ХОРОШО НЕ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ: Искусство глазами реалистов
В Новокузнецком художественном музее открылась выставка «Товарищества передвижных художественных выставок. ХХI век».
Это санкт-петербургская творческая организация, возникшая почти десять лет назад для высокой миссии – возрождения лучших традиций русского искусства. Её девиз – «От лучших образцов старого – к новому, от проверенной школы – к эксперименту».
Живопись, графика, скульптура. Портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетный рисунок. Все работы – понятны и просты. Никаких абстракций, скрытых смыслов, символических нюансов… Красота и благолепие мгновений сегодняшнего дня.
Вот перед нами «Портрет отца» Светланы Кропачёвой – санкт-петербургской художницы и преподавателя. Изображённый мужчина – известный в стране геофизик. Но издалека – не менее как маршал. Портрет выполнен в старинных традициях «парадного портрета». В кабинете, на фоне рабочей карты и в окружении «идентифицирующих» предметов, с детально прорисованными лицом, руками, одеждой. Характер, личностные черты – через взгляд, манеру держаться, предметное окружение.
Притягивает внимание картина Дмитрия Васильева «Домой», выполненная в бытовом жанре. Деревенская улица, корова и старуха, погоняющая животное домой. На первый взгляд ничего особенного. Но дальний и всепроникающий свет закатного солнца, простой облик женщины, некая первобытность ситуации и естественная, приглушённая её красота пробуждают в зрителе полузабытые «родовые» чувства. Интересна для сравнения национального мироощущения работа с таким же названием грузинской художницы Зарандия-Куталия Тинатин. Та же корова, но пейзаж – совершенно другой. Огненно-рыжие и красные деревья, небо, улица. Яркое, цветное, смутно определяемое время и пространство. Сложно предполагать, кто и на кого оказал влияние и было ли оно вообще… Но безусловно, анализ полезен для самоидентификации.
– Все представленные здесь работы выполнены мастерами, которые считают себя приверженцами русского реалистического искусства, – подсказывает нам заведующая выставочным отделом Евгения Попова. – Это все ныне живущие художники, профессионально занимающиеся живописью, графикой, скульптурой, преподаватели творческих дисциплин в художественных вузах. Объединённые общей идеей, их произведения были представлены публике многих российских городов и стран зарубежья. К нам в Новокузнецк прибыли более 50 работ десятка авторов. Безусловно отмечая общность художественных принципов, нельзя не заметить, что среди них нет одинаковых. Как бы ни называл себя художник, он всегда оригинален, и в том его ценность. Даже здесь, в рамках «Товарищества реалистов», очень много произведений с явно авангардными признаками. И это очень интересно, потому как многие авторы ни в коем случае с этим не согласны.
Здесь искусствовед указывает нам на картину Анатолия Сергиенко «Бегство в Египет». Отдельные образы реалистичны, но в целом – нет знакомого чувства реальности, всё зыбко и символично. Рядом – в той же «восточной тематике» – «После ливня» Константина Троицкого. Пустыня, некое здание (возможно, храм), прозрачное небо и огромная лужа, в которой всё это отражается. Складывается ощущение, что земли вообще нет, есть только бесконечное пространство и парящая в нём обитель. И почему-то на заднем плане – два маленьких человека, идущих к зданию. Кто они, откуда? Реальны ли они?
Отдельная, меньшая часть экспозиции посвящена графике – автолитографии (оттиск с камня) Сергея Гонкова к роману Булгакова «Белая гвардия» и иллюстрации к церковным изданиям от Александра Кулёмина. Самая малая часть – скульптура Ольги Ивашинцовой. Две работы – «Жертвам теракта» и «Жница» – дополняют общее представление о направлении.
Выставка, открывающая красоту реальности и вызывающая погребённый прошлым столетием интерес к реалистическому методу в искусстве, продлится в НХМ до конца января следующего года.
Мария Изенкина
Просмотров статьи: 1729