Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Наши наступают!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Новокузнецкая группа «Царёв_Experience» приглашена выступать на известный, давно ставший легендарным фестиваль рок-музыки «Нашествие», который в этом году пройдёт с 3 по 5 августа в Подмосковье. Для городских музыкантов это большое событие: впервые им придётся демонстрировать своё творчество на фестивале подобного масштаба. О том, как достичь профессионального признания и не потерять при этом живого интереса к музыке, мы беседуем с руководителем группы Евгением Царёвым

– Евгений, для тебя это приглашение стало сюрпризом или ты знал о нём заранее?

– Конечно, оно оказалось и неожиданным, и приятным. У нас было предварительное прослушивание на конкурсе «Высоцкий.Фест» в Новосибирске. Прослушивали группу днём, а ночью позвонили и сообщили: «Прошли!»

– С чего у тебя начиналось, говоря образно, это триумфальное шествие к «Нашествию»?

– С фортепианных концертов в клубе «Дилижанс» Центральной библиотеки имени Гоголя. Под руководством Надежды Георгиевны Кретовой и Натальи Николаевны Кристиной. На заседаниях клуба известный в городе поэт Руслан Сидоров (к сожалению, несколько лет назад его не стало) читал свои стихи, а я ему аккомпанировал на фортепиано. В «Дилижансе» проходили удивительно тёплые, творческие, интересные музыкально-поэтические вечера. К слову, свой первый публичный концерт я сыграл именно там. С тех пор музыка стала делом моей жизни.

Если говорить о себе как о музыканте, я работаю в стиле синкретизма – беру отдельные элементы и смешиваю их. Получается нечто новое. Кстати, у нас в музыкальном плане необычный регион. Много групп и отдельных исполнителей, которые играют не «благодаря», а «вопреки». Этакая особая сибирская агломерация, интересная и талантливая. Собственно, и я всегда писал музыку на слова сибирских поэтов. Ничего не надо придумывать: у нас в Сибири всё есть, как в поэтической, так и в музыкальной сфере. Такой факт. Некоторые музыканты и певцы, к примеру Григорий Лепс, если и писали, то сейчас уже не пишут, а выбирают песни в свой репертуар, бросив клич «в народ»: «Присылайте, ребята, свои произведения. А я выберу!» Так в его репертуаре появилась знаменитая «Рюмка водки на столе», написанная певцом Евгением Григорьевым, известным под псевдонимом «Жека».

– Группа, с которой ты сегодня работаешь и поедешь на знаменитый фестиваль, появилась в твоей жизни двенадцать лет назад. А когда в твоей творческой биографии возникла первая?

– Очень давно! Ещё в 70-й гимназии, где преподают музыку, начиная с первого по одиннадцатый класс. Мы, школьная группа, играли тогда в каморке, которую нам на время предоставлял Александр Петрович Кабанов, сегодняшний руководитель джазового оркестра. Там же, в каморке Кабанова, взяла старт и известная в городе группа Сергея Ермакова. Наша школа была и остаётся удивительной в своём роде. Для нас, учеников, тогда было большим счастьем смотреть видеосюжеты по истории музыки и слушать произведения, как классиков, так и современных композиторов и авторов-исполнителей. Таких как Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Александр Дольский… И всё это зачастую в рамках одной лекции.

– Женя, значит, музыкальное образование у тебя весьма разностороннее?

– У меня четыре музыкальных образования. Первое мне дала гимназия. Второе я получил в училище искусств по классу академического вокала у известных в городе педагогов – Натальи Владимировны Минаевой и Виктора Георгиевича Баскакова. Затем была Красноярская государственная академия музыки и театра по классу фортепиано у Евгения Николаевича Лаука. После её окончания академическому вокалу я учился в Новокузнецком колледже искусств у известного в городе педагога Натальи Владимировны Николаюк, которой в своё время давал уроки ученик Шаляпина. И у меня больше академический, чем эстрадный вокал.

– С такой музыкальной школой, разносторонним музыкальным образованием тебе не хотелось проявить себя где-нибудь в столице, реализоваться на большой сцене?

– Нет! А зачем? Мне кажется, что это стереотипное мышление: считать, что где-то в другой стороне, в каком-нибудь большом мегаполисе тебе будет лучше, чем здесь и сейчас. Я считаю, что лучше всего реализовать себя в своём городе. Среди близких и знакомых тебе людей, которые в своё время помогали тебе стать таким, какой ты есть. Так, я десять лет по восемь часов в день занимался в одном и том же кабинете. И эту возможность мне предоставляла Ольга Томасовна Сумбатянтц. У неё был фортепианный класс с великолепным инструментом – фортепиано «Петроф», настраивать который постоянно приглашали профессионального настройщика. И я упорно, согласно золотому правилу о десяти тысячах часов, там занимался. Кстати, правило гласит, что хорошего уровня профессионализма можно – в любом деле! – достичь, только потратив такое вот огромное количество времени. Однажды я в этом редком, сложном инструменте порвал струну. И страшно огорчился. Мне было очень неудобно. Но преподаватели, даже не пожурив за неосторожность, сказали: «Ничего! Иди, играй дальше».

