Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Проезд Театральный

Газета «Новокузнецк», выпуск №1 (998)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Владимир ЭНДЖЕЛ

В 2018 году в Новокузнецке в нормативное состояние были приведены более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт стал в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – проезд Театральный.

Проезд Театральный примечателен тем, что на нём находится старейшее в городе культурное заведение – Театр металлургов, памятник истории и архитектуры, связанный с начальным периодом строительства города. Как и большинство первых зданий, возведено оно на площади возле заводоуправления Кузнецкого металлургического комбината. К слову, в то время, когда строительство КМК шло полным ходом.

Летом 1931 года возникла мысль об организации театра в деревянном бараке, в котором раньше находился клуб. Через несколько месяцев после открытия он сгорел. И тогда было принято решение на этом же самом месте построить новый городской театр. Над проектом здания трудились известный немецкий архитектор Герхард Козель, инженеры Г. Аппак и Г. Шкрядо. Козель буквально за ночь разработал эскиз проекта театра со зрительным залом на 800 мест. А построен он был в рекордные сроки – за 200 дней. «Театр получился очень необычным в архитектурном плане, совершенно неклассическим. Со стороны он больше похож на какое-то производственное здание, чем на храм культуры. Всё строго, без излишеств, было и внутри. Даже стены долгое время стояли неоштукатуренными. Вестибюль, зрительный зал, сцена, гримёрки, подсобные помещения располагались строго друг за другом по продольной оси здания. Необычное решение было принято для зрительного зала. Сделан он не в виде амфитеатра, как это в целом принято в театрах, а квадратным. В нём не было привычных лож-балконов, традиционно опоясывающих зал», – описывается в одном из заключений, сделанных специалистами-архитекторами. Позже вокруг театра разбили сад. А 6 ноября 1933 года, к годовщине революции, на его сцене уже показали спектакль – «Интервенция». Только в первом театральном сезоне коллектив поставил 8 пьес и дал 87 спектаклей. Труппа насчитывала тогда 60 артистов и 15 музыкантов.

Назван городской театр был в честь товарища Роберта Эйхе, бывшего в ту пору секретарём крайкома ВКП(б). Но в апреле 1938 года Эйхе окрестили «троцкистом-бухаринцем» и «латышским фашистом», поскольку он был уличён в симпатиях большевистскому террору и в стремлении к сплошной коллективизации Сибири. Театр пришлось срочно переименовать. Отныне он стал носить имя Серго Орджоникидзе.

Через пять лет после сдачи здания в эксплуатацию ему потребовался срочный ремонт. Пришлось заменить его уникальные деревянные перекрытия, оштукатурить стены.

В годы Великой Отечественной войны труппа городского театра была переведена в Ленинск-Кузнецкий. Здание отдали эвакуированным из Москвы театральным коллективам. После окончания войны москвичи вернулись в столицу, а актёры Сталинска – вновь в родной театр.

В 1961 году здание городского театра подверглось серьёзной реконструкции по проекту архитектора Ю. Медведкова. Прежде всего, был убран козырёк над входом, который опирался на массивные столбы и придавал фасаду некую пафосность. Вместо него появился остеклённый тамбур. Немного увеличили уклон кровли, ранее прикрытый парапетом. Слуховые окна вышли на главный фасад. Окна, что находились в верхней части зрительного зала, были заложены. Позднее прошли ещё две реконструкции, после которых внешний облик здания «окончательно потерял стилистическую ясность и утратил признаки реконструктивизма».

В 1963 году городской драматический театр переезжает в новое, построенное для него здание на перекрёстке проспекта Металлургов и улицы Кирова. А в его прежнем, получившем статус «исторического», расположился Театр металлургов. Он постепенно превратился в площадку для гастролей различных творческих коллективов и театров из России и зарубежья. На его сцене впервые в городе «вживую» горожане услышали роковые композиции. Так, в октябре 1982 года здесь выступила немецкая рок-группа «Элефант».

Сегодня на сцене Театра металлургов выступают по-настоящему уникальные коллективы. Один из них – мужской камерный хор «Благозвонница». О гастролях подобного коллектива было немыслимо даже подумать в советские времена. Русские народные песни, старинные романсы, песни советских и российских композиторов, духовные песнопения прозвучали из уст монахов мужского монастыря и в ушедшем 2018 году. Родился хор в 1997 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Заиконоспасской обители. Возглавил хор её наместник Пётр (Афанасьев). Своё первое выступление хор провёл в Патриарших палатах Московского Кремля. Затем духовная музыка звучала в стенах Оружейной палаты и Исторического музея. Сегодня коллектив гастролирует по России и за рубежом, принимает участие в торжественных церковных и патриотических мероприятиях. Хор неоднократно давал концерты по личному приглашению Президента России Владимира Путина, выступал перед главами зарубежных государств и на сессиях международных организаций. Профессиональный подбор певчих, многие из которых имеют почётные звания и награды, позволяет коллективу иметь столь обширный репертуар. Художественный руководитель хора – заслуженный артист России Анатолий Кисляков, доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Выступлением «Благозвонницы» были покорены многие горожане. «Нас, живущих в ХХI веке и много повидавших, нелегко удивить. Однако любой человек, слышавший пение хора «Благозвонница», будет долго его помнить. Оно дарит радость, будоражит ум, воспламеняет сердце, согревает душу и побуждает к покаянию», – признаётся новокузнечанка Людмила Борисова.


Просмотров статьи: 94