Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН

Впервые на территории Кузбасса начали выплавлять железо, по данным археологов, в VI веке до н.э. Историк Дубок писал в 1938 году: «Из китайских летописей известно, что население Алтая уже в середине VI века добывало из руды железо и платило им дань жужаням».

«Мы кузнецы, и дух наш молод! Куём мы счастия ключи!»

Впервые на территории Кузбасса начали выплавлять железо, по данным археологов, в VI веке до н.э. Историк Дубок писал в 1938 году: «Из китайских летописей известно, что население Алтая уже в середине VI века добывало из руды железо и платило им дань жужаням».

Первое письменное упоминание о металлургии в Кузнецком уезде датируется 11 сентября 1623 года. В грамоте царю Михаилу Фёдоровичу говорится о примитивном железоделании кузнецких татар: «...около Кузнецка города на Кондобе и Мрасе реках, горы великия, каменныя, и в тех горах емлют Кузнецкие ясашные камни, кои разжигают на дровах, разбивают молотами и, раздробив, сеют решетом, а просеяв, сыплют понемногу в горн, где сливается железо. Из того железа делают они панцыри, бехтерды, шеломы, копьи, рогатины, сабли и другие железные вещи, кроме пищалей. Панцыри и бехтерды меняют калмыкам на лошадей, коров и овец, а также иные и ясак платят». Кузнецкое железо славилось далеко. В одной из сибирских летописей отмечается: «А железо то кузнецкое и уклад велик, добр, лучше свейского и мягко аки свинец». Кузнечное дело у шорцев нашло отражение в фольклоре. В легенде об утёсе Ак-Гая на левом берегу Кондомы говорится о богатыре, который «ковал раскалённое железо одними своими руками, употребляя пальцы вместо щипцов, а кулак вместо молота».

Первое же указание царя заниматься металлургией появилось через год. Царь Михаил Фёдорович 3 октября 1624 года своей грамотой обязал воеводу Хованского контролировать работу рудознатца Фёдора Еремеева. Царский указ вменил Еремееву ковать не только пищали, но «и нашим пашенным крестьянам в сибирские города ковати сошники, и косы, и серпы, и топоры, чтобы впредь с Руси железного наряду к пашенным крестьянам железа не посылать и кос, и серпов, и сошников, и топоров не покупать, и крестьянам вподмогу на то денег из нашей казны не доверять».

По некоторым данным, первые в Кузнецке крупные металлические изделия – пушки – были отлиты ещё в 1622 году.

Первая поставка металлопродукции из Кузнецка приходится на 1665 год, когда томский воевода Вельяминов получил царский указ: закупить в Томске, Кузнецке и Красноярске сабли, шлемы, панцири «сколько можно». Спустя 10 лет подобный указ вышел вновь.

Впервые промышленной выплавкой металлов в Кузбассе в январе 1726 года задумал заняться уральский горнозаводчик А. Н. Демидов. Он обратился в Берг-коллегию с прошением разрешить ему строить медеплавильные заводы «в старых татарских пустых вотчинах» – в местах, где побывала в 1720-1722 годах группа Костылева, в которой отличился и Михайло Волков. В следующем прошении Демидова говорилось уже не только о медных, но и о золотых и серебряных рудах. 16 февраля 1726 года Берг-коллегия вынесла приговор, разрешивший Демидову строить заводы на Алтае, а 12 ноября 1736 года вышел указ, установивший монополию Демидова на устройство заводов на Алтае, к которому тогда относился и Кузнецкий уезд.

Самым «плодовитым» на открытие месторождений железной руды стал в Кузбассе 1776 год: тогда в окрестностях Томского завода на реке Томь-Чумыш выявили 17 месторождений железных руд.

