Новокузнецкое городское телерадиообъединение

История земли Кузнецкой

// Автор: Юлия Ким

С приближением 400-летия Новокузнецка особенно важными становятся вопросы сохранения его истории и возрождения интереса к забытым её страницам. Об идее установить памятный знак на месте, где до начала 20 века находилась Одигитриевская церковь, известная тем, что в ней венчался Фёдор Михайлович Достоевский, рассказали в эфире «Первой студии» на «Ново-ТВ» протоиерей Игорь Кропочев, руководитель миссионерского отдела Новокузнецкой епархии, священник Спасо-Преображенского кафедрального собора, и Юрий Ширин, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Кузнецкая крепость».

Фёдор Михайлович Достоевский – одна из ключевых фигур в истории Новокузнецка. 22 дня пребывания в Кузнецке стали важной вехой в жизни классика. По словам протоиерея Игоря Кропочева, исследователи творчества писателя выдвигают версию о кузнецкой основе образа старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы». Зосима Верховский и Василиск Сибирский – монахи-подвижники, жившие отшельниками в начале 19 века в Кузнецке. Память новокузнечан о тех «днях Достоевского» сегодня сосредоточена в двух точках на карте города: бывшая улица Полицейская в Кузнецком районе носит имя писателя, на ней же располагается литературно-мемориальный музей имени Достоевского. На территории последнего установлен единственный памятник писателю в нашем городе в виде бюста. То есть до сих пор, по большому счёту, достойного мемориального знака, посвящённого жизни классика в Кузнецке и роли города в его творчестве, у нас нет.

Такой своеобразной данью памяти писателю и одновременно попыткой увековечить место, где находился один из красивейших храмов Старого Кузнецка, разрушенный в начале прошлого века, может стать установка мемориала в честь Одигитриевской церкви. Тем более актуально это сейчас, в преддверии юбилея города, ведь если вспоминать историю становления Кузнецка, очевидно, что православная церковь в этом деле шла рука об руку со светской властью. Уже через три года после основания острога началось строительство здесь первого храма.

– Сначала появился Преображенский храм, его начали строить в 1621 году рядом со стенами острога. Немного позже появился монастырь – это 1648 год. Следующий храм – Одигитриевский – возникает в 1676-м. То есть сразу же, подряд, возникает несколько храмов. В это же время возводятся некоторые памятные часовни – в том числе на Крепостной горе. Настоятели в местные храмы были присланы из Москвы, Тобольска, и они также внесли свою лепту в становление жизни в нашем городе, – рассказал в эфире Юрий Ширин.

История Кузнецка запечатлелась и в таких православных мемориалах, как, например, памятный крест, воздвигнутый во избавление от военной опасности. Установлен он был на Кузнецкой крепости в 1717 году, и существует предположение о связи этого события со 100-летием основания города.

– Установка таких памятных крестов – это общерусская традиция. Такие же есть в Томске и Красноярске, и они возникли в схожих обстоятельствах: джунгары с 1700-го по 1715 год хотели уничтожить все южнорусские города в Сибири. В 1715 году джунгары угрожали Кузнецку, однако их поход на город не состоялся. Поводом же для установки креста мог послужить поход кузнечан на Обь для восстановления ими Бикатунского острога, – отметил Юрий Ширин.

Существует проект восстановления Вознесенской часовни на Кузнецкой крепости.

Что касается Христорождественского мужского монастыря, появившегося спустя три десятилетия после основания Кузнецка, то с ним, как рассказал Юрий Ширин, связано его недавнее открытие. Дело в том, что точное место расположения монастыря было неизвестно современным новокузнечанам. Он был основан на месте будущего села. Помимо пашенных земель, сенных покосов ему принадлежала деревня на реке Шарап. Монастырь имел деревянный храм. Располагались его территории на правом берегу Томи. Названия села, образованного вокруг монастыря и принадлежавшего ему, сохранились различные – Христорождественское, Подгороднее. По мнению новокузнецкого историка, возвести монастырь могли основатели Кузнецкого острога.

– Тогда монастыри основывали зачастую как богадельни. У первых кузнечан, скорее всего, не было семей – какая могла быть семья, если, по сути, практически постоянно жили в состоянии войны? На Руси существовала такая традиция – в конце жизни принимать монашеский чин. Один из примеров – история жизни Александра Невского. В 17 веке эта традиция всё ещё была сильна, – отмечает и отец Игорь.

