Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Мы связаны одной судьбой»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

В Доме творческих Союзов прошла встреча, посвящённая знаменательной дате – 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В зале собрались те, кому довелось пережить в детстве страшные блокадные дни, кто защищал Ленинград, представители Новокузнецкой городской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». В нашем городе таковых из тех почти 300 детей, которые были эвакуированы сюда во время Великой Отечественной войны, осталось всего 62. Не все они смогли побывать на торжестве: многим не позволило прийти состояние здоровья. Впервые на встрече присутствовали юные участники Поста №1 и воспитанники детского дома-школы №95.

Как сказала председатель организации «Жители блокадного Ленинграда» Юлия Рязанова: «Блокада звучит как Блок Ада». И это действительно так. В рядах оккупантов, обрушивших всю военную мощь на Ленинград, помимо немецких войск, были и финские, и итальянские подразделения, и даже добровольцы из Северной Африки. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, а освобожден город был Советской армией 27 января 1944 года, то есть почти через 900 дней. Блокада стала одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны. В эти дни город на Неве познал ни с чем не соизмеримое горе, голод и смерть. Ежедневно его бомбили и обстреливали: немцы сбросили на Ленинград 107 000 бомб, уничтожили 3000 зданий. Погибли около миллиона советских солдат и до полутора миллионов мирных жителей – каждый второй ленинградец. Точное число жертв историки не могут назвать до сих пор.

Но этой трагедии люди противопоставили беспримерное мужество, стойкость и героизм. Жители рыли доты и траншеи, тушили сбрасываемые вражескими самолётами зажигательные бомбы, возводили оборонительные баррикады, которые растянулись на 35 километров. Более полутора миллионов человек были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

– Мир не знает примера мужества и стойкости, подобного тому, который продемонстрировал осаждённый фашистами город. В течение 900 дней Ленинград жил, работал, боролся и побеждал. На одном лишь Пискарёвском кладбище захоронено более 500 тысяч его жителей: и детей, и взрослых – умерших от голода. Большая благодарность вам, детям блокадного Ленинграда, что вы остались жить и работать в нашем городе, растить здесь детей, а теперь внуков и правнуков, рассказывать юному поколению о подвиге нашего народа, – обратился к собравшимся Григорий Вержицкий, заместитель Главы города по социальным вопросам.

В составе народного ополчения воевала и восемнадцатилетняя Евгения Паршина. Поначалу она также рыла окопы и траншеи, а потом в качестве медсестры была направлена на Ленинградский фронт. Там судьба свела её с начальником артиллерии 59-го стрелкового полка 85-й стрелковой дивизии Сергеем Коряга, ставшим позднее её мужем. Сергей Константинович, пройдя Прибалтийский фронт, сразу после освобождения Риги некоторое время служил комендантом этого города. К слову, Евгения Фёдоровна и Сергей Константинович – бабушка и дед нашего фотокорреспондента Марии Коряга.

Первая блокадная зима 1941-1942 годов выдалась в Ленинграде необыкновенно холодной. Температура опускалась до 32 градусов ниже нуля. Чтобы обогреться, люди сожгли почти всю деревянную мебель и срубили все деревья в городе. К концу февраля в трёхмиллионном Ленинграде погибло свыше 200 тысяч человек. И лишь малая часть – от обстрелов и бомбёжек. Остальные умерли от холода и голода. Вымирали целыми семьями и домами. С приходом весны стало чуть легче. Ленинградцы спасали себя сами: на 10 000 гектарах земли разбили огороды и осенью собрали с них около 80 тысяч тонн картофеля. Но этого не хватало, поэтому в пищу шло всё: от пищевой целлюлозы до клея и кожи от ботинок и ремней. Единственным путём снабжения стала «Дорога жизни» – по замёрзшему Ладожскому озеру сотни грузовиков под обстрелами немецкой артиллерии и авиабомбами пытались доставить так необходимое для ленинградцев продовольствие и топливо.

А в начале 1943 года в город на Неве срочно доставили несколько вагонов дымчатых кошек, которых собирали по всей стране, в том числе и в Сибири. Из-за того, что домашних любимцев, живших в городе до блокады, ленинградцы съели в дни голода, в городе расплодились крысы, разносивших инфекции и уничтожавших и без того дефицитное продовольствие. Кошек перебрасывали как десант – по «Дороге жизни». Потом в Санкт-Петербурге этим животным поставили памятник.

На Нюрнбергском процессе блокада Ленинграда была признана геноцидом,  вину за который возложили на нацистскую Германию.

Об этих и других фактах собравшиеся на встречу узнали из литературных композиций, которые «со слезами на глазах» прозвучали из уст женщин, участниц Новокузнецкой городской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».

Каждому новокузнечанину – бывшему жителю блокадного Ленинграда – на приёме вручили памятный знак в честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, который учредили власти Санкт-Петербурга, а также благодарственные письма администрации города и почётные грамоты городского Совета народных депутатов. Особой наградой – Золотым знаком «Новокузнецк» – по распоряжению Главы города был награждён много сделавший для новокузнечан  Роальд Владимирович Бабун, который в 6-7-летнем возрасте также жил в блокадном Ленинграде.


Просмотров статьи: 809