Первый в Кузбассе металлургический завод – Томский железоделательный на реке Томь-Чумыш близ Кузнецка – строился с лета 1769 года по декабрь 1771 года по проекту и под руководством берг-гешворена Д. Ф. Головина. Ядро рабочих составили мастеровые Ирбинского завода в Красноярском уезде. С 1771 по 1799 год на заводе выплавлено 504 960 пудов чугуна, 350 757 пудов железа разных сортов, 6677 пудов стали и изделий (гвоздей, лопат, кирок). В 1772 году здесь заработал первый в Кузбассе проволочный цех, а в 1789 году – первая в Кузбассе печь для мелкого чугунного литья. Завод был закрыт в 1863 году. Его металлические останки в последнюю войну были переплавлены на КМК.

Впервые кузнецкая сталь была выставлена на Всемирной выставке в августе 1850 года. В Хрустальный дворец Лондона образцы булата из Томского завода отправил губернатор П. П. Аносов.

Впервые официально предложил строить новый металлургический завод в окрестностях Кузнецка побывавший здесь летом 1915 года по поручению Копикуза профессор Н. В. Гутовский. В октябре 1915 года большой заказ на рельсы Копикузу передало МПС – надо было строить метзавод на юге Кузбасса. Но в 1916 году Госдума провалила законопроект о правительственной ссуде Копикузу на строительство метзавода на юге Кузбасса, и в январе 1917 года Копикуз выпустил и реализовал новые акции на 6 млн рублей на это дело. 6 мая 1917 года Угольная секция Особого совещания по топливу поддержала ходатайство Копикуза о повышении цен на уголь для казённых железных дорог. Министерству путей сообщения разрешили заключить с правлением Копикуза договор о поставке в 1921-1930 годах 75 млн пудов рельсов и 12 млн пудов креплений с метзавода, который планировалось построить. В июне 1917 года выдающийся доменщик Михаил Константинович Курако в Томске начал проектировать метзавод, который Копикуз намеревался построить близ Кузнецка.

Новокузнецк – единственный в России город с двумя крупными металлургическими предприятиями полного цикла. Второй метгигант – Запсиб – был замыслен Наркомчерметом СССР 30 августа 1940 года, когда наркомат направил спецкомиссию для выбора площадки под строительство второго в Сибири меткомбината типа Кузнецкого. Пуск его наметили на 1945 год, а первой очереди – на год раньше. 10 октября 1940 года комиссия отобрала для его строительства три возможные площадки: Мысковскую, Атамановскую и Антоновскую. «Исходя из принципа, что завод должен стоять ближе к сырью, по общему мнению, самой удобной является Атамановская площадка», – писала «Большевистская сталь» о вердикте комиссии. Но вскоре для размещения жилья посёлка для рабочих и инженеров была-таки выбрана площадка у села Антоновка, и «Сталинскпромстрой» начал возведение 35 брусчатых двухэтажных домов. 17 ноября 1940 года госкомиссия утвердила здесь место строительства меткомбината, а проектное задание второго меткомбината – Запсиба – Наркомчермет утвердил 12 февраля 1942 года.

Впервые в СССР газопламенную зачистку пороков заготовки разработали и внедрили в 1938 году в среднесортном цехе КМК сотрудники СМИ Э. Х. Шамовский и Н. И. Куницын.

Самое значительное в Кузбассе улучшение качества продукции: за годы войны КМК освоил более 70 новых марок стали. Если до войны качественная сталь составляла лишь 15,8% его продукции, в т.ч. легированная – 2,2%, то к концу войны свыше 85% стали выходило качественной, а доля легированной достигла 23,2%. В результате свыше 750 работников завода были награждены правительственными орденами и медалями.

Самый мощный в мире в первой половине XX века блюминг был запущен 18 апреля 1948 года на КМК. При проектной мощности 292 тонны в час он стал давать 361 тонну, «о чем ни в Европе, ни в Америке и не мечтали», как сказано в рапортах. Что ж, они мечтали совсем о другом... А мы – о блюмингах.

Впервые в СССР объёмная закалка рельсов была проведена в декабре 1953 года по предложению инженера ЦЗЛ КМК П. С. Плеханова.


Просмотров статьи: 867