Под знаком Солнца
Вряд ли когда-нибудь на одной выставке вы увидите сразу множество выстроившихся в яркий ряд изображённых на картинах подсолнухов – «детей Солнца», как называл их Ван Гог. И можно задуматься: можно ли также самобытно, как этот знаменитый французский художник, изображать этот цветок? Оказывается, можно! И чтобы убедиться в этом, стоит посетить новую, открывшуюся на днях выставку в Новокузнецком художественном музее под названием «Живопись монументалиста» Зураба Церетели.
Человек мира
Выставку произведений народного художника СССР и РФ Зураба Церетели представляет Российская академия художеств, которой Зураб Константинович является президентом. В экспозицию персональной выставки выдающегося монументалиста современности вошло 30 живописных произведений и 10 бронзовых скульптур малой формы, созданных в 2000-х и 2010-х годах.
Зураб Церетели окончил в 50-х годах прошлого столетия Тбилисскую государственную академию художеств, после которой начинает работать в Институте истории, археологии и этнографии. В 1964 году посещает художественные курсы в Париже. Спустя год создаёт первую значительную монументальную работу. С конца 1960-х годов Зураб Церетели – автор сотни широко известных памятников, скульптур, стел, статуй и бюстов, установленных по всему миру. География мест, где можно увидеть монументальные произведения Зураба Церетели, впечатляет. Это Москва, Тбилиси, Севилья, Рим, Нью-Йорк… Он называет себя человеком мира: может жить на несколько городов, в которых у него мастерские (Переделкино, Париж, Нью-Йорк).
Однажды, увидев его художественное решение курортного комплекса в Адлере – создание объёмных, пространственных и монументально-декоративных композиций, всемирно известный мексиканский художник Давид Сикейрос написал: «От своего собственного имени и от имени художников-монументалистов Мексики я поздравляю Зураба Церетели за художественные достоинства выполненных им работ. С большой пластической силой и творческой фантазией Зураб Церетели постигает сложную технику настенной росписи. Я утверждаю, что он вошёл в необъятные просторы искусства будущего, искусства, сочетающего скульптуру с живописью. Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение». Впечатлённый увиденным, Давид Сикейрос пригласил Зураба Константиновича к совместной работе по созданию детского городка в Мексике. К сожалению, проект не был реализован в связи со смертью Сикейроса.
Дарить и счастье, и добро
Вскоре по приглашению Брокпортского колледжа искусства и науки Нью-Йоркского государственного университета Церетели преподаёт в университете, за что получает почётное звание выдающегося профессора искусств. В это же время в США работает над новой скульптурой, ставшей знаменитой композицией «Счастье детям всего мира». Открытие монумента приурочено и посвящено Специальным олимпийским играм. Свой гонорар за проделанную работу Зураб Церетели передаёт в фонд помощи детям-инвалидам. Следующим мероприятием мирового значения было открытие его монумента «Добро побеждает зло» перед зданием Организаций Объединённых Наций в Нью-Йорке.
За профессиональные и личностные заслуги скульптор удостоен ряда наград и званий: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер ордена Почётного легиона.
Пришёл черёд живописи
Поклонники таланта Зураба Церетели привыкли видеть в нём исключительно скульптора-монументалиста, но спустя некоторое время Церетели преподнёс им сюрприз, ярко и талантливо проявив себя и в роли живописца.
В живописи Зураба Константиновича, по словам исследователей его творчества, заключён мир, к которому художник приобщает всё, что встречается на его жизненном пути. В его полотнах – и созерцание быта, и размышления о жизни, сквозят и плещут эмоции и самые разнообразные чувства. Здесь и любование пейзажем, друзьями, восхищение красотой женщин и характером мужчин. Каждая вещь, каждый предмет, каждое явление, увиденные художником, вызывают его неподдельный интерес и зачастую находят своё место в живописном пространстве, сотворённом Зурабом Церетели.
«Несмотря на невероятную нагрузку, Церетели всегда находит время для занятий над живописными произведениями. Художником написано огромное количество полотен – они переполняют его просторные мастерские, – отмечает куратор выставки Екатерина Козлитина, старший научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея. – Его полотна – это восхищение многокрасочным окружающим миром и неиссякаемый оптимизм. В энергичных взмахах кисти – ликующая радость и яркий созидательный темперамент, затрагивающий тех, кто сталкивается с творчеством известного мастера».
