Особый стиль – таёжный
Лето для многих творческих натур нашего города – самая активная пора, воплощение в жизнь задуманных зимой и весной планов и проектов. Именно так живут в горячее летнее время в Новокузнецком городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», открывая выставки акварели, проводя симпозиум по горячей эмали, становясь призёрами областного и регионального этапов Всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Причём и открытие выставки «Акварель России. ХХI век», и одновременно организация и проведение в Новокузнецке всероссийского симпозиума эмальеров в рамках масштабного проекта требуют, согласитесь, неимоверной творческой энергии. Но в нашем городском отделении Союза художников России уже привыкли поднимать и держать высокую планку таких, в масштабах страны, проектов.
Акварель в чистом виде
Как уже сообщала наша газета, в Доме творческих союзов стартовал масштабный проект «Акварель России. ХХI век», который реализуется в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Автор и руководитель проекта Екатерина Чепис, ответственный секретарь Новокузнецкого Союза художников России и заведующая отделом изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. «Мы, когда начинали этот проект, думали, что нас сейчас завалят работами акварельными, и мы из них не выберемся. По факту оказалось, что достаточно мало в нашей стране, может, и во всём мире, акварелистов, – отметил на открытии экспозиции Александр Суслов, председатель городского отделения. – В основном здесь художники, которых вы видите. Это – не сами по себе только акварелисты, они работают и в масляной, и в монументальной живописи. Линия акварели идёт параллельно, и эта творческая параллель – некоммерческий вариант».
Надо отметить, что организаторы при поддержке Министерства культуры национальной политики и Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств покажут новокузнечанам 10 выставок – от Дальнего Востока до юга России. В экспозицию акварели, как образно подметил один из городских художников «этой, к сожалению, уходящей натуры» – вошли более 60 произведений графики, выполненных акварелью, современных художников из Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула. «Акварель кажется лёгкой, простой, доступной и по материалам, и по исполнению, но она очень сложная. Есть «a la prima», прессованная, стихийно-экспрессивная, метафорическая и другая. Мы принимали произведения без смешанных техник, хотели показать акварель в чистом виде. Из 100% работ мы выбрали только треть картин. Изначально предполагали 15 участников, но здесь 25 художников, работающих, так скажем, в современном смысле», – подчеркнула автор и руководитель проекта Екатерина Чепис.
Организаторы, открывая выставку, выразили надежду, что их, столь масштабный проект, подвигнет многих художников России заняться вплотную этой «пока ещё уходящей натурой» – акварелью. Работы, которые будут написаны в настоящее время, связанные с сибирской тематикой, – своего рода подготовка к большой региональной выставке «Сибирь – ХIII», которая пройдёт в следующем, 2023 году в Барнауле. Предыдущая, как известно, состоялась в нашем городе.
О заботах. Ангелов, в том числе
В выставочном ряду все работы по-своему интересны. А иначе и не может быть с произведениями, написанными в этой воздушной, невесомой и загадочной технике. Загадочно-таинственной потому, что, стоя у некоторых работ, иногда приходится разгадывать настоящую сюжетную шараду, скрытую под яркостью акварельных красок. Так, Галина Сундуй-оол из Кызыла представила «Восточный натюрморт», «Зимний день»; Валерий Кудринский из Красноярска – «Ритмы Севера», «Деревню»; Вера Беленькая из Новосибирска – цикл портретов; Юрий Третьяков из Колывани Новосибирской области – «Гулянку», «Застольную», «За час до рассвета», «Зиму»; Елена Сергейчук из Иркутска – «Девушку и юношу с букетом», «Напутствие»; Наталья Довнич, её землячка – серию «Заботы ангелов», которые создают радугу и учат птиц летать; новосибирец Вадим Иванкин, заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств – цикл работ на христианские мотивы; Виктор Бухаров из Новосибирска, почётный академик Российской академии художеств – большой цикл работ под единым названием «Светлая душа Людмилы Черновой» («Наблюдение», «Молчание», «В мастерской», «Альбом Модельяни», «Нежность», «Гость»), и многие другие. Впечатления от них – сложно описать. Надо приходить и смотреть. И получать эмоции. Душевные, духовные и эстетические. Спорить на темы увиденного здесь не возбраняется.
