Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Общественный транспорт Новокузнецка: настоящее и будущее

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Владимир ШАБАНКОВ

О грядущей реформе общественного транспорта в Новокузнецке в последние месяцы говорят очень много. Перемены предстоят большие, и, как всегда в подобных ситуациях, среди горожан, на которых эта реформа, собственно, и рассчитана, появляется недопонимание, возникают вопросы, на которые не всегда есть ответы, ну и как результат – «слухи ширятся, не ведая преград».

Частные перевозчики активно пользуются любой возможностью перейти в атаку, чтобы отстоять свой бизнес. Они призывают пассажиров прямо в пути подписывать многостраничные петиции, которые мало кто, конечно же, успевает читать, и люди просто дарят свои подписи и оставляют свои личные данные на основании не вполне корректного, скажем так, объявления об «отмене» того или иного маршрута. Они наклеивают на окна маршруток безапелляционные заявления об «убийстве» малого бизнеса, видимо, полагая, что малый бизнес в городе – это только они; хотя, скорее всего, просто не желая идти на более сложные для себя условия конкурса, чем это было раньше. Очень много говорят о сотнях своих сотрудников, которые будут отправлены «на мороз», видимо, полагая, что новые перевозчики привезут с собой в город несколько вагонов водителей откуда-то издалека. При том что сами уже сейчас со многих маршруток снимают кондукторов, усложняя и без того не слишком комфортный проезд. 

Всё чаще и чаще в качестве основного лозунга этой борьбы звучит забота о пассажире, его удобстве и благополучии. Хотя на фоне того, с чем мы сталкиваемся каждый день, это всё звучит несколько странно. Да, мы пока не можем точно сказать, что получится в результате будущей реформы. Да, наверняка, будет непростой период привыкания к новшествам. Но, положа руку на сердце, многие ли из вас скажут, что вот прямо сейчас всё у нас отлично? Реально ржавые и побитые пазики с заклеенными скотчем сиденьями; «гонки на выживание» в погоне за пассажирами; маршрутки, проносящиеся мимо остановки (потому что «на выход никого нет»), высаживающие пассажиров заранее (потому что «дальше не едем»), останавливающиеся исключительно по требованию (и не дай Бог ты не услышал с другого конца автобуса вопрос кондуктора «на выход есть?»), трогающиеся раньше, чем пассажиры успели зайти; останавливающиеся на пешеходных переходах и даже проскакивающие на красный – неужели есть в городе люди, кто с этим никогда не сталкивались? А невозможность уехать из отдалённых районов в центр поздно вечером? А необычайно «высокая» культура общения кондукторов? Водители, говорящие по телефону и даже курящие во время движения, несмотря на грозные объявления о запрете всего этого. Мы так привыкли к этим вещам, что молча терпим и не задаём вопросов. Это очень напоминает ситуации, когда люди годами терпят нелюбимую работу или ставшие весьма прохладными отношения по принципу «тут я уже привык, всё знаю, а на новом месте и с новым человеком ещё неизвестно, как всё будет». Несколько мазохично, не правда ли? 

А можно вспомнить ещё и такие «прелести» нерегулируемого тарифа, как отсутствие льготного проезда, как порой весьма неожиданно для горожан подскакивающие цены на билет. Можно напомнить и внезапную весеннюю «забастовку», когда город утром просто встал, а жители районов не могли нормально добраться на работу в центр, и, чтобы как-то сгладить ситуацию, пришлось подключаться Губернатору и привлекать автобусы с соседних городов. Есть ли гарантия, что такого не повторится?

Впрочем, вопросы всё же задаются. Только за два летних месяца в диспетчерскую службу поступила 331 жалоба на частных перевозчиков. Среди наиболее частых претензий – нарушение графика движения. С апреля текущего года владельцы частных автобусов получили 441 акт невыполнения договорных условий. Однако акты эти зачастую попросту игнорируются, поскольку штраф за нарушение составляет всего 300 рублей.

Администрация города, конечно же, ведет среди новокузнечан разъяснительную работу. Но у неё нет столько передвижных агитационных пунктов, в которые превратилось большинство маршруток с их объявлениями, плакатами, а то и устной разъяснительной работы со стороны кондукторов на особо дальних маршрутах.

На прошлой неделе в малом зале администрации состоялась большая двухчасовая пресс-конференция, на которой Глава города Сергей Кузнецов, директор Центральной диспетчерской службы городского пассажирского транспорта Евгений Скорых, начальник управления по транспорту и связи Евгений Машуков, руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий, а также руководители транспортных предприятий в очередной раз ответили на вопросы по будущему нашего общественного транспорта и нюансам грядущей реформы. На следующий день в эфире передачи «Утро с мэром» Глава города дополнительно пояснил некоторые особо важные моменты.

