Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ТОМИЧИ ПРИЕХАЛИ!

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

В Доме творческих Союзов в рамках регионального проекта «Сибирь. Регионы – ХII», посвящённого 400-летию города, открылась очередная выставка. На этот раз своё творчество представили томские художники.

– Новокузнечане встретили нас замечательно! Новокузнецк вообще гостеприимный город. Я думаю, что совместно с нашими коллегами мы обогатим наше единое творческое пространство под названием Сибирь. Мы одинаково чувствуем Родину. Мы все – составная часть огромного культурологического слоя. И потому интерес друг к другу у нас в крови, – подчеркнул Сергей Лазарев, профессор, заслуженный художник РСФСР.

По словам куратора выставки Марии Долгих, на этой юбилейной экспозиции представлены «мощные кадры» – 12 художников самых разных жанров и стилей, в том числе мастера мозаики и витражей: Пётр Гавриленко с его «Лестничным человеком», «Новолунием», «Автопортретом с Луной»; Игорь Репников с «Гривой», «Вчерашним пароходом», «Береговым лесом» и «Горельником»; Сергей Лазарев с «Пятой душой» и «Двумя святилищами» из цикла «Эхо»; Владимир Маковенко с «Одуванчиками», «Старым домом, глядящим в Осень» и другие. Среди них – работы бывшего новокузнечанина, театрального художника Николая Вагина. Живописных произведений несколько, и все они посвящены родному Новокузнецку – городу промышленному, просыпающемуся с рассветом под заводской гудок и засыпающему под колыбельную пушистых снежных хлопьев. Картины так и называются: «Родина моя – Сталинск», «Веселящий газ», «Родина спит», а также довольно эпатажные – «Снег над Родиной. Выпиваем с Витей» и «Снег над Родиной. Выпиваем с Олегом».

Вот лишь некоторые факты из его биографии Николая Вагина: он сотрудничал не только с Новокузнецким театром кукол, где выходил в эпизодических ролях тогда ещё неизвестный Владимир Машков. Николай Николаевич работал театральным художником во многих театрах мира. Затем переехал в Томск. Приехал в местную драму по приглашению режиссёра Олега Пермякова, с которым выпустил не один интересный спектакль. В одной из статей («Параллельные миры Николая Вагина») он так говорит о своей творческой биографии: «Управление кораблём под названием театр – это прежде всего стратегия. Нужно просчитывать всё на сто шагов вперёд, чувствовать кожей, оголёнными нервами, чего ждут зрители от театра в данный момент времени. Если режиссёр систематически ставит спектакли «мимо кассы», на которых не заполняется и половина зрительного зала, это плохой режиссёр. Работать в такой команде я не хочу и не буду, разве что под конвоем». И приводит такой эпизод из своей театральной жизни: вспоминает об ажиотаже, который царил когда-то в 1980-е годы в Москве. Люди занимали в театр на Таганке очередь за билетами ещё с вечера. Однажды толпа зрителей вынесла дверь в кассу и оторвала Вагину рукав зимнего пальто. Рвались театралы-любители на спектакль «Мать». «Но даже такая рьяная любовь к искусству не могла сравниться с взыскательностью и утончённостью томской публики. Кстати, сегодня она переместилась в сторону джазовых концертов»,– уточняет театральный художник Николай Вагин. Его приглашали оформлять итальянский спектакль. Он удивлял коллег из американского театра, для которого тоже создавал необычное оформление. Соорудил «деревянную» стену, использовав вместо дорогого сайдинга туалетную бумагу. После успешной постановки его настойчиво приглашали перебраться в Штаты. Но получили отказ. «На дворе стояло советское время. И меня расценили бы как предателя Родины», – пояснял художник.

Или графика томского профессора государственного художественного педагогического института Сергея Лазарева. У него прошло более 70 выставок, в том числе и за рубежом, около 10 – персональных. Или мэтр Пётр Гавриленко, которого однажды назвали «Патриархом томского авангарда». Однако сам художник относит себя к постмодерну. И Томск в 1970-е годы действительно был «Сибирскими Афинами». Сюда приехали молодые художники из Москвы и Петербурга, Красноярска. В том числе и Пётр Гавриленко, один из самых заметных и не похожих на других в художников Томска. Здесь молодым талантам щедро раздавали квартиры и мастерские. Картины Петра Гавриленко искусствоведы называют вихрем красок, его образы – завораживающими, да и сам художник, считают, в разговоре непредсказуем и эмоционален.

– Со временем понимаешь: ничего случайного в жизни не бывает. Я приехал в Томск к любимой девушке. Можно сказать, меня сюда любовь привела! Мы с Тамарой вместе учились, а она родом из Томской области. Тем более что в то время в Томске было проще получить мастерскую. Признаться, я совсем не планировал здесь надолго оставаться. Но родились дети, пошли семейные хлопоты… Порывался как-то уехать на родину, в Красноярск. Потому что там край более живописный. Рядом с городом – Столбы, где я провёл всю юность, поскольку увлекался скалолазанием. В пригороде жили родители. Я проводил у них все отпуска. Но всё-таки по финансовым соображением остался в Томске. Когда решу, что довольно искушать судьбу и заниматься творчеством, то вернусь в родные края. Но пока ещё время не пришло, – говорит Пётр.

Выставка томских художников будет проходить в Доме творческих Союзов в течение месяца.


Просмотров статьи: 94