Делят искусство по-братски
Надо отметить, что из участников выставки больше всего художников из Новосибирска. Иные образовали даже родственные союзы. К примеру, новосибирские художники-братья, профессора Василий и Александр Беляевы, уроженцы села Буканское Мамонтовского района Алтайского края. Старший – Александр, живописец, акварелист, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Автор многих персональных выставок. По словам биографов-искусствоведов, Александр Иванович – обладатель нескольких значимых профессиональных наград, одинаково свободно работает в графике и в масляной живописи, выбирая для себя обобщённость и грубоватость форм, поиск интересных объёмов и противопоставление контрастов. И хотя цветовая палитра его работ обычно достаточно сдержанна, он умеет достигать максимального эффекта от сочетания всего двух или трёх чистых красок. На выставке в Новокузнецке он представил несколько своих акварельных работ: «Як», «Молодой як», «Двое у реки», «Идут», «Ночь. Стойбище».
Младший брат – Василий Беляев, художник-график, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства института искусств Новосибирского государственного педагогического университета. Одиннадцать лет жил и работал в Магадане, где сложились многие черты в его творчестве. Наблюдая суровую, но поразительную красоту магаданской природы, он выработал свой художественный язык, в котором «над передачей действительности часто работают цветовые контрасты, игра света и тени, столь свойственная северной природе», как писали о его произведениях критики. Вернувшись в Новосибирск, Василий Иванович продолжил заниматься живописью и графикой, по-прежнему предпочитая пейзаж, на этот раз уже сибирский, таёжный, другим жанрам. Выработав свою тему, свою образную и пластическую систему. Быстрота и точность рисунка, графичность работ, динамизм, присущий более графике, нежели живописи – отличительные черты почерка художника, которого вдохновляют и сибирская природа, и дальние заморские страны. Вся эта образность и динамичность и в его акварелях на новокузнецкой экспозиции – «Чукотский мотив», «Орнаменты Севера» и «Старая байдара» из серии «Алтай».
В акварельном ряду можно увидеть работы из серии «Красные горы» ещё одного Беляева – Станислава, сына и племянника братьев. Такая вот творческая семейственность.
Горячий натиск эмали
Одновременно, почти день в день с открытием выставки, в новокузнецком «Сибирском центре горячей эмали» стартовал симпозиум как молодых, так и профессиональных эмальеров «Место силы», приехавших в наш город из многих городов страны. Опять-таки проводимый под эгидой городского отделения Союза художников России, и, в частности, Александра Суслова и Екатерины Чепис. Предстоит две недели напряжённой творческой работы. Симпозиум, в том числе и мастер-классы, будет вести известный художник-эмальер Дина Богусонова из Самары. Свою работу «Сибирский центр горячей эмали» начал буквально с нуля, и потому такие мероприятия, проводимые в рамках масштабного проекта – весьма значимы для его начинающейся биографии.
К слову, обе – и Екатерина Чепис, и методист центра Анастасия Долгова недавно стали призёрами как областного, так и регионального этапов Всероссийского конкурса «Туристический сувенир», которые проходили и в Кемерове и в Абакане. Обе из 200 авторов, представивших 500 сувениров, прошли на российский этап, который состоится в конце ноября – начале декабря в Кирове. Обе новокузнецкие художницы представляли сувениры, сделанные в технике горячей эмали. Екатерина Чепис – большое колье с петроглифами «Тайны тайги» и подвеску «Сокровища тайги», в которых запечатлены блеск снега, переливчатая зелень хвои и закат солнца. Анастасия Долгова – броши с изображением цветов Горной Шории: жарков, кандыков и вишни. Настя, которая и до этого занималась лепкой цветов из полимерной глины, признаётся: «Люблю цветы – и всё тут!» На своей даче в Листвягах художница выращивает лилии, розы, научилась разводить редкие для нашего сибирского края южные климатисы, сиреневого, белого и нежно-розового расцветок. Предназначение этого цветочного разнообразия одно – когда-то и эти цветы станут натурой для произведений горячей эмали.
Просмотров статьи: 480