исток Ангары» (1962), «Изба охотника» (1969). Для них характерно использование богатых возможностей цвета: сдержанный и суровый Север, легкая и воздушная «Весна на Байкале», солнечная и звонкая Борисовка. Художник раскрывает в своём творчестве всю многообразную палитру оттенков разноликой Сибири.

Портретов в творчестве Александра Прокопьевича немного. За них он брался только когда встречал по-настоящему интересного человека. Один из портретов представлен на мини-выставке. «Друг зеленого леса. Лесник» представляет нам исполненного внутреннего достоинства пожилого человека, прожившего долгую и интересную жизнь – Тимофея Ивановича Калачикова. В молодые годы служил под началом Будённого, поднимался на гору Арарат, работал на золотодобыче, прожил до 101 года.

Картины Александра Прокопьевича Елфимова также можно увидеть до 12 апреля. А на очереди уже следующая мини-выставка, на которой будут представлены работы новокузнецкого художника Ивана Федоровича Бахарева. Приходите – будет интересно!


Просмотров статьи: 48