«Научите меня фильму!» // Газета Новокузнецк
Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Научите меня фильму!»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Архив библиотеки им. Н.В. Гоголя

Социальные проекты бывают разные. Проект «Эфир НК: дневник городских историй», который создали в библиотеке имени Н.В.Гоголя, изначально был предназначен для воспитанников детского дома «Ровесник» и специализированной школы-интерната №66. Руководитель проекта Татьяна Силенкова, главный библиотекарь отдела развития Гоголевки, поставила перед ребятами задачу – в рамках юбилея города снять о нём интересные документальные фильмы.

Влиться в социум

Чтобы определиться с темой, ребята встретились с сотрудниками библиотеки, которые рассказали им об исторических местах Новокузнецка, подсказали, где можно найти о них достоверную информацию. Посоветовали, какие материалы использовать, в частности, предоставили историческую кинохронику, что хранится в библиотечном архиве. Особенно тронуло будущих кинематографистов сообщение о том, что именно в Новокузнецке (Сталинске) в ноябре 1933 года появился первый за Уралом трамвай. За эту тему, как и за остальные, ребята взялись с большим энтузиазмом. Для того чтобы облегчить им задачу, в Гоголевке была создана учебная площадка и сформирована команда волонтёров-кураторов из числа библиографов-краеведов, корреспондентов, операторов, специалистов по монтажу видеофильмов.

– Создавая проект, мы поставили перед собой задачу – научить ребят общению, чтобы они могли выйти из стен своих, по сути, закрытых заведений. Там они, в основном, привыкли общаться только с педагогами. Дети пришли к нам скованные, зажатые, стеснительные, не умеющие связно и толково сформулировать и высказать несколько фраз. А ведь им предстояло на улицах города задавать жителям вопросы об истории Новокузнецка, и не только. Надо было вести диалог, беседу. Юным участникам проекта предстояло «влиться» в городской социум. Именно для этого и решено было приобщить их к такому вот познавательному и созидательному творчеству, – подчеркнула Татьяна Силенкова.

В рамках проекта ребят познакомили с журналистами и операторами, которые учили их брать интервью и снимать необходимые и интересные кадры для фильмов на примере собственного опыта. Показывали, как находить то, что в первую очередь, как говорят телевизионщики, «цепляет глаз» и даже может стать «изюминкой» в фильме. Рассказывали, как работают телестудии, как создаются программы… Ребятам этот процесс показался настолько интересным, что они буквально засыпали вопросами своих новых учителей. А уж когда вышли на улицы города – интерес возрос в несколько раз!

Испытание дождём и градом

Снимать фильмы пришлось в мае, который в этом году отличился своим капризным нравом, – сильным ветром и дождями, порой, с градом. Но детвора, как стойкие оловянные солдатики, выдержала всё. В этом помогал сам процесс общения с горожанами. Новокузнечане, узнав, кто и для какой цели снимает документальные кадры, охотно шли навстречу. Для юных участников проекта это творчество («Мы учимся фильму!») оказалось и интересным, и поучительным. Они расспрашивали прохожих о кафе «Юность»: «А знаете ли вы, что здесь проводили первые в городе джазовые вечера, а потом и фестивали?» (Снимать рассказ о несуществующем уже объекте было наиболее сложно). О том, в честь кого был назван проспект Курако… Интересовались про городские фонтаны и ассоциации с ними. Кто-то вспоминал о своём детстве, проведённом в многоэтажке возле Театральной площади, случаях, когда фонтан, расположенный здесь, спасал ребятишек от летней жары. Кто-то говорил о его необычном и красивом дизайне. Вспоминал об истории создания как самого театра, так и «чаши», из которой бьют фонтанные струи.

Как гласит история

В процессе поиска интересных исторических сведений о городе дети находили и после использовали весьма любопытные факты. Так, из рассказа Алёны Блохиной, заместителя начальника трамвайного депо №1 по перевозкам, съёмочная группа узнала о правилах пользования трамваем, которые были приняты в городе 7 января 1958 года. Они гласили о том, что за проезд следовало платить 30 копеек, а за провоз багажа – 1 рубль. Бесплатно могли проехать только инвалиды, не имеющие обеих рук. В трамвае по какой-то причине не разрешалось провозить киноленты, в противном случае полагался штраф в пять рублей. За зажигание в салоне спичек могли оштрафовать на сто рублей. В переднюю дверь имели право входить только беременные женщины (!). Причём, лишь с предъявлением справки из женской консультации. И всё это, включая кинохронику 30-х годов, вошло в фильм о городском трамвае, который сняли Илья Пашенцев, Ольга Карпенко и Альбина Садчикова, воспитанники школы-интерната №66.

По словам автора проекта, особенно сложно давалось озвучивание: с дикцией у ребят были немалые проблемы. Плохо произносились слова, не говоря уже о длинных фразах. И тем не менее, ребята справились и с этим. Особенно удачно это получилось у Алины Туймамадовой и Никиты Плешкова из детского дома «Ровесник», снявших фильм про главный в городе проспект – Металлургов. Он, по мнению жюри, получился достойным первого места. На втором оказался фильм про трамвай. Третье место разделили фильмы про проспект Курако, над съёмкой которого поработали Дильназа Халилова и Олег Гурский из «Ровесника», и про городские фонтаны, где авторами выступили Татьяна Дроздецкая, Данил Титов и Диана Костина (школа-интернат №66). Проявили старание и другие участники проекта: Валентина Залепкина и Дмитрий Спицын – в съёмках фильма про Бульвар Героев («Ровесник»); Илья Петров, Лиза Харковенко и Анна Куприященко – про кафе «Юность» (школа-интернат №66).

О своих победах создатели фильмов, сегодня отдыхающие в оздоровительных лагерях, узнают в начале учебного года, в сентябре. Это станет для них сюрпризом – будет устроена торжественная церемония награждения.

По мнению организаторов, проект «Эфир НК: дневник городских историй» удался на сто процентов.

– Он сполна выполнил своё социальное предназначение. К концу проекта ребят было не узнать: общаться с ними было легко. Они свободно высказывались, легко задавали вопросы… По их признанию, им интересно было всё: снимать, подбирая для этого необходимый ракурс, озвучивать фильмы. За это время они много нового узнали о родном городе. Дети стойко переносили сложности съёмочного процесса. Не прекратили его даже в тот день, когда внезапно поднялся страшный ветер и пошёл град. Греться забегали в помещения магазинов. Настолько были увлечены! – отмечает Татьяна Силенкова.

И потому неудивительно, что проект решено продолжить. Сегодня участники думают уже о новых темах для своей очередной документалистики.


Просмотров статьи: 72