Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Военный комиссар Кузнецка

Газета «Новокузнецк», выпуск №6 (1211)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Есть люди, и таких очень много, чья биография к концу жизни займёт едва ли пару абзацев текста. А есть такие, о жизни которых можно написать не одну книгу и снять не один фильм, оставившие свой заметный след в истории, причём в самые переломные для города и страны моменты.

125 лет назад, 17 февраля 1898 года, родился Метёлкин Николай Васильевич, участник трёх воин, прошедший колчаковскую и советскую тюрьмы, а также немецкий лагерь, первый военный комиссар Кузнецка.

Родился в Кузнецке в семье переселившихся сюда из Владимирской области безземельных крестьян. Семья жила в районе Слободки, на улице Вторая Солдатская (сегодня – улица Профессиональная). Отец работал сначала на пивном заводе Красимовича, затем сторожем на казённом винном складе. Кроме Николая в семье было ещё двое сыновей – всем им родители пытаются дать хоть какое-нибудь образование.

Николай в 1910 году заканчивает трёхклассное приходское училище, затем год учится в Высшем начальном училище, но из-за невозможности оплачивать дальнейшее обучение в 1911 году учёбу прекращает и начинает работать. Сначала трудится подённым рабочим у почтового ямщика, затем на частных кирпичных заводах, с 1914 года – рассыльным на Кузнецком винном складе. В 1916 году поступает в качестве регистратора почты к Кузнецкому податному инспектору.

Начавшаяся в 1914 году война с Германией казалась чем-то очень далёким и не вызывала никаких особых «революционных» настроений – жизнь для кузнецкой молодёжи текла своим чередом.

4 февраля 1917 года Николая забирают в армию и зачисляют для прохождения службы в местную воинскую команду города Каинска (ныне город Куйбышев Новосибирской области).

Февральскую революцию Метёлкин встречает идейно уже более подкованным. Он становится членом солдатского революционного комитета, принимает участие в аресте представителей старой власти, проводит революционную агитацию. В июне, избегая призыва на фронт, Николай самовольно покидает воинскую команду и отправляется в Томск, где поступает служить в 3-ю роту 39-го Сибирского полка. Войдя в состав ротного полкового комитета, занимается разъяснительной работой среди колеблющихся, рассказывая, в чьих интересах ведётся война и почему она не нужна рядовым солдатам.

Неожиданно Метёлкина зачисляют в команду из 110 человек, сформированную для отправки в прифронтовой Гомель на охрану ставки Верховного главнокомандующего. Николай опять бежит, на этот раз в родной Кузнецк, где ему помогают устроиться помощником писаря в управление Кузнецкого уездного воинского начальника.

После того, как в Кузнецк приходит весть о произошедшей Октябрьской революции, в городе установилось своего рода двоевластие: с одной стороны объединённый Совет солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, с другой – земская управа и Комитет общественного порядка. Создавшаяся ситуация коренным образом не устраивала большевиков. Они начинают подготовку к переходу всей полноты власти в руки Советов.

В январе 1918 года Николай Васильевич Метёлкин избирается секретарём солдатского гарнизонного комитета Кузнецка, от имени которого делегируется в Иркутск на Второй съезд Советов Сибири. На съезде делегаты узнают о начале создания рабоче-крестьянской Красной армии. Вернувшись домой, Николай становится первым красноармейцем уезда.

11–12 марта 1918 года в Кузнецке состоялся Второй уездный съезд Советов, сосредоточивший всю полноту власти в городе и уезде в своих руках. Председателем Совдепа стал большевик А.Г. Петраков, комиссаром охраны – К.Р. Псарёв, военным комиссаром – Н.В. Метёлкин.

Вступив в должность, Метёлкин приступил к формированию первой Кузнецкой роты Красной армии и отряда Красной гвардии. Это было крайне необходимо на фоне участившихся контрреволюционных выступлений.

Будучи военным комиссаром, Метёлкин использовал довольно жёсткие методы борьбы за укрепление порядка в городе и воплощения в жизнь решений Кузнецкого Совдепа.

Ввиду сильно распространившейся спекуляции были установлены твёрдые цены на зерно, рыбу, жиры, скот, дрова. Особое неприятие у зажиточных горожан вызвало решение Совдепа реквизировать излишки хлеба у каждого домохозяина для распространения между неимущим классом. Повысило протестное настроение и решение обложить зажиточных людей Кузнецка единовременным повышенным налогом на сумму 20 780 рублей.

Всё это вместе привело к тому, что весной 1918 года доверие к органам советской власти и её представителям заметно снизилось. Обстановка накалилась до того, что 24 апреля Кузнецк был объявлен на военном положении.

