Новокузнецкое городское телерадиообъединение

И скрипка может быть воином

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: со страницы сообщества «Давид Агинян, скрипач» и Нины Перелазной

То, что и музыканты могут внести свой вклад в победу, а их инструменты, с помощью которых они воодушевляют, вселяя музыкой, своими произведениями душевные силы в солдат, было доказано ещё во время Великой Отечественной войны.

И вот пришло тревожное время – время специальной военной операции, когда вновь музыкальные инструменты, звучащие на фронте для воинов и в честь них, становятся своеобразным оружием, а музыкантов (иных реально, других в часы короткого отдыха и концертных выступлений) бойцы СВО также принимают в свои боевые ряды.

Поддержка музыкантов

Именно такой музыкант, виртуоз игры на эстрадной скрипке Давид Агинян. Он приехал к нам из Новосибирска со своей программой «Мы едины», выступление его прошло на днях во Дворце Алюминщиков. Концерт известного в мире музыки скрипача организовало управление культуры города.

Концерт необычный – часть средств от своего выступления Давид Агинян передаёт в фонд поддержки специальной военной операции. Причём ездить в свои гастрольные волонтёрские туры он стал сразу же после начала СВО. На его личной страничке выставлены чеки с суммами сборов, которые направлены в поддержку российским воинам. Средства от его благотворительных концертов отправляются на поддержку, как российских воинов, так и жителей Донбасса – на них закупают одежду, продовольствие, снаряжение и медикаменты. Все концерты, которые Давид, волонтёр всероссийского движения «Своих не бросаем», проводит с весны прошлого года перед военными и жителями Донбасса (выступал он и в Новой Каховке, и в других сёлах и городах Херсонской области), бесплатны.

Ездит скрипач Давид Агинян со своими гастрольными турами уже почти полтора года по городам, поселениям и небольшим сёлам и деревням (в них он по понятным причинам выступает бесплатно). И каждое своё выступление после рассказа о том, что его подвигло принять на себя такую музыкальную добровольческую миссию, он начинает с гимна России, который вместе с ним встают и подпевают зрители. Музыкант считает, что патриотизм должен проявляться не на словах, он должен быть действенным, каждый человек в силу своих возможностей должен помогать своей Родине. И на протяжении уже многих лет для Давида его родина – Россия.

Талант – сильный ресурс

Родившись в Армении, он прожил там до 16 лет. Перебравшись в Россию, уже около 25 лет – житель Новосибирска, музыкальное образование получил в Кемерове, хотя знаменитого скрипача-виртуоза за большие деньги приглашали на постоянное место жительства в любой европейский город, а также в США. В биографии музыканта было множество гастролей по странам мира, где с восхищением принимали его игру, исполняемые им произведения, где поступали предложения остаться, жить и работать. «Проехав с гастролями по зарубежью, некоторое время пожил там, но больше не смог. Когда находился в Европе и Америке, не чувствовал себя хорошо, был не своим, пришлым, интересным пока что-то даю. Там души людей закрыты на семь замков, там все и всё чужое», – признаётся Давид. Выбрал Россию, страну с жизненными принципами, которые поддерживает и понимает, тем более в сегодняшней ситуации, и, по его словам, сделал это обдуманно и принципиально. Не хотел, чтоб его будущая семья, дети жили в чужом обществе, где другой менталитет, другие жизненные ценности. «Мы – потомки сильных, великих людей, которые освободили мир от фашизма. Мы должны помнить это, помнить, что в нас течёт кровь наших сильных предков, – говорит музыкант. – И мы можем жить в самой развитой стране мира, если сплочённо будем работать, без какой-либо корысти на благо страны. Недаром моё выступление называется «Мы едины». Талантливые люди – это сильный ресурс. Нам нужно сплотиться в единое целое для того, чтобы нас, как ни пытались бы, не могли рассорить!»

Жгучая энергия струн

После такого эмоционального вступительного слова Давид берёт в руки свою эстрадную, а иначе электроскрипку и начинает играть современные, с интересными трактовками народные, национальные композиции, узнаваемые и совершенно новые, а также произведения собственного сочинения. Играет под записанные аранжировки, в которых непременно звучит и армянский дудук. Дорабатывая известные музыкальные мелодии, он создаёт красивейшую по звучанию и душевному восприятию этно-музыку. В его программу включён и известный по соцсетям трек, который между боями исполнял молодой «скрипач на танке» Пётр Лундстрем в прошлом году в Мариуполе.