А сколько было сделано для моего становления как музыканта родителями! Мама, Юлия Васильевна, преподаватель по классу фортепиано и концертмейстер в колледже искусств, ездила со мной в Красноярск на конкурс под названием «Классик-шоу», который в поиске молодых талантливых исполнителей проходил тогда по всей стране под эгидой Родиона Щедрина. Родители, в том числе и бабушка Нина Андреевна, позволили получать мне образование, помогая финансово, до 27 лет. Мало того, мы уговорили поехать на тот красноярский конкурс и вокалистку Машу Халимову, которая выступала со мной в дуэте, исполняя арию из «Садко». А она в то время была на шестом месяце беременности. И всё-таки решилась мне помочь. До сих пор удивляюсь, как в таком положении в чужой город её муж отпустил! Многие люди помогали мне стать тем, кто я есть сейчас. Без их участия у меня ничего не получилось бы... И мне после всего этого уезжать в другой город?!

– Женя, несколько слов о том, каким образом ты возвращаешь свои долги, свою музыкальную благодарность…

– Долгое время я работал в своей родной гимназии преподавателем музыки. Провёл много благотворительных концертов. Нахожу талантливых ребят, как и меня нашли когда-то, чтобы предоставить им работу в нашем городе по их способностям. У меня ведь тоже существует это сибирское кредо: «пробивать» таланты не «благодаря», а «вопреки». Нередко, чтобы поддержать учеников, заставить их поверить в собственные силы, привожу и факты из собственной биографии. Так, после моего первого концерта однокурсники в музыкальном училище вынесли мне, как музыканту, свой вердикт: дескать, нет у меня ни слуха, ни голоса и вообще заниматься музыкой мне не стоит. По стобалльной системе меня тогда оценили, можно сказать, на минус сто. В ответ на этот выпад я даже не расстроился. Мне всё это было забавно. Никого не слушал, продолжая заниматься дальше.

Кстати, во время работы преподавателем я познакомился со своей женой Дашей. Она пришла ко мне брать уроки музыки. Через некоторое время мы поженились. Теперь у нас растёт дочка Ульяна, которой исполнилось девять месяцев. Малышка совсем… Но уже так по мне скучает! Закрываю за собой дверь, уезжая на гастроли, а она в плач. Приезжаю – дочка уже подросла. Самое сложное в нашей семейной жизни – периоды длительной разлуки.

– Евгений, к слову, о гастролях. В разных городах публика по-разному принимает ваши выступления?

– Конечно, публика отличается! В каждом городе – свой менталитет. И потому я часто не строю программу заранее. Выхожу на сцену, смотрю в зал. И в зависимости от того, какая в нём собралась аудитория – возраст, социальное положение, интересы, – выстраиваю выступление. Полагаюсь на интуицию, выработанную за годы занятий музыкальным творчеством.

– Расскажи о своей группе «Царёв_Еxperience», с которой тебе предстоит ехать на «Нашествие»…

– В группу входят многие музыканты, и никто одновременно. Всегда в ней присутствую лишь я. В зависимости от темы концерта играю на фортепиано либо на гитаре, бас-гитаре, барабане, в последнее время пою. Сегодня постоянное местонахождения моей группы – один из городских уютных, на мой взгляд, баров, где мы выступаем перед собирающейся публикой. И где стремимся превратить каждый концерт в хороший запоминающийся вечер. Чтобы эти часы пребывания в музыкальной атмосфере помогли людям хотя бы немного забыть их проблемы.

Я заметил, что наши горожане предпочитают музыку, которая была популярна лет десять назад. Это творчество групп «Кино», «Сектор Газа», «Гражданская оборона», «Нирвана». Мне это созвучно – я вырос на их хитах.

– Женя, каким ты представляешь себя в недалёком будущем?

– Я – русский мужик, сибиряк, которому в силу характера положены упорство, настырность, чёткое понимание, что нужно получить от жизни. И потому двигаюсь к задуманному целенаправленно, прямыми, а иногда и косвенными путями. В перспективе вижу себя только в музыке! А там время покажет.

– Чего ты ожидаешь от «Нашествия»?

– Для меня это шанс показать себя и своё творчество. Мои друзья мне говорят: «Жека, покажи им там! Докажи, что и мы, сибиряки, не лаптем щи хлебаем!» Буду выполнять их наказ.

А в планах по возвращении – записать новый альбом, куда войдут в том числе и песни, прозвучавшие на фестивале.


Просмотров статьи: 1119