Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Краски лета для пленэра

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Ираида ЗИНОВЬЕВА

Эти десять летних дней с нетерпением ждут не только самобытные, но и профессиональные художники Кузбасса. Лето – время регионального пленэра, который ежегодно организует Центр народного творчества Кузбасса, и на который съезжаются десятки художников-любителей и профессионалов, а также мастеров декоративно-прикладного творчества в одном лице (талантливый человек талантлив во всём!).

 

В объятьях Югуса

В этом долгожданном творческом мероприятии принимают участие представители из Новокузнецкого, Кемеровского, Прокопьевского, Беловского, Таштагольского, Ленинск-Кузнецкого городских округов, а также из Гурьевского, Топкинского, Тисульского и других районов. Среди них как мастера-профи своего дела – Виктор Самошкин из Прокопьевска, Пётр Бардокин из Гурьевска, Андрей Ковригин из Новокузнецка, так и опытные самобытные, а также начинающие художники. Этот своеобразный творческий слёт настолько интересен, что многие из тех, кто хотя бы однажды побывал здесь, стремятся попасть на пленэр вновь и вновь. И потому зачастую на пленэре можно встретить немало знакомых лиц – постоянных участников этого живописного действа. Живописного ещё и потому, что для проведения пленэра выбираются наиболее необычные, красивые, порой заповедные места Кузнецкого края.

В прошлом году, к примеру, пленэр под названием «Заповедная Шория» проходил в одном из замечательных мест нашей области – посёлке Усть-Кабырза Таштагольского района, у слияния трёх горных рек – Кабырза, Мрас-су и Пызас. Художники располагались рядом с музеем-заповедником «Трёхречье», у «Горы Любви» с часовней Петра и Февронии на вершине, с возможностью совершить лодочную экскурсию вверх по одной из самых красивых и экзотичных рек – Мрас-су.

В этом году для проведения пленэра под названием «Мифы Кузнецкого Алатау» со всего региона в Междуреченск, к подножию горы Югус, на левый берег Томи приехали 30 художников. Поселили творческий «отряд с кистями и мольбертами наперевес», как в шутку назвали себя участники пленэра, в одном из зданий у подножия Югуса – первого в Сибири горнолыжного комплекса. (История его началась в 1962 году, со строительством первых трасс, с основания первой спортивной школы.) В настоящее время это – спортивный комплекс с обустроенными трассами-слаломами, трамплином, вечерней подсветкой, таёжными тропами и живописными видами, просматриваемыми с высоты почти на сотни километров. Самое подходящее место для пленэра, решили организаторы.

Богатство света и воздуха

Для тех, кто не знаком с термином «пленэр»: в переводе с французского это слово обозначает «на открытом воздухе». Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, с её красочным богатством натуры, света и воздуха.

Родоначальниками этого изобразительного направления принято считать двух английских художников – Джона Констебля и Ричарда Бонингтона, которые осмелились пойти против устоявшихся традиций чопорной Англии, решившись писать картины на открытом воздухе. Первое полноценное пленэрное произведение Констебля «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» было датировано 1815 годом.

Вскоре техника пленэризма стала пользоваться большой популярностью у французских импрессионистов. Причём новаторские работы художников на парижском Салоне 1824 года возымели настоящий фурор. Пленэрной живописью успешно, начиная с середины ХIХ века, занимались и художники России: Александр Иванов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь. Художественные критики писали об этом направлении: «Пленэристы воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием. Порой почитатели пленэра воспроизводят не сам пейзаж, а впечатление, вызываемое данным пейзажем».

Популярность пленэрной живописи возросла ещё и благодаря изобретению американского портретиста Джона Гоффа Рэнда. В начале 1840-х годов он запатентовал оловянный тюбик для хранения красок (до этого художники и их подмастерья сами изготавливали краски из пигментов для каждого сеанса работы). Изобретение Рэнда позволяло купить готовые материалы и постоянно носить их с собой, не боясь, что они быстро засохнут. В это же время появились удобные мольберты и этюдники, что также облегчали живописцам работу на природе.

