Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Место силы для эмали

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Это пока ещё новая, но уже достаточно освоенная где-то даже творчески романтичная, хотя и трудоёмкая для новокузнецких художников и поклонников искусства техника горячей эмали. Освоена настолько, что произведения новокузнецких эмальеров стали приобретать для своих фондов некоторые российские художественные музеи. И она, эта техника, всегда предполагает некое необычное, красочное и, конечно же, довольно интересное в художественно-эстетическом плане зрелище. На выставке произведений, представленных художниками-эмальерами, всегда хочется, внимательно вглядываясь, ходить и ходить от работы к работе. Иной раз стараясь угадать: что же хотел сказать этим, порой, символично-загадочным изображением эмальер? Ведь у горячей эмали тоже свой художественно-выразительный язык.

Масштабно, на двух площадках

На днях в Новокузнецке сразу на двух площадках одновременно – Доме творческих союзов (просп. Кузнецкстроевский, 1) и в Сибирском центре горячей эмали (ул. Кирова, 7) – открылась в полном смысле слова потрясающая Всероссийская выставка горячей эмали. Для широкой публики была представлена уникальная экспозиция, объединившая более 300 произведений, среди которых достаточно известные фигуры сибирского искусства, столичные мастера (в частности Зураб Церетели), а также целые династии эмальеров. Демонстрируя лучшие работы художников-эмальеров, устроители выставки решили представить полновесную панораму современного эмальерного искусства не только Урала, Сибири и Дальнего Востока, но и дать зримое представление о российской школе эмали во всём её многообразии. На выставке можно увидеть весь спектр произведений – от миниатюрных до монументальных декоративных, от иконы до пейзажа. Многие работы выполнены мастерами, связанными с городским Сибирским центром горячей эмали, который на сегодняшний день является одним из ведущих центров в нашей стране, организует не только масштабные выставки, но и крупнейшие форумы по этому виду искусства.

Так с 1 по 14 августа в Сибирском центре горячей эмали проходит приуроченный к выставке «Всероссийский симпозиум по горячей эмали «Место силы» в Новокузнецке». Он объединил 15 художников-эмальеров, которые поделятся своим опытом с начинающими художниками.

Столь масштабная творческая командировка привела в наш город мастеров из Москвы, Владивостока, Томска, Красноярска, Екатеринбурга, Ярославля, Геленджика. Кузбасс представляют художники из Новокузнецка. В рамках художественного форума пройдёт «День открытых мастерских», мастер-классы, культурологические лекции.

Надо отметить, что проект «Всероссийский симпозиум по горячей эмали «Место силы» в Новокузнецке» реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». При поддержке министерства культуры и национальной политики Кузбасса и регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. Организатор проекта: Новокузнецкое городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» во главе с Екатериной Чепис. Благодаря полученному гранту кураторы проекта стремятся помочь зрителям «выявить специфику современного эмальерного искусства, как самостоятельного вида пластических искусств, в котором помимо традиционных, бытуют многочисленные инновационные, авторские технико-технологические приёмы работы», как отмечают эксперты.

«Ваш город живописно красив!»

Среди приехавших на симпозиум Елена Евдокимова, художник декоративно-прикладного искусства из Ярославля. Работает в техниках горячей эмали, витража, керамики. Обладатель ныне антикварной серебряной медали Министерства культуры СССР «За успехи в учёбе и творчестве», участница многих выставок и симпозиумов, лауреат премии на выставке-конкурсе «Зергер-99», прошедшем в Казахстане.

Или Елена Сергейчук, приехавшая на новокузнецкий симпозиум из Иркутска. Также работает в разных техниках. Любит путешествовать, находя образы и персонажи для своих произведений, именно по Сибири, главным образом по родной Иркутской области, по Байкалу, а также Бурятии. Предпочтение в своём творчестве Елена отдаёт изобразительному искусству, но при этом постоянно находится в творческом поиске, который и привёл её к технике горячей эмали и фьюзингу (спеканию стекла).

