Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Новая схема движения общественного транспорта: размышления и комментарии

Ещё в мае, когда предполагаемая новая схема движения общественного транспорта в Новокузнецке только была обнародована, участник городского сообщества в ВК «Новокузнецкий транспорт» Илья К. дал интересный анализ этой схемы, во многом актуальный и сегодня.

Предлагаем вам ознакомиться с этим анализом, чтобы лучше понять ситуацию с обновлением движения общественного транспорта по районам.

Заводской район

Разберёмся, что будет ходить на Запсибе. Маршруты №9 и 24 – с ними всё понятно, у них свой, привязанный к определённому времени пассажиропоток, широкий круг людей им не пользуется. Без изменений остаётся и №11, разве что вместо ПАЗ-3205 должны будут работать другие машины, средней вместимости, типа хорошо знакомого «Мурзика-206». На Ильинку без изменений продолжит ходить №89, а вот №91 должен будет перейти на автобусы большой вместимости. Проходящие транзитом редкие №7 и 71 отменяются. Связь Запсиба и Ильинки также предполагается в виде электробусов. Теперь переходим к самому спорному вопросу - связи с центром. Здесь, очевидно, должна заработать та самая система бесплатных пересадок. Мы видим, что «по прямой» в центр остаётся маршрут №345, который берёт на себя функции одновременно №15, а от вокзала ещё и №5. Также предполагается увеличить количество троллейбусов №1 с нынешних 9 единиц до 17-ти, а также провести ремонт контактной сети на «перегоне» для увеличения скорости троллейбуса. Автобус №16 будет теперь вместо «Треста» уходить на 13-й микрорайон, а с 18-го квартала вместо 35а и 47а появляется короткий №25, по кратчайшей трассе до Левого берега. Очевидно, предполагается, что, чтобы доехать до, к примеру, вокзала, Драмтеатра или Кузнецка с низа Запсиба, придётся сделать ту самую бесплатную пересадку, скажем, на станции Островской.

Орджоникидзевский район

Здесь много местных маршрутов, которые широкую публику вряд ли заинтересуют. Это номера 2, 3, 4, 12, 13, 19 и 60. Все они остаются, но стоит отметить, что увеличивается выпуск на «тройку», которая берёт на себя функции закрываемой 20-ки. Автобусная связь с центром будет осуществляться: с Абашево №87 (Левый берег, Кузнецкстроевский) и 345 (по бывшему маршруту №5). От Новобайдаевки добавляются проходящий №56 (десять автобусов против нынешних двух), а также номер 26 (по старой схеме). Ну и не забываем про трамваи. Итого закрыто: 5, 61, 61а (за счёт 345 и отчасти 87), 21 (за счёт 56), 29 (за счёт трамвая), 47 и 47а. (частично замещены 87 и 345, связь с 18-м кварталом Запсиба посредством пересадки). Маршрут 27 не закрыт, но в Новобайдаевку больше не приходит. Что нужно: перевод 345 маршрута с автобусов средней на автобусы большой вместимости, потому что нагрузка будет огромная. Улучшить привлекательность трамвая (но это уже совсем другая история).

Новоильинский район

Новоильинский район довольно сложный. Вроде бы и компактный, но в плане организации общественного транспорта коварный: имеет три горизонтали: Звездова, Авиаторов, Косыгина и три вертикали: Архитекторов/Чернышова, Звездова/Рокоссовского и Мира. И к каждому направлению необходимо предоставить возможность уехать. 

Поглядим, что получилось: 89 и 91 уже рассматривались, повторюсь, что 91 перестанет быть «маршруткой», и автобусы станут больше. А направление, по которому работала «семёрка», то есть район 14 школы и Славянского, должно быть охвачено электробусами. В центр уехать будет несложно, но сильного разнообразия ждать не следует: автобус 81 «закидывают» на Чернышова-Звездова. В час пик буднего дня должны быть 24 больших автобуса с интервалом 6 мин. Маршрут 86 остаётся без изменений с таким же выпуском. Маршрут 80 меняет конечную на «Ленту» и вывозит людей с Авиаторов и «Золушки» в центр. Работать должны 6 автобусов типа «Мурзик». На мой взгляд, этот маршрут недоработан, в двух местах напрашиваются изменения. 87-й с его двадцатью «гармошками» станет основным маршрутом города. Внутри самой Ильинки продолжит работать №82 без изменений. Итого: закрыты №7 (замена на электробусы), №90 (за счёт уменьшения интервала других маршрутов, частично компенсируется №80), №83 (без возмещения), №94, 94а (за счёт №80, 87), а также внутрирайонные 82а, 82б (благодаря так же 81 и 87). Что нужно: №80 по Ильинке пустить аналогично №87, в городе пустить его через Нику, как сейчас. №81 по Ильинке оставить как есть. Выровнять количество графиков по 80 и 81.

