Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Балета покоряющий язык»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Когда речь заходит о балете в Новокузнецке, иные собеседники, особенно из представителей молодого поколения, делают круглые глаза и удивлённо вопрошают: «А разве есть в нашем городе балет?» Есть, был и будет! В этом уверены художественный руководитель ансамбля классического танца «Фуэте» Галина Баранова и балетмейстеры Елена Скворцова, Елена Корытина, Мария Зарва и Анна Завразина. Недавно ансамбль, который имеет звание «Народный любительский коллектив» и который неоднократно становился лауреатом международных и всероссийских конкурсов среди любительских хореографических коллективов, завоевали Гран-при на Международном конкурсе хореографического искусства. Прошёл он во Дворце культуры имени Дзержинского.

Есть билет на балет?

Недаром говорят: «Чтобы понять настоящее, надо заглянуть в прошлое». Особенно в области балета, в котором, по словам поэта, мы были «впереди планеты всей». В Новокузнецке в 1950–1960-е годы балет считался популярным времяпрепровождением горожан. Казалось, балетным искусством увлекались все. В балетных коллективах занимались после работы, с балетными постановками ездили на конкурсы, что проводились в масштабах страны, выезжали с ними за рубеж. В Новокузнецке гастролировали известные столичные балетные труппы. На них шли семьями. Как говорили тогда, «на пробируху»: лишние билеты на балетные представления спрашивали задолго до начала. В концертных залах городские балетоманы сидели на ступенях между рядами. На неудобства не обращали внимание. Главным в тот момент было увидеть завораживающее чудо под названием балет.

Таким же успехом пользовались и спектакли, поставленные в городском самодеятельном балетном театре: «Баядерка» Минкуса, «Адажио» из «Лебединого озера», «Вальс» Машкова, «Ноктюрн» Ференца Листа, «Бахчисарайский фонтан», фрагменты из «Ивана Сусанина», «Князя Игоря», «Фауста», «Дон Кихота». Слесари, крановщики, токари, операторы блюминга, учителя, приходя на занятия, оставляли свои будни, часто нелёгкие, за порогом. Для них с каждой репетицией, которые проходили пять, а то и шесть раз в неделю, с каждым представлением начиналась новая, насыщенная искусством, интересная жизнь.

Очереди за билетами на постановки своих, городских танцоров балета, растягивались на десятки метров.

Новокузнецкий балет гастролировал в Кемерове, Новосибирске, Москве. Одна из советских газет 60-х годов прошлого века писала о выступлениях новокузнечан на всероссийском конкурсе следующее: «Случилось неожиданное! Громадная чаша Новосибирского театра оперы и балета, казалось, содрогнулась от аплодисментов. Взыскательный зритель, избалованный выступлениями известных в стране мастеров, никак не хотел отпускать со сцены самодеятельных артистов – коллектив народного театра балета кузнецких металлургов. Зрители не верили в то, что перед ними самодеятельный коллектив. Такого же мнения придерживалось и жюри конкурса. В ведущем танцовщике Петре Мухортове члены жюри, с недоумением пожимая плечами, не хотели признавать простого рабочего. Сомнения разрешил сам танцор балета. Простой работяга-труженик Пётр Мухортов показал залу руки с большими мозолями на ладонях».

Тяжёлый труд балерины

Партнёршей Петра Мухортова долгое время была балерина Валентина Портная-Барадулина. Солистку народного театра балета кузнецких металлургов, которой первой в Кузбассе присвоили звание заслуженного работника культуры Российской Федерации, с другим её партнёром по танцу Василием Тарасовым тепло принимали зрители Австрии, Норвегии, Польши, Германской Демократической Республики, Венгрии. Этой балетной паре новокузнецкие поэты посвящали стихи: «Ворвётся в зал восторг и восхищенье, Мы красотой покорены в тот миг, И дышит необычным вдохновеньем Их танца покоряющий язык. Трепещет мир движенья ярких красок, В котором царствуют Портная и Тарасов». С этой новокузнецкой балетной парой занимался известный московский балетмейстер и хореограф Владимир Алексеевич Преображенский. Причём относился к ним мэтр не как к провинциальным «самодеятельщикам», а как к профессионалам. Недаром зрителей Кремлёвского театра покорил спектакль «Баядерка», с которым выступали в Москве приглашённые новокузнечане. «Ну уж если самодеятельность берётся за классику!» – удивлялась мастерству провинциальных артистов балета всемирно известная балерина Ольга Лепешинская. Да и как было не удивляться? Танцовщики и танцовщицы народного балета, по воспоминаниям Валентины Васильевны Барадулиной, маленькие изящные пуанты которой в качестве редкого экспоната хранятся в Новокузнецком краеведческом музее и у которой 20 лет назад я брала интервью, занимались до кровавых мозолей. «Они до сих пор у меня не сошли. Однажды на репетицию пришла моя свекровь и была поражена. Для неё стало откровением, что балет – это тяжёлый труд!» – рассказывала моя собеседница, знаменитая фраза которой «Нет ничего прекраснее, чем балет, но нет ничего тяжелее, чем труд балерины» вошла в историю новокузнецкого балета.

