Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сегодня – интересы, завтра – профессия

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

В каком возрасте можно начинать научные изыскания? И способны ли наши дети вести их с перспективой, определяя не только свою личную судьбу, но и будущее нашей страны? Какие разработки, в каких сферах научной и социальной жизни интересуют наше подрастающее поколение? К чему оно проявляет интерес с самого раннего возраста? Муниципальный этап областной научно-исследовательской конференции учащихся «Кузбасская школьная академия наук», который прошёл на днях во Дворце творчества детей и юношества имени Н.К. Крупской, доказал, что новокузнецкие школьники способные и талантливые ребята, которые могут вести научно-исследовательские изыскания.

Областная научно-исследовательская конференция школьников, которая проходит в нашем городе на протяжении многих лет, стала традиционной. В этом году она по приказу Министерства образования и науки Кузбасса трансформировалась в «Кузбасскую школьную академию наук», в задачах которой – развивать у школьников интерес к учебным предметам, творческий потенциал и навыки самостоятельной работы, мотивировать учеников образовательных учреждений к участию в исследовательской и проектной деятельности. Тем самым выявлять творчески одарённых детей, способных заниматься исследованиями в различных сферах науки. Но и это не всё! «Кузбасская школьная академия наук» призвана содействовать обмену опытом между педагогами, родителями, преподавателями организаций высшего и среднего профессионального образования, а также сотрудниками государственных и общественных организаций – всех, кто принимает участие в сопровождении исследований, которые проводят ученики лицеев и школ. При этом участвовать в конференции академии могут ученики и лицеисты, начиная с первого по одиннадцатый классы. Так, в недавно прошедшем муниципальном итоговом туре по проведению научно-исследовательских работ свои изыскания в четырёх секциях представляли 32 школьника. Исследования ребят, проведённых по самым разным темам, оценивали восемь экспертов из НФИ КемГУ и Института повышения квалификации.

Наибольший «урожай» наград собрал лицей №84 им. В.А. Власова. Победителями муниципального тура областной научно-исследовательской конференции названы пять лицеистов: Семён Лущеев, Ксения Еремеева, Марина Каучакова, Екатерина Тамбовцева, Елизавета Панфилова. Темы, над которыми работали ребята, – самые разные. К примеру, десятиклассник Семён Лущеев под руководством Александра Величко, ныне находящегося на заслуженном отдыхе химика-технолога, работал над получением силикат-геля из отходов ферросплавного завода. По существующей сегодня технологии микрокремнезём, который входит в отходы ферросплавного завода и который в немалом количестве оседает на фильтроуловителях, ферросплавщики сдают на цементный завод для добавления его в цемент. «Однако раствориться полностью в цементе он не может. Для этого необходима гораздо более щёлочная среда. «А если сначала отходы растворить, а уж потом добавлять их в цемент?» – подумали мы с Александром Васильевичем. В этом направлении вместе с моим руководителем и стали проводить опыты в лаборатории кванториума. Получили вполне успешные результаты», – рассказывает Семён. Оказалось, что цемент, полученный таким опытным путём – с добавлением заранее растворимых отходов ферросплавного производства – стал более прочным и кислотоустойчивым. Более того, под таким нанесённым на него материалом почти полностью перестает гнить и даже возгораться дерево. Сегодня в обработке применяется гораздо более сложная и дорогая технология. По словам юного исследователя, на цементном заводе подобными опытами, который ученик со своим учителем провёл в течение двух недель, «заинтересовались, но не более того». Такой быстрый и обнадёживающий результат был получен не на пустом месте. Руководитель работы, химик-технолог Александр Величко знал, что опыт пройдёт успешно и будут получены хорошие результаты, что «это всё равно должно быть так!».

