«Возьми гитару, поддержи аккорд!»
Знаете ли вы, на каких фестивалях соседствуют дружба и творческое соперничество? Где своим якобы конкурентам, выступающим на сценических подмостках, рады, как самым близким людям? Где, казалось бы, шапочное мимолётное знакомство перерастает в многолетние, а то и семейные связи… И всё это разноголосое содружество объединяет одна составляющая – авторская песня, любимая и почитаемая миллионами жителями нашей страны. И, естественно, десятками тысячами кузбассовцев.
Вдали от шумных городов
Не каждый, возможно, захочет ехать в столь отдалённое старинное горно-шорское поселения, как Усть-Кабырза. Но те, кто на днях до него добрались, от души были рады такой открытой, такой разноликой встрече, каким стал очередной открытый фестиваль-конкурс авторской песни «Трёхречье», названного в честь музея-заповедника, расположенного у слияния рек Кабырза, Мрас-су и Пызас. В течение двух дней, 24 и 25 июля, он традиционно проходил на территории «Шорского национального парка» и был посвящён памяти поэта-певца, хранителя традиций шорского народа А.П. Тунекова. Организовано мероприятие Министерством культуры и национальной политики Кузбасса, а также Центром народного творчества Кузбасса при поддержке администрации Таштагольского муниципального района. В соответствии с государственной программой «Культура Кузбасса» и проектом «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Кемеровской области-Кузбасса». И потому лишь на этом фестивале авторской песни можно услышать как раздольные русские песни, так и этнические композиции шорских авторов, не говоря уже о бардовском исполнении под гитару. Песня, как известно, объединяет!
Надо сказать, что в связи с удалённостью места проведения фестиваля-конкурса в Усть-Кабырзу была организована доставка участников на заказных автобусах от Таштагольского авто- и железнодорожного вокзалов. Конкурсных номинаций на этот раз было всего три: автор-исполнитель, исполнитель, вокальный дуэт. Участников, а их вместе с творческими дуэтами оказалось 45, оценивали как очно, так и заочно. Не все решились выйти из режима самоизоляции, и потому прислали на фестиваль записи своих песен. К частности, так поступила осинниковская поэтесса и певица Татьяна Мартыновская, чьё творчество было также отмечено на фестивале и многие другие «северяне» Кузбасса.
Песни походной жизни
Жили участники либо в заранее зафрахтованных домах для отдыхающих, либо в палаточном городке, под который была выделена огромная поляна на берегу горной и потому чистой реки Мрас-су, из которой можно было спокойно черпать воду для питьевых и бытовых нужд и, конечно же, принимать водные процедуры. Благо, жаркая погода тому благоприятствовала. Были, как это случается, при этом некоторые неудобства: кому-то не хватило дров для костра, а кому-то захотелось видеть поляну под палатку не с её душистым разнотравьем, а выкошенной «под гребёнку». Кому-то не понравилось, что не было указателей прямиком на фестиваль. Хотя мимо Усть-Кабырзы по единственной дороге трудно проехать… Кому-то под постоянным в последние дни солнечным пеклом захотелось специально поставленных шатров для зрителей.
Всё эти сетования, конечно, понятны и приемлемы. Однако организаторы фестивалей авторской песни никогда не делали ставку на комфорт. Ведь многие барды вышли именно из бродячего туристического движения и геологического племени, которому солнце и ветер – брат. И потому к концу грандиозного мероприятия, после большого гала-концерта, вкусив вкусной бесплатной гречневой каши, которой хозяева кормили гостей на дорожку, все эти издержки были напрочь забыты и отметены теми же недовольными: «Забудьте! Нам здесь было здорово!» Тем более что творческая составляющая фестиваля, исполнительское мастерство участников, среди которых жюри с превеликим трудом могло выбрать лучших и назвать их лауреатами, было самого высокого уровня. Многих просто не хотелось отпускать со сцены, а после окончания выступлений – устроить для каждого из них длительный бенефис. И весьма достойное место заняли новокузнечане, чьи имена хорошо известны поклонникам авторской песни.