Преемники из «Фуэте»

Примером и образцом для подражания Валентина Васильевна была и для балетмейстеров ансамбля классического танца «Фуэте», который в этом году отмечает 20-летний юбилей. В юности они танцевали с ней в балетных постановках на одной сцене. Так что и в сегодняшнем новокузнецком балете живёт преемственность. В этом году в ансамбле проводят эксперимент: под началом Анны Завразиной берут в «Фуэте» ребятишек с четырёх лет. «Потому что сегодня городские студии способных ребятишек разбирают с раннего возраста», – уточняет Елена Скворцова, балетмейстер подготовительной группы. Многие выпускники «Фуэте», повзрослев и обзаведясь семьями, так же, как когда-то их родители, приводят своих детей в ансамбль. Некоторые выпускники ансамбля после окончания поступают в профессиональные школы в Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве. Так, Алина Зенкова, окончив Московскую академию хореографии, танцует в Кремлёвском балете. «Но такие, явно предрасположенные к этой профессии дети, – большая редкость. Судьба у балерин сложная. Не все участники ансамбля, отдающие этому искусству всего себя, становятся солистами. Танцевать приходится во втором, третьем составах. Хотя многие желали бы быть ведущими артистами балета!» – отмечают Елена Скворцова и художественный руководитель ансамбля Галина Баранова. Обе с детства мечтали быть балеринами. А у Галины Юрьевны прослеживается ещё и семейная преемственность. В юности её бабушка Зоя Никитична Швец, преподаватель физкультуры, занималась балетом, выступала на сцене с хореографическими номерами.

Танец на «острие»

Занятия в «Фуэте» проходят на уроках преподавателя гимнастики Анны Волковой под живую музыку – игру на фортепиано концертмейстера Татьяны Рябовой. К слову, в российских профессиональных школах балета сегодня никто не работает под фонограмму – только под игру концертмейстера. Татьяна Борисовна аккомпанирует во всех группах, и потому участники ансамбля постоянно слушают классическую живую музыку. «Работа у нашей уникальной Татьяны Борисовны сложная, по-своему специфическая. Такого аккомпаниатора, отдающегося своему делу всей душой, сегодня не найдёшь! Тем более что репертуар ансамбля на 99 процентов состоит из классических произведений», – говорят в «Фуэте».

– Наш коллектив – из самых настоящих, классических. Из тех, которые по-прежнему стараются, как говорят в балете, держаться на пуантах. А значит, держать высокий уровень балетного мастерства. К слову, многие балетные коллективы сегодня избегают выступлений на пуантах. Конечно, в кроссовках танцевать гораздо легче, но мы в этом плане не отступаем от академической классики, – поясняет Галина Баранова.

Танцуя на пуантах, коллектив в недавнем прошлом поставил два больших балетных спектакля со спецэффектами – «Чипполино» и «Белоснежка и семь гномов». Сегодня в репертуаре «Фуэте», в основном, концертные номера, с которыми можно мобильно выступать на сценах и вывозить их на разного уровня, в том числе и международные, конкурсы.

С танцем по жизни

В день моего прихода во Дворец культуры кузнецких металлургов проходила репетиция для очередного выступления на сцене балерин «Фуэте».

– Девочки, мне не нравится, как вы встали, вернитесь на исходную позицию! Ариша, ты куда завалилась? Поворот! Сильнее! Смелее! Ну вот, встретились два одиночества! Кто кого должен пропустить? Девочки, вам можно отойти, как можно дальше?.. Марина, ты же сразу идёшь на носок. Развернулись, и пошли! Раз-два-три! Рам-пам-пам! Закрыли финал! Ручки опустили. И пам-пам – сели в позу! И не забывайте улыбки! – руководила танцевальным процессом Галина Юрьевна. Участницы номера – 14– и 15-летние Даша Никонова, Лера Изыкова, Вика Шмидт, Соня Шлагова, Арина Екамасова и Марина Гладкова. Все с детских лет покорены красотой балетного танца. Одних в ансамбль привели родители, другие сами захотели танцевать в «красивых пышных юбочках-пачках». Всем нравятся грациозные красивые движения, хорошая физическая нагрузка, что сопутствуют балетному искусству. «Потому что балет – это тяжёлый труд, который вырабатывает дисциплину. Не все мы станем балеринами, но балет, который мы очень любим, научит нас достигать успехов потом в других профессиях. Все мы благодаря танцам привыкли трудиться и в школе хорошо учимся – на четвёрки и пятёрки», – признаётся 15-летняя Виктория Шмидт. И этим признанием юная балерина вторит словам известной в прошлом знаменитости – балерине Валентине Барадулиной о тяжёлом и прекрасном труде балета.

Фото из архива ансамбля классического танца «Фуэте»


Просмотров статьи: 45