– Потому что ещё до проведения опытов Александр Васильевич немало времени посвятил исследованию и разработке теме получения силиката-геля, – уточняет десятиклассник Семён, который отлично учится не только по химии, но и прекрасно владеет информатикой, физикой и астрономией. На олимпиаде по знанию небесных сфер в прошлом году лицеист Лущеев стал победителем. Девятиклассница Марина Каучакова под руководством учителя физики Оксаны Талабиры провела исследования по так называемому невозвратному картезианскому водолазу. Так в физике называют частично заполненную водой перевёрнутую пробирку, которую в ходе опытов помещают в также заполненную водой длинную вертикальную трубу. Названа пробирка с водой в честь французского учёного Рене Декарта. Картезианский водолаз в качестве гидроскопического аппарата используется для демонстрации закона Архимеда и Паскаля. Опыт с водолазом был широко распространён в ХVIII веке, популярен он и по сей день. Увеличение давления в трубе заставляет картезианского водолаза уходить ко дну. Достигнув определённой глубины, он уже не поднимается на поверхность, даже если давление вернётся к исходному значению. В ходе экспериментов, Марина выяснила, что критическая глубина погружения водолаза зависит от температуры воды. И при увеличении градусов жидкости её вязкость уменьшается. «Я планирую продолжить исследования поведения картезианского водолаза. Для этого нужно измерить скорость погружения, установить влияние силы сопротивления на его движение. Проверить наличие зависимости критической глубины погружения от формы и размера поплавка, толщины стенок трубки водолаза и от плотности его материала. Своё исследование считаю актуальным. На основе моей работы можно создать микрореспирометр для изучения дыхания одноклеточных организмов», – утверждает Марина Каучакова, которая собирается связать свою жизнь с изучением физики.

Ученица одиннадцатого класса Ксения Еремеева основательно задумалась над вопросом трансформации перевода как средства качественного понимания диалогов в тех же американских сериалах. Своё исследование она решила провести на примере таких молодёжных сериальных фильмов, как «Новенькая» и «Друзья». Помогает ей в этом преподаватель английского языка Елена Умнова. По словам Ксении, в современном мире общепринято смотреть сериалы в переводе, который может включать дубляж и субтитры. Однако здесь люди сталкиваются с так называемой проблемой перевода – появлением существенных различий между языком оригинала и языком перевода сериала. Используя некоторые собственные приёмы, переводчики, порой, искажают смысл многих шуток, фразеологизмов и реплик персонажей. Настоящее содержание диалогов персонажей сериала при этом попросту теряется. Ксения предлагает собственные варианты перевода как английского, так и китайского языков. Используя их, можно одновременно смотреть сериал на языке оригинала и одновременно обучаться этому языку. К слову, Ксения считает, что в настоящее время не только английский, но и китайский язык довольно популярен в нашей стране. И его изучение (девушка занимается этим дополнительно в языковой школе) позволит в дальнейшем более успешно строить бизнес с Китаем. И потому исследование, которое она считает перспективным и актуальным, станет основой её будущей профессии переводчика.

Десятиклассница Екатерина Тамбовцева под руководством Ирины Турчаниновой, учителя истории, права и обществознания в своей исследовательской работе на примере Норвегии и Швейцарии изучила новые тенденции в социальной защите населения, а также то, каким образом их можно применить в России. Этот анализ в будущем ей поможет продолжить исследовательскую деятельность в экономической сфере. Ровесница Екатерины Елизавета Панфилова под руководством преподавателя по антропологии Фаины Лузиной сделала акцент в своём исследовании на экологию. Лиза представила динамику заболеваемости и смертности населения городов в зависимости от состояния и качества воздушной среды. До этого она сравнивала процент заболеваемости из-за состояния атмосферы в Кемеровской области и России в целом. Лиза Панфилова намерена посвятить себя научно-исследовательской работе по изучению онкологических заболеваний. Недаром один из экспертов отметил, что исследовательские работы школьников – это не просто увлечение в свободное от учёбы время. Сегодня такие исследования представляют для них интерес, а завтра они станут профессией.


Просмотров статьи: 60