Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Музей «Солнечного поэта»

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Марии Коряга

Удивительно, как в этом человеке совмещались тяжёлые воспоминания о военном детстве и светлая доброта его поэтического творчества! Казалось, что он с этой своей доброй улыбкой и какой-то кротостью, таящейся в морщинках у глаз, всегда носил в душе тайну неизведанных им самим беспечных юных лет. Их он каждый раз проживал с новой вышедшей в свет книгой. Недаром новокузнецкого детского поэта и писателя Эдуарда Гольцмана, к сожалению ушедшего от нас четыре года назад, за его светлую натуру, за его такое искреннее и какое-то по-особенному уютное творчество называли «Солнечным поэтом».

«Детство» победило

10 сентября в Центральной детской библиотеке, которая носит имя Эдуарда Даниловича, прошло открытие музея, посвящённого его творчеству. Создать литературно-музейную экспозицию под названием «Наследие» помогла победа в конкурсе грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Автор проекта – Жанна Крупенникова, главный библиотекарь отдела развития и программно-целевой деятельности Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя.

На полученный один миллион рублей, который им перечислили как победителям, сотрудниками детской библиотеки было приобретено выставочное и музыкальное оборудование, мощная аудиоаппаратура, сенсорный киоск. С литературно-музейной экспозицией «Наследие» можно некоторое время спустя познакомиться и в виртуальном формате, в 16-м выпуске библиотечной газеты «Новокузнецк на блюдечке».

Поезда шли на Восток

Кажется, что детство, которого не было у Эдуарда Гольцмана, всё-таки поселилось в нём, уже повзрослевшем. А потом и вовсе навсегда осталось в этом человеке.

В пятилетнем возрасте маленький Эдик должен был погибнуть во время Второй мировой войны в польском городе Пултуск. Здесь он родился в многодетной еврейской семье, которая в 1939 году во время нападения фашистов на Польшу, попала в плен. Зная отношение гитлеровцев к евреям, семья готовилась к самому худшему – расстрелу. Однако судьба благоприятствовала, и семейному клану Гольцманов удалось бежать из Польши в Советский Союз, в Белоруссию, куда вскоре тоже пришла война.

Великая Отечественная застала их в Полоцке, в котором пытались осесть родители маленького Эдика, и который в первые же дни войны стали бомбить фашистские самолёты. Семье Гольцманов с трудом удалось эвакуироваться из пылающего города. Начались тяжёлые, под бомбёжками странствия, во время которых семья потерялась. Оставшегося в живых семилетнего Эдика определили в детский дом в Курган-Тюбе, в Средней Азии. Здесь он успел хлебнуть лиха, пережить самые трагичные эпизоды в своей жизни. Голод был не самым страшным испытанием. На глазах семилетнего Эдика немецкий пленный зарубил лопатой кричавшую на него детдомовскую девочку. «Во всех моих детских воспоминаниях жила война. А в День Победы станцию Курган-Тюбе, где находился наш детдом, накрыла тень солнечного затмения. И я, потрясённый этим, решил, что это фашисты взорвали солнце, и света на земле больше не будет», – вспоминал позднее Эдуард Данилович. Родители нашли сына только год спустя после окончания войны.

В 1946 году воссоединившаяся семья переехала в Прокопьевск, куда на шахту мобилизовали отца. Эдуард во время учёбы в школе одновременно обучался слесарному делу. Затем служил в танковой части на Сахалине. После армии окончил Ленинградский институт культуры и вернулся в Кузбасс, где работал в разных городах режиссёром народных театров.

Взрослый с душой ребёнка

В Новокузнецке, где он, наконец-то, осел в сорок лет, Эдуард Гольцман понял, что его призвание – детская поэзия. Первый поэтический сборник под названием «Петушки» увидел свет в 1966 году. Всего на счету поэта – более десятка книг для детей. Как прозвучало в одной из рецензий в то время: «Писать для детей – значит быть способным видеть и творить этот мир по законам детского восприятия. А Эдуард Данилович обладал довольно редким даром: он видел мир глазами зрелого человека и через незамутнённую призму детского восприятия. Именно поэтому его творчество универсально: есть стихи для дошкольников, есть – для подростков. И что интересно: взрослые от них тоже в восторге! Гольцман – взрослый поэт с душой ребёнка».

Поэту и впрямь доставляло удовольствие видеть восторг не только в детских глазах. И потому он всегда охотно выступал, как перед юными читателями; так и пришедшими вместе с детьми на встречу родителями. Эдуард Данилович был частым гостем в библиотеках, школах, детских садах. Очевидцы говорят, что это были настоящие театрализованные представления: с музыкой и перевоплощениями. Стихи Гольцмана прекрасно ложатся на музыку, что оценили многие новокузнецкие композиторы. И в первую очередь Александр Ляпин и Михаил Маслов, с которыми у поэта завязалась многолетняя дружба. И потому на презентации музея звучали стихи и песни на его поэзию в исполнении актёров Новокузнецкого драмтеатра, театра «Синтезис», барда Евгения Белого и Елены Павловской, выступившей вместе со своим народным фольклорным коллективом «Параскева Пятница». Под звучание гуслей они исполнили детские песни на стихи Эдуарда Даниловича.

От миниатюр до книжек-самоделок

На открытии музея на выставочных полках библиотеки были представлены личные вещи поэта (например, будильник и галстук), его книги, награды, бюст Маяковского, который стоял на его письменном столе, коллекция значков. Среди экспонатов можно увидеть ручку, которой писал автор и пишущую машинку – аналог той, которой постоянно пользовался Гольцман, но, к сожалению, утерянной.

Особый интерес вызывает собрание книжных миниатюр, а также книжек, сделанными собственными руками «солнечного поэта». Дело в том, что нередко Эдуард Гольцман, которому не хватало средств на издание своих поэтических произведений, вырезал из детских журналов картинки и вписывал на них ручкой свои собственные стихи, посвящённые детям. Всё это сшивалось, превращаясь в оригинальные детские книжки-самоделки. Здесь была даже фамильная мягкая игрушка – медвежонок, которого Эдуард Данилович в качестве оберега брал на все свои выступления и творческие встречи.

Всё это собрание сочинений и личных вещей, из которого состоит музей имени Гольцмана, было создано участниками проекта благодаря его жене – Анне Коростышевской. Она очень дорожила вещами Эдуарда Даниловича, его семейным и литературным наследием, и всё-таки со словами: «Но это же отдаётся в вечность» – поделилась с библиотекой. Вместе с дочерью поэта – Жанной Никифоровой – Анна Михайловна также присутствовала на презентации музея имени своего одарённого, не лишённого до старости лет таланта по-детски воспринимать окружающий мир спутника жизни Эдуарда Гольцмана.


Просмотров статьи: 806