В 1769 году по распоряжению из Тобольска монастырь упразднили. Церковь же многократно отстраивалась заново, переносилась с места на место, и, по словам Юрия Ширина, с её поисками было связано открытие места расположения монастыря.

– Мы давно искали это место. Основным ориентиром в таких случаях служит церковь. Однако церкви не всегда ставят на то же место после отстраивания заново. Обычно возводят рядом с прежним местом, однако здесь всё обстоит сложнее. В апреле 1790 года деревянная Христорождественская церковь подверглась капитальному ремонту: к этому времени она сильно обветшала. Во второй половине 1830 года деревянная Христорождественская церковь по ветхости была разобрана. Новая была тоже деревянной, воздвигнута она была в 1840 году. В 1868 году эта деревянная церковь сгорела. Новая церковь была поставлена уже на новом участке – на месте современного подъёма от Запсибовского моста на Крепостную гору. Сейчас там пустырь, а ранее располагалась городская баня. Многие краеведы долгое время полагали, что здесь и находился монастырь. Изучая архивные документы, по старым картографическим материалам мы определили, что примерное место расположения монастыря нужно искать на окраинах района Островской площадки. Я нашёл одного из старожилов, который участвовал в прокладке ветки железной дороги на Запсиб. Он рассказал о том, что во время строительства дороги экскаваторщикам попадались иконы с особой монастырской резьбой. Во время одной из поездок по этой территории я наткнулся на бутовую кладку, которая в 17 веке не использовалась для гражданского строительства как основание для деревянных домов. Такой фундамент возводился тогда под крупные постройки религиозного характера, – рассказал Юрий Ширин.

Позже в алтайском архиве учёный нашёл карты 18-19 веков, которые подтвердили, что находка действительно является основанием храма монастыря.

По словам Юрия Ширина, это место в 1960-е годы было частично разрушено прокладкой железной дороги в сторону Запсиба. Место открытия расположено на улице Лесной, там, где железная дорога прорезает склон горы. Как отметил протоиерей Игорь Кропочев, эти места включены в маршрут традиционного Ильинского Крестного хода, как и в 17-18 веках, и это один из лучших способов увековечить память о монастыре. Место же, где находилась Одигитриевская церковь – каменное её здание, построенное в 1780 году на средства купца Ивана Дмитриевича Муратова, уже утрачено для современных новокузнечан: здесь расположена ныне объездная дорога.

– Она располагалась на месте нынешней улицы Народной у дома купца Муратова, здания бывшего казначейства – единственного сохранившегося из всего ансамбля строений того века. Храмовая постройка с оградой была уничтожена, когда начали возводить дорогу в сторону строящегося алюминиевого завода. С 1919 года храм уже не действовал: он сильно пострадал от землетрясений конца 19 – начала 20 века. Были серьёзные повреждения, и храм советская власть прихожанам восстанавливать не разрешила, – отметил Юрий Ширин.

Как рассказал протоиерей Игорь Кропочев, идея увековечить память об Одигитриевской церкви связана с возведением мемориала, который возможно установить возле дороги. Принадлежит она кемеровским исследователям творчества и жизни Ф.М. Достоевского.

– Был представлен эскиз красивого памятника. Он представляет собой изображение трёх ангелов, склонившихся над церковным престолом. Существует убеждение среди православных, что у каждого храма, как у человека, есть свой ангел-хранитель. Можно найти символизм в таком памятнике – мемориальный знак говорит о том, что ангел Одигитриевской церкви до сих пор здесь, – рассказал отец Игорь.

Инициатива, по его словам, уже поддержана православной церковью, работа по созданию памятного знака в честь Одигитриевской церкви, одной из красивейших построек Кузнецка в стиле сибирского барокко, продолжается. Возможно, к 400-летию в городе появится ещё одна достопримечательность, которая будет включена в местные туристические и культурные маршруты.

На фото вверху: Одигитриевский храм, 1913 год (фото из архива Ю.В. Ширина),

на фото внизу: протоиерей Игорь Кропочев, Юрий Ширин (фото Марии Коряга)

 


Просмотров статьи: 1824