Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Школа для «хоумскулеров»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

В Новокузнецке, как и по всей стране, становится популярным семейное образование. Оно ещё не превратилось в повсеместное явление, но, по словам специалистов, «тенденции к тому имеются». В России даже появился на английский манер термин, которым называют таких учеников – «хоумскулер», а само обучение – «хоумскулинг». Так, по данным комитета образования и науки администрации города, в Новокузнецке в этом учебном году насчитывается около 200 детей школьного возраста, которые должны были бы сидеть за партами, однако обучаются дома. В прошлом году их количество было значительно меньше. Чем же привлекает «школа на дому», и какие плюсы находят родители и, в том числе, ученики, перешедшие на такую форму образования? На этот вопрос согласились ответить мамы двух учениц, которые с начала учебного года находятся на семейном обучении. Но уже поняли в полной мере: что же это такое – принадлежать к классу «хоумскулеров». Это новокузнечанки Оксана Троегубова и Ирина Новаковская.

Экскурс в историю. В допетровской России образование «на дому» могли давать только русские учителя, иностранцы к такой работе не допускались. Грамоту дети изучали по церковным книгам. Новый этап в развитии семейного обучения в России наступил с воцарением Петра Первого и становлением в государстве светской культуры. Однако получить образование могли в основном дети, принадлежащие к аристократическому или купеческому сословию. В современной России в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены две формы получения образования вне школы: семейное образование и самообразование.

Оксана ТРОЕГУБОВА, фрилансер, ведущая женских программ-тренингов:

– Я, учитель русского языка и литературы по образованию, в прошлом методист Академии народного хозяйства и госслужбы, долго шла к этому решению. Несколько лет назад к нам в город приезжала известная в широких педагогических кругах Любовь Сгонник с проектом образования будущего. И те идеи, которые она пропагандировала, как-то запали мне в душу. Моя одиннадцатилетняя дочка Алина училась в школе №70, известной как «Школа Оршанского». В школе вовсю приветствовалось гуманитарное образование, обязательными были предметы – игра на фортепиано, хореография, сольфеджио, ритмика. Всё подавалось творчески, интересно! Однако по мере взросления Алине захотелось заниматься совершенно иным – вокалом и видеоблогерством. То есть больше времени уделять занятиям по интересам. И на пятый год обучения мы всё-таки решились на этот шаг. Мы просто нашли форму альтернативного обучения, которое больше соответствовало личному графику каждой из нас. Тем более что дочка продолжала заниматься в школьном театральном кружке. И потому не была лишена той особой школьной атмосферы, которая, как витамин роста, необходима подростку для взросления и становления личности. До девятого класса дочь будет заниматься по интернету, по специально разработанной для этого программе. А затем по окончании девятого и одиннадцатого классов мы едем сдавать ЕГЭ в одну из московских школ. У дочери есть своё расписание, по которому она может выполнять домашние задания в удобное для неё время. Затем она проходит текстовые задания по проверке полученных знаний. Для этого отправляет на проверку учителю, что ведёт предмет на базе интернет-урока, заполненные бланки.

В семейном обучении мы видим определённые плюсы. Хотя ответственность, что ложится на нас, как на родителей, конечно, колоссальная. И, тем не менее, всё это во благо: у дочери тоже, в свою очередь, формируется чувство ответственности, самодисциплины. С таким обучением у неё появилось свободное время на кружки по её интересам. Нам стало комфортней и проще выезжать совместно в командировки, в города, где я провожу тренинги. Дочка может без отрыва от учёбы дистанционно заниматься из любой точки мира. Тем более что задания согласно гибкому графику можно отправлять и в более поздние сроки, чем в школе. Правда, дочь пока не готова учиться без контроля с моей стороны. Поэтому мы сейчас так же, как это было в школе, порой прибегаем к услугам репетиторов.

Естественно, каждый родитель на своё усмотрение выбирает тот или иной вид образования. Знаю таких родителей, кто к школе на дому относится весьма неодобрительно, считая всё это необычным и пугающим. У меня есть подруга-психолог, чей ребёнок на такой форме обучения находится несколько лет. Но на следующий год она, наоборот, намерена отправить свою дочку в школу. Считая, что в более старших классах дочери будет не хватать общения со своими сверстниками. Да и для нас этот год – экспериментальный. Окончательное решение будем принимать по итогам прошедшего учебного года: либо останемся дома, либо вернёмся в школьный класс. А пока же на данный момент нам обеим такая форма образования удобна и комфортна.