Через месяц ситуация ещё более осложнилась – 25 мая начался мятеж чехословацкого корпуса, Сибирь полностью перешла под власть Колчака. Стало известно о движении на Кузнецк карательных отрядов Альдмановича и Сурова. В городе оставаться стало небезопасно. Совет принял решение об эвакуации. 14 июня, погрузившись на два парохода, совдеповцы покинули город. У деревни Чёрный этап группа в составе А.Г. Петракова, Н.В. Метёлкина, Р.К. Псарёва и других сошла на берег, надеясь в районе Минусинска соединиться с отступающими частями Красной армии. На одной из пасек, при содействии местных кулаков, все были пойманы.

Первоначально их поместили в кузнецкую тюрьму, а затем перевели в тюрьму города Томска. Через год Метёлкин оказался в Александровском каторжном централе Иркутского уезда.

В ночь на 8 августа 1919 года заключённые подняли восстание. Перебив охрану, часть восставших ушла в лес, примкнув в тайге к одному из партизанских отрядов Шиткинского фронта. Вплоть до соединения в феврале 1920 года с регулярными частями Красной армии партизаны совершали налёты на железнодорожные станции и разъезды, взрывали мосты, громили отступающие части колчаковцев. Во всём этом Метёлкин принимал самое активное участие.

Покончив с «колчаковщиной», Метёлкин в составе 264 полка 30-й Иркутской стрелковой дивизии отправился на борьбу с армией Врангеля и отрядами Нестора Махно. Во время службы, уже будучи членом ВКП(б), он закончил полковую партийную школу и был назначен политруком роты, а потом помощником комиссара полка.

Демобилизовавшись в марте 1922 года, Николай Васильевич возвратился в родной город. Работал в Кузнецком уездном комитете ВКП(б). В составе ЧОН (часть особого назначения) он два месяца гонялся по уезду за остатками бандитских групп.

В декабре 1923 года Николай Метёлкин навсегда покинул Кузнецк. Проработав несколько месяцев заведующим орготделом Колпашевского райкома ВКП(б), был послан в Иркутск на областные юридические курсы, по окончании которых в январе 1925 года он стал исполнять обязанности народного судьи города Томска и Томской области.

С 1929 года работал в Томском подрайоне инспектором по переселению, в Томском райпотребсоюзе заведующим орготделом, в Томском горсовете Осоавиахима. В ноябре 1934 года направлен в органы юстиции Тайгинского района, затем города Томска, с апреля 1938 года стал членом Алтайского краевого суда в городе Барнауле.

11 октября 1938 года Николай Васильевич Метёлкин был арестован и обвинён по 58 статье, проведя 15 месяцев в алтайской следственной тюрьме НКВД. 9 января 1940 года прокуратурой Алтайского края его дело за отсутствием состава преступления было прекращено, но реабилитировали Метелкина лишь в мае 1995 года, спустя 34 года после смерти.

В первые годы войны Метёлкин работал юрисконсультом Барнаульского плательно-бельевого комбината, затем директором Каменского водочного комбината, а с 1943 года – председателем Гоноховского сельского исполкома.

Летом 1944 года в возрасте 46 лет Николай Метёлкин был призван в ряды Красной Армии. В начале января 1945 года в Венгрии у озера Балатон попал в плен. В марте бежал из лагеря и после двух месяцев скитаний по лесам и тылам противника вышел к своим.

Казалось, что на этом война для него закончена, однако командование решило по своему – Метёлкина направляют на Дальневосточный фронт для участия в войне с Японией.

Лишь в октябре 1945 года он вернулся в Барнаул, где до самого ухода на заслуженный отдых в 1958 году работал юрисконсультом на различных предприятиях города. Умер Николай Васильевич в Барнауле 30 сентября 1961 года.

Как участник войны был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».

В своих воспоминаниях Николай Васильевич Метёлкин подчёркивал, что самым значимым и ярким событием в его жизни была революция: «Если бы не революция, которая вывела меня в люди, дала образование – кем бы я стал? Скорее всего, так и работал бы на хозяина без надежды на светлое будущее».

6 февраля 1968 года, согласно решению №56 Новокузнецкого горсовета, в связи с 50-летием Октябрьской революции улица Солнечная в Кузнецком районе была переименована в улицу Метёлкина. В июле 1988 на одном из домов по улице Метёлкина открыта мемориальная доска.

В работе над статьёй использовались материалы сайта https://новокузнецк400.рф/


Просмотров статьи: 750