Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Седьмое чудо России

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Если ты не можешь прийти к Петергофу, то Петергоф придёт к тебе. Так можно перефразировать известное выражение по отношению к уникальной выставочной экспозиции, которая приехала в наш город. В Новокузнецком художественном музее открылась выставка «Петергофское лето. Императорский вкус». Организована она Государственным музеем-заповедником «Петергоф» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках празднования 400-летнего юбилея Новокузнецка.

Выставка посвящена эпохе расцвета императорской летней резиденции. Она была основана ещё Петром I. («Петергоф» с голландского означает «Двор Петра». Острословы в своё время называли его «маленькой Италией на островах» или «большим огородом на Стрельне».) Впервые Петергоф был упомянут в 1705 году в качестве так называемого путевого двора по дороге к острову Котлин. Спустя семь лет здесь начинаются строительные работы по возведению загородной резиденции императора. До наших дней дошло более десяти рисунков, имеющих отношение к этому месту, которые были сделаны самим царём. В 1724 году состоялось торжественное открытие Петергофа. После того как в 1917 году установилась советская власть, все императорские дворцы были переданы музеям. Значительный урон комплексу был нанесён в годы Великой Отечественной войны. Но некоторую часть предметов удалось эвакуировать. После военных событий началось восстановление Петергофа, которое продолжается по сей день. Однако, несмотря на восстановительные работы, дворцово-парковый ансамбль впечатляет своих посетителей величием и красотой прошедшей эпохи. Петергоф наряду с другими памятниками Северной столицы в 1990 году был включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО. А десять лет назад признан одним из семи чудес России.

Около 300 экспонатов из фондов одного из самых известных музеев Санкт-Петербурга знакомят посетителей экспозиции с обликом петергофских парков и дворцов в период правления императора Николая I (1825-1855). Они раскрывают различные стороны жизни императорского двора в летней резиденции, рассказывают о вкусах и увлечениях венценосных владельцев.

Открытие выставки прошло в театрализованном стиле. Действо началось с реконструкции Базарной площади, которая появилась в Кузнецке благодаря указу Николая I. Здесь хлебом-солью приветствовал гостей фольклорный ансамбль «Параскева Пятница» под руководством Елены Павловской. Затем эстафета перешла к барышням, разодетым в стиле того времени, – ведущей Евгении Поповой и другим сотрудницам музея, изображавшим диалоги, касающиеся светских новостей того времени.

На открытии экспозиции зрители узнали, что переговоры с руководством петергофского музейного комплекса велись на протяжении нескольких лет. И, наконец, в год 400-летия нашего города такой щедрый, поистине царский подарок новокузнечанам был сделан.

Многие экспонаты в Сибири не впервые. В годы Великой Отечественной войны часть музейного фонда была эвакуирована в Новосибирск. «Сказочной чудесной реальностью и большим праздником» приезд выставки назвала Лариса Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея, перечислив имена местных предпринимателей, благодаря которым новокузнечане могут полюбоваться всей этой петергофской красотой.

– За годы царствования императора Николая I территория летней императорской резиденции на берегу Финского залива Балтийского моря значительно разрослась. Здесь были заложены новые парки, дворцы, павильоны. Император Николай Павлович ревностно следил за преображением любимого Петергофа, который он благоустраивал в честь любимой супруги Александры Фёдоровны. Он не только вникал во все подробности строительства, утверждал планы и фасады возводимых зданий. Нередко в основе архитектурной концепции новых построек лежали наброски, сделанные рукой самого императора, – рассказала Ольга Кислицына, куратор выставки и сотрудник государственного музея-заповедника «Петергоф».

В облике дворцов и павильонов, построенных в эпоху правления Николая I, нашло отражение всеобщее увлечение архитектурой античности, средневековья, середины ХVIII столетия. Неповторимый образ петергофского архитектурно-ландшафтного комплекса был определён и личным вкусом правящего монарха, следовавшего модным тенденциям того времени. (Русское искусство вообще в ту эпоху развивалось в русле общеевропейского художественного явления – так называемого историзма.) Над созданием Петергофа работала целая плеяда выдающихся архитекторов, зодчих, мастеров и инженеров.

Окончательно облик территории летнего отдыха царственной семьи сложился в середине ХIХ века и сохранился почти без изменений до 1917 года. «Императорская резиденция вызывала восхищение современников и вдохновляла художников на создание живописных произведений. Виды Петергофа в литографии расходились по всей стране, создавая ему необыкновенную популярность», – отметила Ольга Кислицына. Музей-заповедник развивается и сегодня. Недавно здесь построили парк семейного отдыха и детский центр.

На выставке, приехавшей в Новокузнецк, представлены гравюры с видами разнообразных и экзотических парков Петергофа. На акварелях с почти фотографической точностью изображены реальные залы петергофских дворцов. Художники смогли передать индивидуальный характер их обитателей, создать ощущение лишь временного отсутствия хозяев, как сообщается в аннотации. Живописные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, личные вещи, окружавшие владельцев резиденции в повседневной жизни, дают возможность представить их образы, вкусы, характер, ощутить давно ушедший быт. Чайные сервизы; ткань из кабинетов, которой были отделаны стены; мраморная скамья с бюстом великой княжны Александры; стол из дуба и розового дерева; морские пейзажи кисти Ивана Айвазовского; бронзовый письменный прибор с чернильницами и песочницей в виде шапки Мономаха; офицерская парадная форма, в которой нередко щеголял сам император Николай Первый; произведения Жуковского, которыми зачитывалась императрица; личный дневник великой княгини… Всё это и многое другое представлено в петергофской экспозиции, занимающей два музейных зала. Работать в Новокузнецком художественном музее выставка будет на протяжении двух месяцев, а затем переедет в Кемерово.


Просмотров статьи: 921