Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Первая в Кузбассе попытка монополизировать производство произошла в январе 1726 года: уральский горнозаводчик А.Н. Демидов обратился в Берг-коллегию с прошением разрешить ему строить медеплавильные заводы «в старых татарских пустых вотчинах» – в местах, где побывала в 1720–1722 годах группа Костылева, в которой отличился и Михайло Волков. В следующем прошении Демидова говорилось уже не только о медных, но и о золотых и серебряных рудах. Хитрый заводчик писал: «И ежели же где приищутся впредь медные, серебряные, золотые руды, чтобы нам копать их было не отводным же числом и заводы заводить не против привилегии, а другим в тех местах для копки руд и построению заводов мест не отдавать и не отводить». И 12 ноября 1736 года вышел указ, установивший монополию Демидова на устройство заводов на Алтае, к которому тогда относили и Кузнецкий уезд.

Как Зильберштейн с уборщицей облигации скупали

Крупнейшая в Кузбассе до 1917 года экспроприация имущества произошла 12 мая 1747 года: царским указом все алтайские заводы были отобраны у наследников А.Н. Демидова на имя императрицы Елизаветы Петровны.

Самым промышленно неразвитым городом Томской губернии был Кузнецк – в конце XIX века он занимал последнее место по валовому продукту среди городов губернии: его фабрично-заводское производство составляло лишь 0,4% от совокупного продукта всего городов, что было в четыре раза меньше Мариинска и в 17 раз меньше Бийска. В 1913 году на 29 промышленных предприятиях с годовым объёмом продукции 24,5 тысячи рублей работали лишь 57 человек. Ещё 27 торговцев занимались продажей мануфактуры, бакалеи, вина и пива. Двое из них имели свои пивзаводики, трое держали склады сельхозмашин, двое торговали хлебом, пятеро скупали в округе сало и меха. В Мариинске же было 55 промышленных предприятий со 105 рабочими. Вообще в 1910 году в Кузбассе насчитывалось 1 435 малых и средних предприятий: маслодельных, кирпичных, пивоваренных, мыловаренных заводиков, кузниц, мельниц, кожевенных и гончарных мастерских, на которых трудилось 2 320 рабочих. Всего же в Кузбассе в 1913 году было 20-22 тысячи рабочих.

Крупнейшими предприятиями Кузнецка до 1917 года были паровая мельница (6 наёмных рабочих), частный пивоваренный завод купца Красимовича (6 наёмных рабочих) и государственный спиртовый склад (8 рабочих).

Крупнейшее до 1917 года банкротство кузбасского предприятия произошло в 1899 году – обанкротилось Общество Восточно-Сибирских заводов, в аренду которому были переданы Гурьевский метзавод, Бачатская и Кольчугинская копи, Тельбесское и несколько иных месторождений. Посланный для ревизии Тельбеса горный инженер писал в Управление горного округа: «Все работы прикрыты, имущество перевозится на Гурьевский завод и там частью продаётся».

Самый большой до 1917 года уставный капитал имело возникшее в 1912 году АО Кузнецких каменноугольных копей – «Копикуз». Он составлял шесть миллионов рублей, поделенных на 60 тысяч акций. 56% капитала к июню 1914 года принадлежало Петербургскому международному банку, 15% – Русско-Азиатскому банку, 26% – двум французским банкам, а остальные 3% – мелким вкладчикам. В конце 1916 года «Копикуз» реорганизован в Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество, а в 1917 году Собрание акционеров увеличило уставный капитал до 48 миллионов рублей.

Самой крупной сделкой в истории Кузбасса была передача в концессию «Копикузу» 16 миллионов десятин угольных участков (176 тысяч квадратных километров) Кузнецкого бассейна. По договору, заключённому директором-распорядителем Сибирского управления «Копикуза» О.П. Федоровичем 19 октября 1912 года с Кабинетом Его Величества, срок концессии устанавливался в 60 лет, а «в случае исправности предпринимателей» – до 2032 года. То есть контракт заключался на 120 лет! Общество обязалось довести добычу угля в 1914 году до двух миллионов пудов, в 1915 – до трёх, в 1916 – до пяти, в 1917 – до 12 миллионов. А выплавку стали в купленном Копикузом Гурьевском метзаводе довести в 1918 году до 2 250 пудов металла, в 1919 – до 4 500, в 1920 – до 6 570, в 1926 – до 9 000 пудов. Федорович назначил руководителями всех районов Кузбасса дуплекс-инженеров (то есть лиц с двумя высшими образованиями: университет и горный институт) В.Н. Великорецкого, Г.Н. Назарова и А.А. Перлова. «Копикуз» успел до революции детально разведать 7 месторождений: Воробьёво-Осиновское, Прокопьевское, Киселёвское, Шестаковское, Кольчугинское, Кемеровское, Мазуровское и частично – ещё шесть: Чертинское, Беловско-Бабанаковское, Бачатское, Ерунаковское, Горловское и Абашевское, а также Тельбесский и Салаирский железные рудники.

