Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 лет городу: день за днём

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Самая большая скученность в школах отмечена в 1933 году в Сталинске: из 27 школ города лишь две работали в две смены, остальные – в три.

1933 год: строительный бум в Сталинске

Первые в Кузбассе автобусы появились в начале 1933 года в Сталинске в количестве пяти штук, из коих в постоянном использовании на маршрутах находилось 2-3.

В 1933 году в Сталинском аэроклубе кукурузника стало уже три, притом один из них был построен на средства, собранные молодежью Сталинска.

В 1933 году на Верхней Колонии была построена пятиэтажная гостиница с большим кинозалом. Фасад её, выполненный в конструктивистских формах, позже был несколько реконструирован, но архитектурный образ остался-таки незавершенным. Однако со временем трубы КМК окутали весь район дымом, и в здании разместили контору «Сибруды».

В момент приезда на стройку в 1933 году Серго Орджоникидзе в Сталинске было 52 кирпичных дома, по проспекту Энтузиастов вплоть до пересечения ее с улицей Спартака пролегал железнодорожный путь, заваленный по сторонам кирпичом и бутовым камнем. Платформа называлась «Тупик десяти каменных домов».

В 1933 году рядом со стройплощадкой КМК в рекордно короткий срок было возведено большое здание Сибирского Института черных металлов (СИЧМ, позже СМИ, СибГГМА, ныне СибГИУ). «Здание расположено в стороне от городской застройки и имеет в плане случайную, не связанную с рельефом местности форму буквы «Z», голые темные фасады лишены всякого оформления», – написано в книге «Сталинск» 1948 года.

Весной 1933 года на реке Кондоме в Сталинске появился первый социалистический Парк культуры и отдыха.

С 1 по 8 августа 1933 года в Сталинске находился нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Его приезд совпал с собранием партийно-хозяйственного активного города, посвященного вопросу освоения производственных мощностей гиганта первой пятилетки – Кузнецкого металлургического комбината и строительства его второй очереди.

В 1933 году построили первую в Сталинске гостиницу. К визиту на КМК наркома металлургии Серго Орджоникидзе с супружницей 2-этажный каменный отель возвели в Топольниках. Серго, подметив отсутствие в нём даже матрацев, подарил гостинице 50 тысяч рублей – огромную в то время сумму.

18 июня 1933 года в Прокопьевске был открыт Зенковский парк культуры и отдыха.

На 1 января 1933 года общая жилплощадь Сталинска, не считая землянок, составила 154 тысячи кв. м – 0,9 кв. м на жителя. Мощеных улиц не было – через всю территорию города от Верхней Колонии до железнодорожной станции пролегало земляное шоссе длиной 4,5 км (согласно докладу Западно-Сибирского крайисполкома и президиума Сталинского горсовдепа Совнаркому РСФСР от 1 октября 1933 года).

В октябре 1933 года в Сталинск и Прокопьевск приехал Кутюрье. Вот только отнюдь не законодатель мод. Поль Вайян Кутюрье был коммунистом, членом ЦК Французской компартии и редактором газеты «Юманите».

6 ноября 1933 года был поставлен рекорд в темпах театрального строительства – он принадлежит Театру металлургов, что напротив заводоуправления КМК. Огромное здание с залом на 1300 мест и первой в Кузбассе вращающейся сценой выросло на месте прежнего болота за 200 дней в начале ноября 1933 года. Дали ему имя секретаря крайкома ВКП(б) товарища Эйхе. (Первый спектакль – «Интервенция» Л. Славина был поставлен худруком А. Лундиным). Получив задание, архитектор Козель спроектировал его в эскизах... за ночь, и уже через 200 дней грандиозное, правда, уродливое здание театра подняло занавес. Позднее Козель стал замминистра строительства ГДР и Президентом Академии строительства ГДР. «Однако внешний облик здания мало вяжется с его назначением. Тяжелые приземистые пропорции, придавленный вход, упрощённые детали и наводящий скуку землисто-серый цвет наглядно свидетельствуют о печальных результатах увлечения конструктивизмом», – написано в книге «Сталинск» в 1948 году.

В конце 1933 года пятая мартеновская печь КМК выдала первую плавку стали.

9 ноября 1938 года открылось движение трамвая по маршруту №2 «Заводоуправление – Кузнецк».

Самый длинный автомобильно-пешеходный тоннель построен к 7 ноября 1933 года под заводской территорией КМК. Он связал две колонии: Верхнюю и Нижнюю. Поддерживают его 307 железобетонных столбов с перекрытиями по каждой стороне. В ноябре 1995 года была проведена его реконструкция: с помощью Новосибирской Академии строительства тоннель изолировали бетонитовой глиной.

Первый в Сибири трамвай пошёл в Сталинске 30 ноября 1933 года в 4 часа дня от остановки «Лесозавод» до «Соцгорода». За штурвал первого трамвая села троица: начальник партии Хитаров, предгорсовдепа Алферов и замначальника КМК Кропик.

14 декабря 1933 года по всему Кузбассу отменили карточки на хлеб.

Первым из столичных театров пожаловал на гастроли в Кузбасс театр Вахтангова в 1933 году. Во главе с Кузон, Глазуновым, Горыновым и Мансуровой вахтанговцы прямо в цехах показали кузнецкстроевцам пьесы «Темп», «Разлом» и «Принцесса Турандот».


Просмотров статьи: 980