Куйбышевский район

Разбираем маршруты Куйбышевского района. Сначала пройдёмся по тем, что остаются. Сохранены автобусы точилинского направления: №51, 54. Муниципальный 64б и частный 64 становятся единым номером 64 с выпуском в семь гармошек. №64а становится номером 65. Также без изменений номер 69 до Загорского, а с аншлагом «53» будут выходить четыре машины вместо одной. Автобус 167 лишается «единички» и становится просто номером 67, а его укороченная версия до Садопарка и посёлка Мир (Бунгур) становится самостоятельным №68. Район Дальнего Куйбышево лишается муниципального автобуса №57, но продолжат работу №16, 26 и 70. 26-й будет без изменений, 16-й вместо Треста КМС пойдёт на 13-й микрорайон Запсиба, а 70-й вместо улицы Кирова от Универбыта отправится по Октябрьскому/Дружбы, исключая дублирование на этом участке номера 26. С улицы Челюскина запускается принципиально новый маршрут под старым номером: 27. Он больше решает задачи перевозок по Центральному району, поэтому рассмотрим его ниже, в разделе о Центральном районе. Отдельно стоит заметить, что автобусы не будут проходить через Ближнее Куйбышево по улицам Лазо и Мичурина. Весь транспорт будет сконцентрирован на улице Куйбышева и проспекте Курако. Возможно, в дальнейшем, в случае реконструкции перекрестка Лазо/Куйбышева либо иным путём автобусы там пойдут. Итого закрыты: №29 (компенсирован №27, 70, далее другим транспортом), №55 (о нём позже), 57 (изжил себя), 83 (низкий пассажиропоток с Бунгура и Куйбышева в Ильинку). Что нужно: в перспективе найти возможность для движения автобусов по улице Мичурина. Вернуть трамвай №3 с продлением по улице Веры Соломиной. Дорого, но оно того стоит.

Центральный район

Кузнецкий район отдельно рассматривать смысла нет – там ничего не поменялось, поэтому сразу центр. То, как добраться в Центральный район из других частей города, мы уже узнали. Здесь рассмотрим только маршруты, работающие в пределах центра, либо по большей части ориентированные на него. Остаётся маршрут 58а. Только без «а», с продлением до Ленты. Не совсем понятно, почему затребованы автобусы БВ, там и средней вместимости справятся. Зачем-то остаётся №88. Всегда считал его лишним, по крайней мере, в таком количестве. Здесь же он, вроде как, и на гору ходит, и 52 компенсирует отчасти (с Кузнецка до проспекта Курако). Не знаю, я бы закрыл, но специалистам виднее. По поводу нового 66 даже не знаю, что сказать. Он вроде и 55 заменяет, и 62 местами. Однако в случае принятия такой схемы, теряется связь, которую обеспечивает 66 сейчас, а до него это делал 12-й трамвай. Это связь районов Дружбы, Кутузова и Транспортной с КМК и близлежащими предприятиями, эта связь ещё востребована в час пик. Поэтому необходимо её сохранить, в частности, трамваем №5. 27-й автобус не только вывозит улицу Челюскина, но и открывает новые транспортные связи. №50 уже нам известен, вместе с 27-м обеспечивает новую связь между улицами центра. Итого: закрыты 62, 62а (компенсированы №27, 50, 66) Не совсем понятно, что будет с трамваем и троллейбусом, по одним данным, их маршруты не меняются, по другим, закрываются 3-й и 5-й троллейбусы, 6 и 6а совмещаются. Также непонятна судьба трамвая №5. 