Там всё дышит летним зноем
Выставка сразу же встречает вас известными всему миру цветами Церетели (они в настоящее время составляют немалую часть огромного количества коллекций, разбросанных по всему миру). Это настоящее царство подсолнухов, «детей Солнца», которые одаривают вас свежестью и одновременно летним жаром, в жёлтые головы которых хочется зарыться лицом, чтобы ощутить аромат летних цветочных и фруктовых даров, счастье жизни. Искусствоведы так определяют это состояние: «На зрителей от увиденного нисходит благодать, и действительно подсолнухи Церетели не спутаешь ни с чем, это – любимый цветок мастера, воссозданный на холсте ярчайшим визуальным языком».
На новокузнецкой выставке есть картина под названием «Одинокий венский стул» из серии «Мастерская», на которой в качестве натурщика – взлохмаченная голова подсолнуха. Только стул и подсолнух, который, судя по внешнему виду этого «дитя Солнца», даже несколько приустал быть натурщиком. Вот потому-то, рассказывают друзья и близкие, они, приходя к мастеру в гости, каждый раз приносят ему охапки цветов, среди которых обязательно должны быть подсолнухи. «На картинах Церетели чётко узнаваемы лишь два элемента – подсолнухи и розы, остальные цветы написаны в условности – некие цветовые очертания, голубые, малиновые гроздья… Но в любом случае все они обладают потрясающим свойством фиксироваться в памяти», – написано в аннотации к одной из его выставок с цветами солнца.
Подсолнух – цветок с мужским шармом
Нередко у Церетели спрашивают, почему именно подсолнух является главным персонажем многих его натюрмортов, на что мастер отвечает, что тот символизирует солнце, солнечный свет, без которого на земле нет жизни. Другие его пристрастие к этому цветку расшифровывают по-своему. Ничего удивительного в этом нет, говорят, ведь подсолнух – очень мужской цветок, сильный и стройный, его принято дарить мужчинам, он выражает энергию, суть и стать, мужскую харизму и привлекательность. Зураб Церетели и сам довольно мужественной внешности мужчина с неподражаемым мужским шармом, человек большого обаяния. А цветы – это в своём роде символы, ведь раньше посылали целые письма из букетов, которые символизировали и говорили о разных чувствах отправителя к адресату. «Цветы вроде как обычны и просты, а с другой стороны, они полны сакральных и поэтических символов. Зураб Константинович подбирает букет из простых цветов, делая его тёплым, максимально дружелюбным, нашим», – уточняют знатоки творчества мастера.
Родился садовником
Зрителей на натюрмортах художника впечатляют разнообразные шляпки подсолнухов, гроздья винограда, розы, яблоки, в частности, из серии «Я садовником родился». До приезда картин Зураба Константиновича в Новокузнецк у него проходила большая выставка в одном из российских городов именно под этим названием. У организаторов экспозиции поинтересовались, почему именно такое название они выбрали для выставочного ряда, ведь не только потому, что у художника есть одноимённая серия! Они пояснили, что раньше была такая популярная игра для больших компаний на щелчки для проигравшего (впрочем, многие из старшего поколения хорошо её помнят): «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…». И дальше загадывается фант, к примеру, «маргаритка влюблена в тюльпан», и маргаритке надо было выразить свои чувства «тюльпану». Есть подобные поэтические строки и у гениального поэта Осипа Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок. В темнице мира я не одинок. На стёкла вечности уже легло Моё дыхание, моё тепло».
Не без чувства юмора
Вот картина «Сонины башмачки» из серии «Этно» (недаром же художник когда-то работал в Институте истории, археологии и этнографии!) Сразу видно растоптанные, много лет прослужившие своей хозяйке довольно объёмные туфли. И, конечно же, антуражем для них служат подсолнухи. Работа «Валико» (собака, подсолнух, кот); «Софико» (тюльпаны и другой цветочный фон); «Радостный день», «5 утра»; «В гостях у Багиры» и многие другие. Есть галерея портретов из серии «Мои друзья». Здесь же работы не лишённые тонкого чувства юмора. На картине «Чемоданное настроение» из серии «Путешествия» – мужская нога и обнажённый женский торс, и всё это накрывает огромный, великолепно выписанный старинный чемодан, который может стать свидетелем не только странствий своего хозяина, но и его любовных приключений. А на картине «Друзья и недруги» изображены три пустых бутылки на фоне раскрытой книги, у подножия которых на блюде распласталась обглоданная до косточек рыба. «Видимо, в числе недруга подразумевается именно тот, кто эту рыбу обглодал», – догадывается проницательный зритель. Представлены и бронзовые статуэтки из серии «Горожане».
В мастерской Зураба Церетели случалось бывать и нашим художникам. Впечатление одно: «Если мы трясёмся над красками, работаем бережно, экономя, тюбиками, то Церетели тратит краску на полотна масштабно, с размахом, тазиками». И этой красочной щедрости невозможно не заметить!
Выставка продлится до 3 мая 2023 года.
Просмотров статьи: 619