Почему сейчас?

Резких перемен никто не любит, и их зачастую всеми правдами и неправдами пытаются отсрочить. Тем более, когда, как в нашем случае, вроде бы есть «подарок судьбы» – возможность перенести реформы на два года из-за ситуации с коронавирусом.

Однако Глава города считает, что это было бы в корне неправильным: «Мы не можем не проводить транспортную реформу. Это даже не реформа в прямом смысле, а мероприятия, предусмотренные законодательством. Мы всё сделали по закону: нас проверила прокуратура, министерство транспорта, ФАС, сейчас генпрокурор проверит ещё. В декабре у нас заканчиваются все муниципальные контракты на пассажирских АТП. Мы не можем их продлить просто так – нам надо проводить конкурс. В ноябре заканчиваются свидетельства на право перевозки пассажиров у частных перевозчиков. Да, можно ещё на два года их продлить, но это ничего не даст. Пока есть договорённость с заводами-изготовителями, есть возможность сделать попытку заменить городской общественный транспорт, причем покупая не сам транспорт, а услуги по перевозке пассажиров. А транспорт по нашим договорённостям закупит перевозчик».

Изменение количества маршрутов и их новая нумерация

Пожалуй, самый главный аргумент против реформы и за то, чтобы «оставить всё как есть»: старые привычные маршруты убирают, общее их число сокращают, всё это разрушит годами складывавшуюся систему.

«Мы сократили те маршруты, которые были задублированы, – заверил Сергей Кузнецов. – Все остальные остались те же самые – мы даже добавили ещё».

Действительно, при ближайшем рассмотрении новой сетки маршрутов видно, что некоторые остались неизменными, некоторые объединились в один более длинный (особенно те, которые связывают разные районы города), некоторые были скорректированы как раз с целью убрать «дублирование». В интернете можно легко найти довольно подробные разъяснения по каждому району и городу в целом – что и как теперь будет. 

Кардинально изменилась нумерация – это да. И как раз это, прежде всего, порождает вопросы и утверждения, что те или иные маршруты «отменены».

На самом деле, как разъяснили журналистам, по закону нельзя оставлять у маршрута прежний номер, если меняется его схема, а также тип перевозки (в нашем случае с нерегулируемого на регулируемый). Старались подобрать номера в порядке очередности максимально близкие к прежним и при этом избавиться от «номеров с буквами», но это оказалось не так просто, потому что «в архиве» уже накопилось довольно много таких устаревших номеров, о которых помнят, наверное, лишь старожилы. Отсюда и недопонимание того, куда исчезают номера привычные и из-за чего появляются новые.

К слову, все имеющиеся в настоящее время дачные сезонные маршруты предполагается сохранить. Немаловажный вопрос для многочисленных дачников Новокузнецка.

«Пересадочные» маршруты и оплата проезда

Большое внимание в будущей реформе уделено оптимизации самой системы маршрутов. Они будут поделены на две группы: магистральные (связывающие два и более районов города) и внутрирайонные.

Цель вторых – движение по районам, а также подвоз пассажиров к магистральным маршрутам для дальнейшей пересадки. Критики новой системы сразу заговорили об увеличении вдвое стоимости проезда, к примеру, из районов в центр на работу. 

На самом деле, увеличения общей стоимости проезда как раз планируется избежать за счёт того, что с помощью новой транспортной карты, если ваша пересадка случилась в пределах 50 минут после посадки в первый автобус, вы не будете платить второй раз. То есть в течение 50 минут вы можете спокойно пересесть в другой автобус и ехать дальше. В выигрыше окажутся те, кто уже сейчас добирается до центра с пересадками и платит дважды.

Новая транспортная карта, кстати, позволит заплатить не только за себя, но и за своего спутника (супруга, ребёнка, знакомого, приехавшего из другого города).

Правда, на оплату наличными средствами эта система не распространяется. Плюс оплата проезда за наличку будет немного больше, чем за безнал, но конкретные суммы ещё просчитываются.

Новый перевозчик, кстати, не сможет и самостоятельно менять стоимость проезда. Система «муниципал/частник» в ноябре исчезнет. Победители конкурса станут работать по единому регулируемому тарифу, который сможет изменить (не чаще одного раза в год) только Региональная энергетическая комиссия.

Это, кстати, приведет ещё и к тому, что льготный проезд будет реализован на всём общественном транспорте, а не только на муниципальном, как сейчас.

Новые маршруты

Еще один волнующий горожан вопрос: вот сейчас будет заключён договор на 10 лет, а потом в городе появится новый микрорайон (как, например, нынешняя «Березовая роща») и будет жить без общественного транспорта до 2030 года.