Подытожу: в целом схема работоспособна, больше всего опасений конечно насчет 13-го и 18-го кварталов. Однозначно, главными городскими маршрутами становятся №87 и 345, особенно последний. В перспективе, конечно же, хотелось бы выхода на первый план электротранспорта. Ну и инфраструктура. Город должен быть удобным для людей, нельзя больше отдавать приоритет личному транспорту или подталкивать людей на его покупку.


Мнение заинтересованного горожанина мы попросили прокомментировать руководителя проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Дениса Новохацкого:

«Когда только появились посты с разъяснениями маршрутной схемы в ВК, первое, что я хотел сделать – узнать, кто автор. Оказалось, что это сотрудник одного из трамвайных депо и подготовил он эти посты самостоятельно, без каких-либо указаний или предложений. Сразу же нашёл его в социальных сетях и выразил свою благодарность. Проделана большая работа, которая всем тем, кто устраивал жаркие дебаты в паблике, расставила точки над I. 

Сейчас понятно, что с момента, когда появились эти посты, многое уже поменялось, 16 маршрут стал 17, 69-й – 22-м, 58а – 28-м и так далее, и, конечно, об этом нам предстоит рассказать горожанам. Кроме того, мы проработали и предложения, которые вынес в своих постах автор. В первую очередь, это касается графиков движения маршрутов и тех районов города, где, по его мнению, остались «белые пятна». Уже сейчас мы прорабатываем возможность приобретения дополнительных троллейбусов с увеличенным автономным ходом и ведём обкатку маршрута на 13 микрорайон, после чего приступим к работе по такому же маршруту на 18 квартал. 

Работа с горожанами показала, что спрос на транспортную доступность здесь большой, но так ли это будет на самом деле? Поэтому дополнительных автобусных маршрутов со сроком контракта на 10 лет в нижнюю часть Заводского района мы не планируем, а вот маршруты электробуса более просты в организации. В Заводском районе есть магистральный маршрут троллейбуса №1 и его можно продлевать без использования контактной сети на 20-25 километров. Таким образом, мы не будем дублировать городской электрический транспорт автобусами и обеспечим транспортом отдалённые кварталы района. Впрочем, как и планировалось, маршрут №1а от «Октябрьского» до Новоильинского района уже внесён в реестр и стал 51 маршрутом в городской сети общественного транспорта. 

К слову, сам принцип работы магистральных и подвозящих маршрутов позволяет снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и на перевозчика, а также сократить время в пути, как бы это не казалось парадоксально. Работает это так – на коротком подвозящем маршруте меньшим количеством транспорта можно добиться небольшого интервала движения. На длинном магистральном маршруте для сокращения интервалов нужно гораздо больше машин. Поэтому и появляется один большой магистральный маршрут, который не теряет время на движение внутри района, ходит регулярно по более быстрой магистрали. К нему, вместо дополнительного дублирующего маршрута с литерой «А», например, подключается короткий подвозящий маршрут, в котором в два-три раза меньше автобусов, чем в дополнительном большом маршруте.

Автор, как работник сферы городского электрического транспорта, явно переживает за будущее трамвая и троллейбуса. На фоне исчезновения рельсов с проспекта Металлургов его опасения очень ясны, но здесь нужно понимать, что весь мир сейчас переживает так называемый «трамвайный Ренессанс», а вместе с ним и второе рождение троллейбуса. Поэтому уже сегодня можно сказать, что количество маршрутов ГЭТ будет расти. Уже сейчас в реестре их на один больше, в скором времени добавятся ещё два маршрута троллейбуса. Мы не оставляем планов по строительству трамвайного кольца на Привокзальной площади и возвращению трамвая в Дальнее Куйбышево и на Курако. Горэлектротранспорт должен и будет развиваться в Новокузнецке. 

Конечно, впереди ещё много работы по информированию горожан о том, как будет работать новая транспортная система Новокузнецка. Конечно, нужно будет проводить настройку графиков и расписаний уже «по месту». И сейчас очень приятно видеть, как в электронных СМИ или социальных сетях появляется всё больше и больше комментариев о том, что новая система общественного транспорта – это перемены к лучшему».

Все интересующие вопросы можно задать специалистам на сайте утис.рф или отправить на электронную почту utis@admnkz.info.


Просмотров статьи: 6711