Самую крупную в Кузбассе покупку облигаций в годы Советской власти совершил 5 мая 1945 года начальник цеха КМК товарищ Зильберштейн – на 12 000 рублей. Для сравнения: газета, описывая как «трудящиеся Сталинска с воодушевлением встретили четвёртый заём», печатала: «Работница игрушечного цеха Шалина при окладе 350 рублей подписалась на 800 рублей облигаций, а уборщица химцеха Евсина – на 500 рублей при зарплате 115 рублей».

Первая в Кузбассе товарная биржа – Новокузнецкая – зарегистрирована 20 апреля 1991 года с уставным фондом 10 миллионов рублей. В тот же день состоялись её первые торги.

Крупнейшее падение экономики в Новокузнецке произошло в 1990-х годах. С 1992-го на начало 1997 года объём производства в городе упал на 30%. В том числе в топливной (угольной) промышленности – на 15%, в черной металлургии – на 29%, в электроэнергетике – на 13%, в теплоэнергетике – на 16%. В ряде отраслей падение производства просто обвальное: в лёгкой промышленности – на 87% (!), в пищевой – на 83%, в машиностроении и металлообработке – на 61%, в производстве стройматериалов – на 60%. Есть и более леденящие цифры. На ОАО «Вианком» (городском мясокомбинате) производство мяса упало в 36 раз (не на 36%, что само по себе никуда не годится, а в 36 раз, то есть на 97 с лишним процентов!). Производство молока упало в четыре раза, то есть на 75%. Что самое странное: в традиционно не в меру пьющем (даже на фоне пьянствующей России в целом) пролетарском Новокузнецке розлив водки и винной продукции тогда тоже сократился – в 6 раз.

Крупнейший в Кузбассе рост экономики пришёлся на 2004 год. Более чем в четыре раза увеличилась по сравнению с 2003 годом прибыль промышленных предприятий. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в целом по промышленности за первые 11 месяцев 2004 года составил 36,7 миллиарда рублей, из них 30,6 миллиарда рублей (83,4%) дали предприятия чёрной металлургии.

Первая в Кузнецкой земле налоговая льгота была предоставлена 4 февраля 1609 года. Князец Абак и мурзы телеутов, прибывшие в Томск с богатыми дарами, били челом царю Василию Шуйскому, чтобы он велел им кочевать у Томска, пообещав взамен «быти неотступными и прямить государю, служить все своими головами, если царь пошлёт их на своих непослушников». Взамен телеуты просили, чтоб царь «ясаку с них имать не велел». Так и порешили. Эффект от налоговых освобождений не замедлил сказаться: телеуты «почали часто с базаром, с лошадьми и с коровами приходить в Томский город, и коровами служилые люди наполнилися».

Крупнейшим в Кузбассе церковным оброком была обложена в 1699 году деревня Пача, принадлежавшая Томскому Алексеевскому монастырю. Туда было доставлено 164 мешка ржи, 129 – ржаной муки, 26 – пшеницы, 28 – ячменя, 3 – ячменной муки, 32 – овса, 2 – толокна и 6 мешков солода. Кстати, и монастырь, и Пача живы по сей день.

Формально самые низкие в истории Кузбасса налоги были установлены 13 января 1724 года. Кузнецким крестьянам, приписанным к алтайским заводам, установили зачёты подушной подати «по плакату»: «за работу людям и лошадям давать во всех местах ровно, и именно: в летнее время мужику с лошадью по 10, а без лошади по 5 копеек, а в зимнее с лошадью по 6, а без лошади по 4 копейки на день». Сумма подушной и оброчной податей тогда составляла 1 рубль 10 копеек. Следовательно, на налоговую инспекцию кузнецкий крестьянин работал в году 11 дней летом или 18 дней зимой. Правда, он ещё должен был отрабатывать и за нетрудоспособных членов семьи, да и жадный заводчик Демидов заставлял крестьян работать ещё лишний месяц.

Самый долгий срок освобождения от налогов в Кузбассе был установлен в 1868 году. Царский кабинет, узревши народное волнение против издевательского освобождения крестьян, издал новое положение: все входившие в горнозаводские общины освобождались на шесть лет от податей, земских денежных повинностей и рекрутских поборов.

Самый длинный период, вероятно, самой широкой льготы на беспошлинный ввоз был отмечен в Кузбассе в 1898 году, когда был разрешён 10-летний беспошлинный ввоз драг, гидравлик и прочих механизмов для золотых приисков Урала и Сибири из-за рубежа.

Больше всего средств в областной бюджет Кузбасса даёт Новокузнецк – треть всех поступлений областного бюджета (гораздо больше Кемерова), в том числе 80% его валютной части. Даже при наибольшем падении экономики на 1 января 1997 года в бюджетную систему поступил 1 триллион 949 миллиардов (1 949 000 000 000) тогдашних рублей (325 миллионов долларов) налогов и всех остальных обязательных платежей, из которых около половины – налог на прибыль и НДС.

Самый большой в Кузбассе годовой рост налоговых поступлений отмечен в 2004 году. Налоговые поступления в областной бюджет от предприятий промышленности составили более 7,7 миллиарда рублей (около 35% общих налоговых поступлений от всех отраслей промышленности), что в 3 раза превышает уровень 2003 года.


Просмотров статьи: 1083