Такого, как разъяснил Глава города, конечно же, не будет. Текущий конкурс никак не отменяет и не исключает проведения в будущем ещё одного конкурса на конкретные маршруты, если такая необходимость появится.

Число автобусов и график движения

Пожалуй, второй по важности после изменения числа маршрутов вопрос: автобусов, согласно условиям конкурса, станет гораздо меньше, чем было, это может привести к коллапсу в перевозке пассажиров.

На самом деле здесь сторонники «оставить всё как есть» лукавят, не договаривая до конца условия конкурса. Да, число транспортных единиц изменится, но это будут исключительно автобусы средней, большой и особо большой вместимости.

К слову, согласно данным, которые озвучил Евгений Скорых, частники в настоящее время тоже выпускают на линию отнюдь не все свои автобусы. По договору их должно быть 431, но на линию выходит меньше 250 в день. При этом график движения они соблюдают далеко не всегда, поздно вечером «поймать» маршрутку в отдалённых районах практически нереально. Да что там в районах: по Курако от площади Побед или от рынка добраться до вокзала после девяти вечера в основном получается только на муниципальном транспорте, несмотря на то, что сейчас в связи с ремонтом проспекта Металлургов маршрутов здесь стало гораздо больше.

График движения по новому договору будет более жёстким. Автобусы будут ходить «столько, сколько понадобится» по времени, вплоть до полуночи и даже позже. Интервал движения – от 6 до 24 минут.

За нарушения графика перевозчик будет нести более серьезную ответственность вплоть до расторжения контракта в случае регулярных рецидивов.

Новые автобусы

Одним из главных аргументов и козырей авторов и сторонников транспортной реформы станет появление на улицах города новых современных комфортабельных автобусов. 

Горожане уже успели оценить относительно недавно появившиеся в Новокузнецке новенькие «Волгабасы» и «ЛиАЗы». Согласно условиям конкурса, все без исключения автобусы, которые выйдут в ноябре на маршруты, должны быть не старше одного года.

Техника должна быть на газомоторном топливе, низкопольная, соответствующая всем новым стандартам, иметь встроенные валидаторы. У компании-перевозчика должен быть доступ к заводскому сертифицированному центру обслуживания.

Расписание и разъяснительная работа

Поскольку количество маршрутов и их схема значительно изменятся, многих волнует вопрос: как следить за расписанием, где его можно будет узнать?

Здесь предлагается сразу несколько вариантов. На остановках останутся старые привычные аншлаги. Расписание появится в интернете на сайтах соответствующих организаций. Возможно, будет распространяться на бумажных носителях.

Можно будет также позвонить в диспетчерскую службу, где не просто подскажут расписание, но и помогут вам «проложить маршрут» из точки А в точку Б с указанием места и времени пересадки, если потребуется. «У нас есть телефон диспетчерской службы (74-01-95), где в круглосуточном режиме бабушке, дедушке всё расскажут, – пояснил Евгений Скорых. Нужно будет просто назвать остановку, где вы живете и сказать, куда хотите уехать. И вам скажут, во сколько нужно выйти на эту остановку».

Пассажирам, знакомым с современными технологиями, для получения расписания на свой гаджет предлагают воспользоваться специальным QR-кодом, который будет размещён на каждой остановке.

Уже почти полгода работает система автоматического информирования пассажиров. Её номер: 32-81-21. На многих остановках уже сейчас есть специальный четырёхзначный идентификационный номер, при помощи которого можно по телефону узнать – какой автобус, трамвай или троллейбус проходит через эту остановку, и как скоро прибудет нужный маршрут.

Безусловно, разъяснительная работа ещё будет проводиться – в средствах массовой информации, по интернету, через управляющие компании на местах. В администрации реалистично предполагают, что в первое время будут трудности и готовы к выводу на маршруты дополнительных автобусов, но уверены, что горожане быстро привыкнут к новой системе и новым маршрутам.

Расторжение контракта с перевозчиком

Помимо нарушения графика движения, в договоре будут оговорены и другие причины, по которым контракт с перевозчиком может быть расторгнут.

«Если мне до 1 октября не представят окончательную, подтверждённую подписью директора завода спецификацию и товарно-транспортную накладную на поставку автобусов в Новокузнецк – по количеству и характеристикам – я расторгаю все аукционные протоколы, – заверил Сергей Кузнецов. – И тогда, конечно, мы будем продлевать то, что у нас сейчас есть. Но не ходить на аукцион я не имею права. Для меня, как для Главы города, это будет бездействие».


Просмотров статьи: 1123