Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Параллели пересеклись

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Марии Коряга

В Доме творческих союзов работает уникальная выставка двух художниц. Она получила название «Пересекающиеся параллели» и является своеобразным итогом работы Любови и Дарьи Серовых, матери и дочери из Челябинска – участниц Всероссийского симпозиума по цветной горячей эмали, завершившегося на днях в Сибирском центре современного искусства «Форма». Напомним, это грандиозное культурное мероприятие проходило впервые не только в нашем городе, но и во всём Кузбассе. Оно объединило более 20 эмальеров со всей России, которые в течение двух недель творили на территории выставочного комплекса «Кузбасская ярмарка».

Техническим руководителем симпозиума была Зинаида Корчагина из Новосибирска. Она провела уроки мастерства для художников по всем этапам технологии этого вида искусства, имеющего более чем трёхтысячелетнюю историю, посвятила в некоторые физико-химические свойства эмали, в различные техники производства. Под её руководством многие впервые приступили к созданию собственных «горячих, с пылу-с-жару» эмалевых произведений. Среди них оказались и Любовь и Дарья Серовы, чей дебют оказался очень удачным.

Дарья еще студентка, она учится в Красноярске в Сибирском институте искусств имени Дмитрия Хворостовского. Однако, судя по картинам девушки, её уже сейчас можно назвать художником со своим самобытным стилем и творческим почерком, при этом на маму совершенно не похожей. Каждая из художниц со своей энергетикой, и, несмотря на название выставки, в своих работах они не пересекается. Картины близких родственниц отличаются, как по «манере изложения», так и по колориту. У Дарьи в отличие от материнских произведений, это достаточно яркие, эмоционально взрывные пастели. На картине «Полетела за яблоком» девушка изображает крылатую женщину, которая на лету пытается поймать – уж не молодильное ли? – яблочко. На листе «А скоро лето!» – летние женские сумки, лоскуты лёгких платьев, сарафанов, бусы. На работе «Завтра был август» я увидела знакомую женскую шляпу, которой молодая художница пытается «оттенить» летний букет. Или такие работы представительницы молодого поколения, как «Натюрморт с индийской сумкой», «Завтрак на траве», «Пряный вечер», «Утро с тюльпанами», «Чёрная и красная ягода», «Жёлтый ковёр»… И всё это с вазами, заварными чайниками, блюдцами и плошками, в замысловатом разноцветном орнаменте цветов и фруктов. Дарьин «Автопортрет с тыквой», к примеру, был представлен на молодёжной секции «Формы».

У старшего поколения этой творческой семьи – Любови Серовой – работы совсем другого характера. Это и чёрно-белая графика, и листы, написанные цветным акрилом. И если дочка в своих импульсивных, несколько экспрессивных произведениях запечатлевает первые же, нахлынувшие на неё эмоции (она буквально «купает» зрителя в своих радостных от восприятия окружающей её жизни чувствах), то Любовь – совершенно иначе подходит к мольберту. Прежде чем что-то запечатлеть, она, словно умудрённая жизнью, долго раздумывает, старательно готовится, а потом уже берётся за карандаш и кисть. В её работах как будто скрыты «пласты» воспоминаний и раздумий о чём-то, что когда-то наполняло её детство и юность. Покосившиеся от ветхости строения, чайные сервизы и тарелки, разного рода бытовые принадлежности… Изображена даже консервная банка, которую использовали под пепельницу. Словно всё это было взято и привнесено на картины именно из этих старых, кажется, давно заброшенных хозяевами домов («Дом просел», «Летняя кухня Ковалёвых», «Натюрморт с клеткой», «Прогулки по Троицку»). В пустой клетке на её натюрморте, как предполагается, жил когда-то весёлый говорливый попугай или радостно щебечущая канарейка. Но кто-то выпустил птицу на волю, либо случилось с ней какое-то несчастье, и тогда уж точно «птичку жалко». Теперь бывшее прибежище пернатого напоминает чьё-то опустевшее жилище. О том, что птичья жизнь в этом доме завершилась, говорит и пустая, перевёрнутая алюминиевая кастрюлька, в которой когда-то готовили для крылатого жильца корм. Или серия работ под названием «Прогулки по Троицку». Любовь Серова не стесняется изображать ветхие облупившиеся жилые здания захолустного городка. Подслеповатые окна домов, покосившиеся двери при входе в подъезд, уныло сидящего возле одного из них пса… Другое, более оптимистичное настроение навевает серия «Зимняя ночка». Когда небо и снег в одном – серо-белом цвете. То ли это «буря мглою небо кроет», то ли это лунный свет залил всю округу. А разделительной линией между небесным сводом и покрытой снегом землёй проходит ряд деревенских избушек.

«Я смотрю на работы Любови Серовой, на её чёрно-белые рисунки, читаю названия и вижу, как всё это лично для меня оживает в цвете, – отмечает Анастасия Долгова, методист Дома творческих союзов. Я просто чувствую и понимаю то состояние, в котором художник писал ту или иную картину. И так вот у каждого зрителя – своё прочтение».

Своё особое прочтение и у работ «Тайны старого чемодана», «Букет с мальвами», серии «Керамических миниатюр», «Ворона», «Зимних трав», «Девочки с кувшином» и «Мальчика с дудочкой». В её чёрно-красно-жёлтом листе, названном «За дверью», выписан всего лишь один венский стул. Словно, прежде чем распахнуть чью-то чужую дверь, ты ожидаешь увидеть некий таинственный мир. Но встречаешь такую бытовую обыденность! А впрочем, как на всё это и с какой стороны посмотреть - ведь и на венских стульях нередко могут сидеть принцессы на горошине!

Отметим, работы Любови и Дарьи Серовых можно увидеть не только в ДТС. 29 сентября состоится Межрегиональная художественная выставка «Форма. 2.0. Декоративное искусство», где будут представлены работы 350 художников со всей России и в том числе участников симпозиума. Мероприятие пройдёт в Сибирском центре современного искусства «Форма», в павильоне №7 «Кузбасской ярмарки».


Просмотров статьи: 35