На крыше мира

По словам участников этих выездов на природу, техника пленэра – достаточно сложная в исполнении, особенно для начинающих живописцев. «При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки, особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности», – отмечают они. Да и скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые для творчества материалы, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.

Как во время нашего посещения междуреченского пленэра забрался на высоту трамплинного сооружения, чуть ли не на крышу мира, новокузнечанин, художественный руководитель пленэра Андрей Ковригин, преподаватель Новокузнецкого областного колледжа искусств. Поднялся он туда вместе с начинающими художниками, у которых ведёт мастер-класс. Андрей Ковригин, выпускник Владивостокского института искусств, постоянный участник выставок разного ранга, в том числе и персональных, известен по участию в выставочном проекте «Учитель и ученики» в Новокузнецке. В одной из таких выставок, прошедшей в городе, было представлено более 70 живописных этюдов и работ. В них можно увидеть широкую географию его творческих поездок на пленэр, которые отразили все времена года. В проекте приняли участие и его выпускницы, которые в разное время окончили колледж. Молодые художницы представили на ней живопись и графику.

Андрей Иванович не первый год преподаёт и приехавшим на пленэр самодеятельным художникам, которые на эти почти две недели становятся его учениками. Учит наблюдать и изображать многочисленные детали, из которых и состоит окружающая их природа. Передавать форму и материал предметной среды письмом, тонким, гладким, многослойным, а значит владеть художественной пастозной, фактурной манерой. Так, чтобы работы зазвучали эмоционально, полнозвучно по свету и колориту, разнообразно по манере письма. Чтобы в каждой композиции сидящих у мольбертов авторов были представлены все жанры: пейзаж, натюрморт, портрет и возможно даже анималистический мотив.

Зовут к себе красоты края

На протяжении почти 16 лет курирует все эти живописные выезды на природу Людмила Пушкаренко, заведующая отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства ГАУК «Центр народного творчества Кузбасса». Пленэр на Югусе для неё не первый. «Нам, художникам, всегда интересно было попасть на эту горнолыжную спортивную базу. С комфортными условиями, отличным питанием. Для пленэристов это тоже немаловажно. Но база всегда, даже летом, была занята тренирующимися спортсменами. Однако на этот раз нам повезло. В спортивном расписании появился пробел, и мы его заняли», – рассказывает Людмила Валерьевна. Отличные отношения у приезжих живописцев сложились и с Междуреченской художественной галереей, которую возглавляет Ольга Брикаренко.

По давно заведённой традиции после окончания пленэра, во время которого рождается не менее 150 работ, будет проведён конкурс на лучшие этюды. После него городской галерее на память будут подарены несколько работ победителей. Другие лучшие этюды пополнят фонд региональных передвижных выставок «Краски земли Кузнецкой» и «Таёжный мотив», которые, каждый год обновляясь, курсируют по городам и весям Кузбасса.

Участникам пленэра на Югусе, как они говорят, подфартило увидеть новые мотивы для своих этюдов: им посчастливилось наблюдать Всероссийские соревнования по прыжкам с трамплина на трассах с искусственным покрытием. Художников пригласили посетить и новую турбазу «Снегири» в районе Поднебесных Зубьев, где они жили в юртах, и ярких впечатлений от которой было предостаточно. Чего стоили только предупреждения: за пределами базы быть осторожными, можно столкнуться нос к носу с медведями. Почаще смотреть под ноги, чтобы не наступить на чёрную гадюку. Этих змей в нынешнее жаркое лето немало.

Впечатления ставших уже старожилами кузбасских пленэров (Любовь Черникова,Галина Волкова, Наталья Бойцова, Дмитрий Петраков, Игорь Быков и другие) были единодушны. Для каждого из них пленэр – это прежде всего задел на будущее: написанные здесь этюды становятся основой для больших произведений. Пленэр – это заряд творческой энергетики, познание истории своего края и любовь к нему, без которой нет истинного патриотизма. Очередная ступень к профессионализму, и, конечно же, общение, во время которого проходит обмен опытом и становление на долгие годы дружеских отношений.

И всё это даёт пленэр. Недаром в художественных школах всего мира и в ХХI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. У пленэра, говорят художники, несмотря на появление новых стилей и направлений, не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.


Просмотров статьи: 88