Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Школа будущего, или «Сага» о форсайтах

// Автор: Мария ИЗЕНКИНА
// Фото: Мария КОРЯГА

Лейтмотивом прошедших в Новокузнецке ХХI городских Дней науки и II Сибирского научно-образовательного форума, без сомнения, стали размышления о перспективах современной школы – какой она будет к 2035 году, и какое место в ней будет занимать учитель. Интересный, будоражащий педагогическую среду разговор продолжился и на организованном 14 февраля в администрации города круглом столе «Будущее образования». Своё видение векторов развития участникам представили гости из столицы – сотрудники Московского городского педагогического университета. 

Как выяснилось в ходе круглого стола, представители столичного вуза стали модераторами обсуждений в Новокузнецке не случайно. Два года назад в МГПУ был запущен проект по формулировке форсайт образования – то есть по вовлечению большого количества людей, в том числе экспертов, в построение модели или некоего «социального заказа» школы «завтрашнего дня». «Форсайт – это попытка заглянуть в будущее: а что будет с образованием через 10-15-20 лет? С одной стороны, предугадать какие-то процессы, с другой – договориться, на что мы делаем ставку, куда мы будем инвестировать время, деньги, наши интеллектуальные ресурсы», – разъяснил суть проекта Кирилл Баранников, проректор по развитию МГПУ, кандидат педагогических наук. 

Очень скоро проект вышел за рамки университета и стал общероссийским, «зашёл» в регионы. И приобрёл очень важную особенность – конкретность, прикладную ценность. В качестве экспертов, формирующих социальный заказ, приглашаются представители местной власти, руководители крупных предприятий, общественные лидеры определённой территории. Так, в Новокузнецке участие в проекте приняли председатель городского Совета народных депутатов Олег Масюков, Глава города Сергей Кузнецов, заместитель Главы Новокузнецка по социальным вопросам Григорий Вержицкий, председатель комитета образования и науки администрации города Юлия Соловьёва, управляющий ОАО «Кузнецкбизнесбанк» Юрий Буланов, генеральный директор ВК «Кузбасская ярмарка» Владимир Табачников и многие другие известные люди. Их размышления об образовании будущего опубликованы в специально изданном Форсайт-буклете, ставшим результатом совместного труда МГПУ, администрации города и Института повышения квалификации. Таким образом, презентация буклета и круглый стол стали взаимодополняющими друг друга мероприятиями, присутствие авторов сделало восприятие проекта более интересным и, наверное, более лёгким. 

Так, Кирилл Баранников ознакомил присутствующих с существующими «трендами» в мировом образовании, педагогическими экспериментами и их прикладным значением для современной науки. Например, представил модель школы, построенную по методике известного педагога Сугата Митры, распространённую сегодня во многих странах. Ещё в 1990-х годах он поставил в бедных кварталах пригорода Дели своеобразные обучающие киоски – встроенные в металлическую оболочку компьютеры с офисными программами на английском языке и доступом в глобальную сеть. Отданные «на растерзание» местной детворе умные аппараты произвели фурор в мире образования: выяснилось, что дети способны с нуля обучиться работать с компьютерной техникой и пользоваться интернетом и научить этому других без всякой помощи со стороны взрослых. Им при этом не мешает даже незнание языка – элементарные слова и термины воспринимаются и заучиваются сами собой. Так возникла идея о самоорганизующейся образовательной среде, которая ставит в приоритет командную проектную деятельность (перед учениками ставится некая проблема, вопрос – и они сами с помощью различных источников, в первую очередь Интернета, находят её решение) и новую роль учителя, который должен стать для детей проводником в страну знаний, помощником, но не «надзирателем» и беспрекословным авторитетом. «Идите вперёд, и я пойду вместе с вами», – таким должен быть девиз педагога, работающего по методике Сугаты. Митра настаивал также на том, что современное образование не может игнорировать компьютерные технологии – умение работать с ними является основой основ сегодняшней жизни. 

В разговоре и о других методиках, естественно, большое внимание было уделено именно всеобщей компьютеризации, цифровизации образовательных процессов, смене привычной роли учителя. В связи с чем в зале ощущалось некоторое волнение – слушая докладчика, многие присутствующие не могли скрыть недоумения и, в конце концов, раздался вопрос: «А что же делать нам, останется ли место сегодняшним педагогам в школе будущего?». Спикер поспешил успокоить аудиторию, заявив, что никогда в сфере образования ни один робот не сможет заменить человека с присущими только ему «специфическими функциями». 

Позднее своего коллегу поддержала Наталья Стрикун, начальник управления инновационной политики МГПУ, кандидат педагогических наук, сделавшая в своём выступлении экскурс в историю развития системы образования Новокузнецка. (В нём подчёркивалось, что наш город всегда был открыт к внедрению новых идей, лучших практик, передовых разработок). Она отметила, что при всём сегодняшнем темпе развития новых технологий, главным, по крайней мере, в социальной сфере, остаётся всё-таки человеческий потенциал. Живое общение, отношения, чувства, эмоции. «Возьмём, к примеру, тесты, которые сегодня широко применимы. Если ученик выполнит задания на компьютере, и оценку ему поставит система – это одно дело. И совершенно другое, если своё мнение о работе учащегося выскажет учитель… Мотивацию к обучению способен создать только человек», – пояснила свою позицию Наталья Стрикун. 

Теоретические размышления и презентацию буклета продолжила практическая часть. На площадке II Сибирского научно-образовательного форума команды от различных городских школ пытались применить форсайт-технологии к своему образовательному учреждению, моделировали его будущее с учётом полученных знаний. 


Просмотров статьи: 610