Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Под звуки вечности

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: На фото Глеб Никулин и Макар Силин (сайт newsib.net)

Звучание органа из-за его запредельно широкого диапазона часто называют космическим. Нижние частоты этого старинного инструмента практически не угадываются, зато от них может таинственно вибрировать стены собора и души слушателей. Самые высокие тоже находятся на грани человеческого восприятия, и, кажется, будто они уносят нас куда-то к звёздам. А сидящие за клавишами органа музыканты во время исполнения этой невероятной музыки воспринимаются настоящими повелителями мира.

Такое впечатление рождает первый в этом сезоне концерт органной музыки, который в конце прошлой недели прошёл в Новокузнецком католическом с прекрасной акустикой храме Святого Иоанна Златоуста (ул. Разведчиков, 3).

До 2018 года в Кузбассе послушать орган можно было только в областной филармонии в Кемерове. Первым исполнителем органной музыки в новокузнецком костёле стала лауреат международных конкурсов, солистка Томской филармонии Мария Блажевич. Она сыграла произведения Баха, Вивальди и Моцарта.

В новом, открывшемся на днях сезоне органной музыки, сезоне встреч с музыкантами как известными, так и молодыми, которые приезжают в наш город со всей России, организаторы предполагают предоставить слушателям возможность насладиться произведениями с мировой известностью (как это случилось и на первом в этом сезоне концерте) – от мощных фуг Баха до утончённых мелодий Франка и смелых экспериментов нашего времени. Орган, звучащий как настоящий симфонический оркестр, вновь раскроет всю свою многогранность.

Произведения на первом концерте, названном «ЗВУКИ ВЕЧНОСТИ: от барокко до ХХI века. (Учитель и ученик. Традиция и будущее)», прозвучали в исполнении новосибирских музыкантов Глеба Никулина и Макара Силина.

«Мы хотим сделать эти вечера регулярными, чтобы музыка под сводами храма в столь трудное время вдохновляла вас», – обратились организаторы к поклонникам органной музыки.

Они оказались правы: мощь звучания органа вновь затронула душевные струны слушателей. Произведения в исполнении ведущего органиста Новосибирска, композитора Сибирской организации Союза композиторов России, преподавателя по классу органа Новосибирской государственной консерватории им. М. Глинки, лауреата международных конкурсов и фестивалей органного искусства Глеба Никулина и его ученика, студента второго курса консерватории, выпускника Кузбасского колледжа искусств по специальности теория музыки (г. Новокузнецк) музыковеда и исполнителя-органиста Макара Силина потрясли зрителей.

Учитель и ученик играли так вдохновенно, так виртуозно, что становилось ясно: культура не имеет границ, а органное искусство бесконечно во времени, а значит – в вечности.

К слову, классы по органной музыке существуют в России от силы 150 лет – первые появились в Петербургской консерватории в 60-е годы ХIХ столетия. Первые профессора были из Германии, Франции, Швейцарии.

Как признаётся Макар Силин, звучание органа он услышал, когда жил в Новокузнецке и был студентом Кузбасского колледжа искусств. На учёбу в наш город он, выросший в интеллигентной, увлекающейся классической музыкой семье, приехал из Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Как-то ради интереса пришёл в храм на концерт органной музыки приехавшего из Новосибирска Глеба Анатольевича Никулина.

«Я был потрясён тем концертом, той игрой на органе и долгое время ходил под огромным впечатлением. Мало того, с тех пор я, владеющей игрой на фортепиано, время от времени приходил в храм и с разрешения его тогдашнего настоятеля Алексея Баранникова пытался освоить игру на органе. Видя, с каким желанием я это делаю, в храме пошли мне навстречу, и никаких препятствий в овладении инструментом не чинили», – рассказывает Макар, в конце концов поступивший в Новосибирскую государственную консерваторию и ставший учеником того самого, потрясшего его своей игрой музыканта-органиста Глеба Никулина.