С нотками этно-творчества
Так, потрясло зрителей выступление шорского этно-фольклорного ансмбля «От Эне», что в переводе означает «Мать Огня». С горловым пением в исполнении Ирины Кискоровой под звучание кай-комуса и бубна. Дух Матери огня у шорского народа (да и не только) издревле почитаем. Домашний очаг – это самое святое место в жилище. Традиция подкармливать и следить за огнём уходит корнями в очень давние времена, когда ещё люди не научились его добывать, но уже умели поддерживать пламя, которое давала природная стихия. С той глубокой древности эти обряды дошли до нас почти в первозданном виде. И шорский народ – один из немногих, кто донёс до нас ритуалы кормления Духа Матери Огня. Ирина Кискорова окончила Барнаульскую Академию культуры и искусств, играла в оркестре. Владеет редким горловым пением, от прослушивания которого, как выразилась одна из зрительниц фестиваля, «пробежали мурашки по коже». Именно создала в Новокузнецке молодёжный шорский ансамбль «От Эне», где играют на таких национальных инструментах, как кай-комус, тебир-комус, ыых-комус, бубен, окарина, кобрак, пробовали играть на чатхане. Несколько лет назад его участники выпустили свой первый музыкальный альбом «Чыш Сарыннары», что переводится как «Песни Тайги».
Ансамбль шориянок, в котором музыкальное образование имеет одна лишь Ирина Кискорова, стал настолько популярен, что его приглашают не только в другие российские регионы, но и за границу. По словам Ирины, собрались они в 2012 году. С тех пор уже объездили весь Кузбасс. Были на Алтае, в Хакассии, Тыве, Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Томске. Выступали также в Казахстане и Турции. Почти все песни написаны на стихи известных шорских поэтесс Таяны Тудегешевой и Любови Арбачаковой, которая сегодня большую часть времени проводит в Усть-Кабырзе. Здесь Арбачаковы построили красивый, в шорских традициях, дом. Музыку на тексты сочиняет сама Ирина Кискорова. Все песни «От Эне» объединяет тема связи человека с природой. А иного от уроженок Горной Шории, а ныне жительниц Новокузнецка и не стоит ожидать.
Новокузнечане не подвели
Широким раздольным пением поразила участников фестиваля Елена Тихонова, исполнившая песню «Даль великая» (село Сосновка Новокузнецкого района). Новокузнечанин Максим Маликов провёл для всех желающих мастер-класс игры на губной гармошке. Он, подыгрывая на гитаре, был помощником других выступающих. Кроме того, самостоятельно исполнив на Гала-концерте авторскую песню «Шаги по воде». До слёз тронула сердца своим исполнением Надежда Шрайнер из посёлка Краснобродский. Песня о трудармейцах «Мы были» на стихи Виктора Келлера, как ни одна другая, подходила к месту, где проходили выступления участников – в стенах музейно-исторического комплекса «Горно-шорский ГУЛАГ» с девизом над сценой «Дисциплина труда – залог успеха». Здесь же состоялся и дебют Анатолия Нога и Евгения Котина – актёров Новокузнецкого драматического театра, авторов-исполнителей песен.
– Какое у меня впечатление от фестиваля? Да это нереально круто! Мы благодарны нашему театру, который отпустил нас с репетиции спектакля «Мальчики» по Достоевскому и даже выделил для поездки театральный автомобиль, – отмечает Анатолий Нога. Новокузнечанин Михаил Гребенников отметил не только хороший исполнительский уровень фестиваля, но и живописные красоты Усть-Кабырзы, куда он вместе с семьёй собирается приехать отдыхать.
Лауреатами фестиваля стали новокузнецкие авторы-исполнители Евгений Искусных и семейный дуэт Дмитрия и Елены Малышкиных. Кроме того, на мероприятии была отмечена дата – сорок лет со дня кончины Владимира Высоцкого. А местный, усть-кабырзинский бард Андрей Ефремов даже рассказал в тесном дружеском кругу яркие эпизоды прощания с известным поэтом, актёром и певцом, свидетелем которого он стал в 1980 году.
Фото Кирилла Сазанова и Татьяны Любимовой
Просмотров статьи: 774