Об исполнительском искусстве Давида Агиняна отзываются как о «необычайно чувственном, наполняющим окружающее пространство живым звуком, которое способно погрузить слушателя в чувственное наслаждение, даёт возможность расслабиться и обрести душевное равновесие». И скрипач наглядно и вовсеуслышанье это доказывает. Возникает такой почти лечебно-оздоровительный эффект ещё и потому, что музыкант, человек эмоциональный и неравнодушный, в исполнение любого музыкального произведения вкладывает душу, заставляя зрителей пережить совершенно невероятные, до слёз ощущения. Он играет настолько ярко, отчаянно увлечённо, живо и вдохновенно, что у него практически всегда на концерте рвётся на скрипке смычок. Об этом сказано в стихотворении Александра Блока, которое на своих страницах в соцсетях приводит Давид: «Смычок запел, И облак душный Над нами встал. И соловьи приснились нам. И стан послушный Скользнул в объятия мои… Не соловей – то скрипка пела, Когда ж оборвалась струна, Кругом рыдала и звенела, Как в вешней роще тишина… Как там, в рыдающие звуки, Вступала майская гроза… Пугливые сближались руки, И жгли смеженные глаза…».

Как-то во время одной из трансляций его выступления по телевидению можно было вблизи увидеть на его скрипке, казалось, всё ещё горячей от такой невероятно жгучей, захватывающе энергичной игры, почти разорванный смычок.

Равняясь на Паганини

К слову, Давид ведёт ещё и большую просветительскую работу, рассказывая на своих страницах в соцсетях интересные истории о знаменитых музыкантах-скрипачах. И, конечно же, о самых разных скрипках, инструментах работы великих мастеров, которые с веками не утрачивают благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма. Подобно другим драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в них влюбляются и их ненавидят. Однажды осенью 1800 года, рассказывает Давид Агинян, в таверну города Ливорно вошёл нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках и попросил у играющих в карты посетителей таверны вернуть ему скрипку для концерта. До этого, чтобы получить хоть несколько грошей, музыкант поставил на кон свою скрипку. Картёжники только посмеялись над ним. Тогда к незадачливому музыканту-игроку подошёл пожилой француз, купец из Парижа, поклонник таланта этого юного скрипача по имени Николо Паганини, на концертах которого он бывал. Купец предложил ему другую скрипку, сделанную никому не известным мастером Джузеппе Гварнери дель Джезу. Семнадцатилетний Николо Паганини обрадовался, он сразу же был очарован звуком этого инструмента, а француз вновь был потрясён его игрой. Он отказался принять инструмент обратно, подарив его молодому гению. Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь до самой смерти. Великий музыкант утверждал, что именно она «исцелила его душу». Николо завещал свою удивительную «подругу жизни» музею родного города Генуи. Там её можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Сыграть на пережившем своего хозяина, гениального музыканта-виртуоза, инструменте разрешают только приезжающим в город выдающимся скрипачам.

Музыка лечит

«Скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию», – эти слова великих музыкантов приехавший в Новокузнецк скрипач Давид Агинян приводит в своём интернет-блоге. Рассказывает он и о том, что учёные давно ломают голову над секретом благотворного влияния музыки на наш организм, её лечебного воздействия на человека, утверждая, что в основе исцеляющих свойств лежит способность музыкальных звуков влиять на психоэмоциональное состояние слушателей.

Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Прелюдии Листа способствуют преодолению застенчивости и излишней стыдливости. Музыка Шостаковича способна держать под контролем отрицательные эмоции (злобу и раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение к окружающему миру более позитивным и радостным. Иные поклонники музыки всех времён и народов на основе подобных научно-популярных изысканий создают даже собственную музыкальную терапию.

«Все мы – россияне»

Как признаётся гастролирующий в настоящее время по югу Сибири Давид Агинян, его гастроли по России нужны ему ещё и для более глубокого знакомства с российскими жителями, с людьми, которым он от всей души дарит свою музыку. «Я провёл очень большое количество концертов в городах, сёлах и деревнях, ещё раз доказав себе, что фраза «Мы едины» – очень сильный, объединяющий лозунг. К какой бы национальности не относились люди, живущие на нашей территории, все мы – россияне. Мы живём в своём доме, в своём государстве, которое и будем защищать так, как можем, – подчёркивает он и добавляет: И скрипка в сложных для страны ситуациях может быть воином».


Просмотров статьи: 339