Из Владивостока приехала пообщаться с коллегами по эмальерному творчеству Евгения Найдёнова, также постоянная участница городских, региональных, всероссийских и международных выставочных проектов. Работать в технике горячей эмали на меди она впервые попробовала, будучи студенткой Дальневосточного университета. Так, признаётся Евгения, для неё в искусстве постепенно родилась главная страсть. «Стекло и металл настолько пластичны! Мне очень нравится именно такое сочетание. Я рисую в разных техниках, но художественное эмалирование, считаю, наиболее полно выражает мои идеи и мироощущение. Многие картины я посвящаю родному краю и городу. Люблю экспериментировать и учиться новому, знакомиться с интересными людьми и реализовывать задуманные идеи», – говорит она.

И многие другие художники-эмальеры из российских городов, по словам Екатерины Чепис, приезжают не впервые в Новокузнецк, оригинальную красоту которого отметили в первую поездку: «Ваш город живописно красив! По-своему индивидуален, со своим лицом. Его писать и писать!», – такие отзывы можно услышать от участников симпозиума. Они также впечатлены масштабом творческих идей и сюжетов открывшейся в Новокузнецке экспозиции эмальерного искусства.

Любить эксперименты

Перечислять имена всех представленных на выставке художников – нет смысла: надо приходить и любоваться этой красочно-художественной эмальерной феерией. Но вот новокузнецких художников, наших земляков, отметить хочется. Так, Елена Донягина и Галина Назарова умудрились отобразить в своих работах заводскую, фабрично-промышленную тематику. Молодая, но очень перспективная художница Ольга Сергун, творчество которой отметили даже известные российские мэтры, одну из своих работ так и назвала «Трубы». Привлекают внимание триптихи Всеволода Суслова («Сад», «Время», «Паломник»). Интересное символичное решение темы Великой Отечественной войны нашёл Сергей Андрейко из Иркутска. На его большой и объёмной картине из горячей эмали за висящим в шкафу пиджаком прадеда спрятался маленький мальчик. Пиджак тяжёл: он увешан медалями, полученными прадедом за бои на фронте. И этот с медалями пиджак, скрывая малыша во время детской игры в прятки словно спрятал, оберегая правнука от отголосков прошедшей войны.

Свои работы представили известные новокузнецкие художники, устроители выставки Александр Суслов и Екатерина Чепис. Есть эмали Натальи и Вадима Спесивцевых. Наталья и в технике горячей эмали не изменила своей графической манере письма («Грёзы озёрной лошади»), а Вадим, любитель рыбалки, представил работы: «Натюрморт с палтусом», «Август», «Лысая гора».

«Я же рыбак! – восклицает он. – И рыбная тема мне близка. А «Лысую гору» поначалу делал на холсте, а потом перенёс на эмаль. Главное для начинающих работать в этой технике – не бояться эмали, огня и обязательно экспериментировать».

У супругов «пошла эмаль», как они признаются, после симпозиума, что прошёл в 2020 году. Решили попробовать и купили печь. «Это же хорошо – переключаться с живописи на эмаль, и наоборот», – добавляет Наталья.

Серию «Сады Веры, Надежды и Любви» представила Алевтина Архиповская. «Моему эмальерному увлечению ещё и года нет. «Мне эта техника интересна именно своей непредсказуемостью. Ты можешь продумать композицию, но эмаль неожиданно поведёт за собой, негаданно и новая идея появляется, да так, что приходится на ходу всё менять», – говорит Алевтина. Отметила и то, что техника трудоёмкая и затратная из-за применения толчёного стекла, добавив: «И всё равно это – настоящее волшебство! И у меня есть мечта: чтобы новокузнечанки носили и по будням, и по праздникам эти удивительно красивые украшения из эмали. Они женщин по-настоящему преображают».


Просмотров статьи: 124