Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Если я не пою, то слушаю музыку…»

Завтра в Новокузнецком драматическом театре директор и художественный руководитель губернаторского джаз-клуба «Геликон» Ольга Юшкова отметит 25-летие своей творческой деятельности.

– Ольга Георгиевна, эта цифра вызывает у Вас какое-то чувство ностальгии? А может, как нередко бывает, она внесла в Вашу жизнь некую долю смятения – всё-таки столько лет на сцене?

– Эта цифра меня нисколько не страшит. Напротив, радует тот факт, что я – на сцене. Что не ухожу с головой в рутинную и в то же время беспокойную административную работу, а имею возможность заниматься любимым делом.

Юбилейный концерт, без сомнения, даёт возможность продемонстрировать зрителям все грани моего творчества, показать, что было и что есть в моей музыкальной исполнительской жизни.

– Какими проектами, реализованными в течение этих лет, Вы гордитесь?

– Проектов было много. Причём в разных жанрах. И все они будут так или иначе представлены на моём концерте.

Непременно прозвучит и моя авторская музыка, с которой в группе «Ночной сеанс» я начинала исполнительскую карьеру. С группой мы выступали на всех площадках города, на всех праздничных торжествах. Помню, как нас заметили в 1989 году и пригласили в Томск – на рок-фестиваль. Яркое, знаковое событие. Уже тогда я окончательно поняла, что движемся мы в правильном направлении. «Верной дорогой идём, товарищи!»

Более того, в этом же году наш «Ночной сеанс» принял участие в мощном проекте студии «Уровень-А», связанном с защитой экологии Новокузнецка. В городском танцевальном зале, там, где сегодня и расположен наш джаз-клуб, проходила ночная дискотека – невиданное событие по тем временам. Музыканты Кузбасса, около 50 коллективов, в рамках проекта выступали безвозмездно. На ночную дискотеку приехали из Кемерова, Белова, Междуреченска, Прокопьевска. Тут отметились и организаторы – «Уровень А», и другие группы: «Тринадцать», «Кафе», «Голые стены»… Каких только не было!.. С этого проекта и началась моя популярность.

– И в Вашей творческой жизни начался период побед – участие в конкурсах различного ранга, в том числе и международных? Или это случилось чуть позднее?

– Позднее. Через два года я стала лауреатом областного конкурса по профессиональному исполнительству и была приглашена на Всероссийский конкурс «Краснодар-92». После этого пришлось сделать перерыв в моей творческой деятельности – у меня родилась дочка Мария.

А потом, в 1994 году, произошло важное, решающее событие: я подружилась с Анатолием Берестовым, и началась наша совместная деятельность. Именно Анатолий Михайлович познакомил меня с новым по тем временам музыкальным направлением – джазом. Научил его любить и понимать. Мы выступали на фестивалях в Москве, Новосибирске, Иркутске, Томске, Курске, других городах. Приглашали и за рубеж. Но выбраться тогда было невозможно из-за сложного финансового положения. Выступать приходилось не только на сцене, но и в ресторанах. Это, кстати, позволило получить большой опыт. Более того, я умудрялась ещё и преподавать – в музыкальной школе и училище. Как говорится, совмещала приятное с полезным.

– Да и сегодняшние будни, предполагаю, у Вас заполнены «под завязку»…

– Конечно! В настоящий момент я являюсь продюсером трёх международных фестивалей. Сама – лауреат международных джазовых конкурсов. За эти годы в моей жизни произошло очень много интересных встреч. Я счастлива, что удалось реализовать совместные проекты с лучшими мировыми звёздами джаза – Бенни Госсоном, Игорем Бутманом, Давидом Голощёкиным и многими другими. В моей жизни произошло множество таких событий и таких знакомств, о которых музыкант может только мечтать. И самое приятное – мне довелось всех этих людей встречать в своём клубе в качестве гостей.

– За эти долгие годы общения с джазом какие уроки Вы извлекли? Чему научила Вас Ваша творческая жизнь?

– 25 лет на сцене научили меня быть искренней с собой. Невозможно исполнять музыку отстранённо, равнодушно, обманывая наигранными чувствами публику. Все мои выступления – стопроцентно живой звук. И это я ставлю себе в плюс.

Если сегодня расчертить мой рабочий график, то окажется, что если я и не пою, то 30 процентов рабочего дня слушаю музыку. «Геликон» гудит и держит в тонусе.

– А что-то забавное из своей творческой практики можете вспомнить?

– Случаев было много. Редкая встреча с музыкантами обходилась без прикола, без какой-либо «изюминки». Так, однажды у нас выступал известный новосибирский барабанщик Евгений Суворов. Это происходило в марте, а потому на большой сцене было довольно прохладно. Евгений забыл концертные туфли, и ему пришлось во время концерта в течение двух часов сидеть за барабаном босиком (!). Правда, никто из зрительного зала за барабанными атрибутами этого не заметил.

Во время другого выхода в совместном проекте с Игорем Бутманом не услышала тональность, в которой играл Игорь, и стала исполнять джазовую композицию в собственной тональности. Так мы и работали: он – в своей тональности, я – в своей. И лишь в бридже (это своего рода джазовый припев) сошлись в унисон. Однако исполнение с моей стороны было настолько убедительным, что никто, кроме нас, этого несовпадения по тональности и не заметил. Такой вот случай! Не буду уже говорить о сломанных каблуках и разошедшейся прямо на сцене молнии на платье…

– Ольга, Вы не только певица, Вы ещё и директор-хозяйственник и художественный руководитель. Тяжело совмещать эти ипостаси?

– Довольно непросто. В должности директора и художественного руководителя «Геликона» я нахожусь девятый год. За это время создано много музыкальных проектов: международный фестиваль «Джаз у старой крепости» имени Анатолия Берестова, международный фестиваль вокалистов «Сибирские встречи», международный фестиваль современной европейской джазовой музыки «Летний джаз», ежегодный благотворительный проект «Джазовый марафон»… За эти годы клуб посетили лучшие исполнители мира. Да и состав коллективов «Геликона» почти кардинально обновился: «Новый Кузнецкий биг-бэнд» под руководством Александра Кабанова, «Кузнецкий Диксиленд», «Глэм джаз квартет» и многие другие. Они вышли на новый, более высокий уровень исполнительского мастерства. Разрослась и музыкальная джазовая студия, в которой сегодня насчитывается более 150 участников.

За эти годы благодаря спонсорам было капитально отремонтировано здание «Геликона». Помогли меценаты и в приобретении музыкальных инструментов, а также в оснащении концертного зала современной – лучшей за Уралом – акустической аппаратурой.

Кроме того, я провела в джаз-клубе реорганизацию. Мы перешли из статуса учреждения бюджетного в статус муниципального автономного. То есть перешли на усовершенствованную форму работы.

– Что в ближайших планах?

– В этом году в ноябре мы отмечаем юбилейный 30-й сезон. Планируем праздничные концерты, на которые уже приглашены многие звёзды – те, которым уже приходилось у нас выступать, а также новые исполнители. Готовлю я и свои сольные концерты, которые пройдут 12, 13, 14 ноября. Добавлю, что моё юбилейное выступление в Новокузнецком драмтеатре состоится 26 сентября этого года. Так что приходите, будет интересно! Постараюсь не разочаровать поклонников джаза…

Татьяна Шипилова

Фото Марии Коряга


Просмотров статьи: 1587