На концерт в Новокузнецк они в качестве музыкантов-исполнителей приехали вместе, как учитель и ученик, продемонстрировав в своей концертной программе обширную палитру органной музыки разных жанров и стилей – от барочных шедевров Иоганна Себастьяна Баха и Дитриха Букстехуде до сочинений Джироламо Фрескобальди и современных авторских сочинений новосибирского композитора и исполнителя Глеба Никулина. Перед тем как сесть за клавиши, каждому произведению и композитору они давали интересные пояснения, вкратце раскрывающие суть исполняемого ими произведения.

Начался концерт с музыки «короля органа» Иогана Себастьяна Баха, звезды любого органного концерта. За свою творческую жизнь этот немецкий композитор написал более тысячи сочинений во всевозможных жанрах, кроме оперы. Великое наследие Баха распространилось как на его сыновей, которые также были знаменитыми музыкантами, так и на мировую историю. До сих пор молодые композиторы вдохновляются Бахом, подражают ему и создают музыкальные «алтари лейпцигскому божеству», как называли этого создателя поистине божественной музыки.

Прозвучало и произведение Джироламо Фрескобальди, именитого органиста, жившего в ХVI веке и уже при жизни пользующегося величайшим уважением своих современников, одного из наиболее крупных мастеров органного искусства в масштабах всей музыкальной истории. Для современников и потомков созданные им произведения зачастую выступали в роли совершенного образца полифонического письма. Образ Фрескобальди спустя века для его почитателей стал символом не только созданной им музыкальной традиции, но и целой эпохи с её культурой и мировоззрением.

А чего стоит органное творчество немецкого композитора Дитриха Букстехуде, чей стиль отмечен большой смелостью, богатством фантазии и яркой виртуозностью! Дитрих Букстехуде с его самобытностью оказал мощное влияние на следующее поколение немецких музыкантов. Его произведения стали образцами, на которые ориентировался и сам Иоганн Себастьян Бах.

Звучала и музыка гениального патриарха французской органной школы Сезара Франка (по словам Ромена Роллана, «этого святого от музыки»). Более 30-ти лет Франк был органистом церкви Святой Клотильды в Париже. До конца своих дней он регулярно выступал там с вдохновенными органными импровизациями, которые собирали многочисленных слушателей, среди которых бывали и известные музыканты. Однажды среди них оказался Ференц Лист, который был буквально потрясён игрой Франка, после чего решил создать для органа и собственные сочинения. И хотя плодовитый музыкант и композитор написал для исполнения на органе очень мало, произведение Листа, этого концертирующего музыканта-виртуоза, кумира публики, принявшего на склоне лет духовный сан, также прозвучало на концерте. Религиозные мотивы занимали Ференца Листа всегда, а в своих духовных исканиях он неизменно оставался композитором, для которого музыка, по его признанию, являлась естественным «языком проповеди».

Преподаватель консерватории и композитор Глеб Никулин исполнил и собственные произведения, в которых прозвучали скандинавские мотивы. Ведущий органист Новосибирска в одном из своих интервью признался, что каждый из концертов для него особенный. А уж проходящие в этот год концерты, на которых звучат произведения, посвящённые тройному юбилею знаменитых композиторов – Баха, Генделя и Скарлатти – тем более! И недаром в юбилей Иогана Себастьяна Баха («Музыку которого, – сказал Глеб Никулин, – я безумно люблю, очень люблю его играть, но не могу сказать, что играть его комфортно, требуется концентрация и сосредоточенность») концерт в Новокузнецке начали с произведения короля органа. И в завершение концерта под сводами храма было исполнено написанное Ференцем Листом посвящение великому музыканту и композитору «Прелюдия и фуга» («B-A-C-H»). И прозвучало это, по словам музыкантов, как дань уважения, почёта, любви к гению игры на органе и сочинителю. Как перекличка немецкого барокко с французским романтизмом под звуки вечности: от старинных произведений к современности.

 

 


Просмотров статьи: 140