Ирина НОВАКОВСКАЯ, менеджер по связям с общественностью:

– Моя двенадцатилетняя дочь Полина в первую четверть шестого класса перешла на семейное обучение из лицея №111. Готовились к этому целый год. Полина у нас девочка с ограниченными возможностями. И чтобы поправить её здоровье, мы решили отдать на занятия в конно-спортивную щколу «Фаворит». Занималась она настолько успешно, что в недавних соревнованиях на Кубок Губернатора, выступая совместно со здоровыми детьми, заняла первое место. Но в последнее время на занятия спортом у неё стало не хватать времени. И потому нами было принято решение перейти на семейную форму обучения. Полина охотно согласилась. В школе она испытывала сильную нагрузку. Дело доходило до головокружений, и потому время от времени ей приходилось ложиться в санаторий, чтобы подлечиться. Из-за пробелов в учёбе возникали проблемы. Иной раз на уроках она не могла быстро сосредоточиться и быстро ответить на вопрос, усвоить тему. А поскольку она у нас девочка стеснительная, то лишний раз подойти к преподавателю с просьбой разъяснить также не решалась. Были и конфликты, из-за которых ей приходилось переживать.

Сегодня на семейном образовании Полина может учиться спокойно, без переутомления. Нет какого-либо давления со стороны, нет гонки. Она стала лучше усваивать материал. У неё улучшились оценки. В том числе и по предметам, с которыми в школе были нелады. Потому что в интернете идёт доступное объяснение урока. Вопросы можно задавать в течение часа. Разъясняют так, чтобы нам не понадобился репетитор. Если по тексту не освоил тему – можно повторить. Ответы подаются в письменном виде, что позволяет лучше усваивать домашнее задание. Если в школе оценки просто ставят, то здесь каждую комментируют, почему она дана так или иначе. Обязательно идёт поощрение: «Молодец!» Все её задания и ответы я могу проследить онлайн. Наша Поля стала более самостоятельной, научилась сама себя контролировать. Стала более мобильной. На каникулы ездила в Питер погостить к бабушке вместе с ноутбуком, чтобы не отрываться от учёбы. На таких уроках нельзя списать. Поскольку установлена специальная программа, которая отображает, какое количество текста взято из интернета. Если он превышен, чересчур «интернетовский», то автоматически ставится «двойка». И потому приходится полагаться лишь на собственные познания.

Не возникла и проблем с социализацией. Мы не заметили, что она что-то потеряла в плане общения. Наоборот: у неё сейчас установились хорошие отношения с её школьными подругами. Сегодня она проводит с ними времени гораздо больше, чем раньше. Появилось время и на занятия в бассейне, английским языком, в художественной школе… Раньше на всё это физически невозможно было успеть.

Пока мы такой формой образования довольны. По крайней мере, возвращаться обратно, на школьное обучение, Полина сейчас ни за что не согласна.

Комментирует Галина БЕЛОВА, начальник отдела общего образования комитета образования и науки администрации города:

– Нам и самим интересно это явление – семейное образование, с которым в нашем городе более плотно мы столкнулись в последнее время. И которое нам придётся изучать тщательно и глубоко на конкретных примерах. Семейное образование было предусмотрено для детей с более повышенным уровнем знаний. Для которых в силу каких-то субъективных причин предполагалось ещё какое-то дополнительное образование. Либо в силу усиленного занятия спортом, участия в различных конкурсах, либо по семейным обстоятельствам. К примеру, семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте. Или у родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы. К сожалению, в последнее время родители вынуждены переводить своих детей на такую форму образования из-за проблем с учёбой, когда они отстают от программы, или не желают посещать школу. Ну, вот не хочет он идти в школу и – всё тут! Порой у ребёнка возникают сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.

Плюсы семейного образования в том, что если у ребёнка высокий уровень знаний, то он, занимаясь дистанционно, будет опережать своих сверстников по ряду предметов. Минус такого обучения в том, что школа, к которой он прикрепляется, не отвечает за качество обучения. На школьной форме обучения – двойной контроль: как со стороны преподавателей, так и родителей. На семейной – только родителей, которым все функции учителя придётся взять на себя. Они могут быть на работе, и в этом случае ребёнок будет предоставлен сам себе. И тогда неизвестно, чем он дома занимается, куда и с кем пошёл. Семейное образование для тех, кто может хорошо организовать себя и не нуждается в контроле. Хорошо, когда родители могут полностью дать ребёнку качественное образование. Но порой у семьи не хватает сил, терпения и педагогических навыков, чтобы выстроить образовательный процесс дома. Есть вопросы к семейному образованию и с точки зрения социализации. Известно, что все ученики «на дому» имеют право участвовать во всех олимпиадах, кружках, конкурсах, спортивных соревнованиях. К сожалению, многие не пользуются этим правом и предоставленными им возможностями. К тому же, ребёнок нуждается в ежедневном общении со сверстниками. Дома ему бывает скучно, он плохо переносит изоляцию, становится неорганизованным. Без постоянного жёсткого контроля расслабляется и отказывается что-либо делать. Однако всё больше родителей идут на такую форму обучения. Причём, начиная с первого класса. Только в этом, 2019 году, мы насчитали 36 первоклассников, которые записаны на семейное обучение. К слову, в феврале будущего года мы планируем в рамках «Кузбасской ярмарки» провести общее родительское собрание по вопросам семейного образования.


Просмотров статьи: 166