Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Ода зрителю

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Кто бы что ни говорил, а Новокузнецк далеко не провинциальный город! Особенно, если смотреть с точки зрения его культурной жизни. И это утверждают приезжающие к нам на гастроли столичные артисты, певцы и музыканты, которые считают новокузнечанина, зрителя так называемой сибирской глубинки, культурно воспитанным и культурно образованным зрителем, к которому хочется возвращаться с гастролями.

Действительно, публика в Новокузнецке, приходящая на концерты, – люди благодарные, отзывчивые и понимающие, живо и доброжелательно реагирующие на происходящее на сцене. И в этом не единожды, стоя на сценической площадке, признавались столичные гастролёры. Часто говорят: «Вы нас, новокузнечане, хорошо встречаете. Мы к вам ещё приедем!»

А как наша публика встречала актёров из Санкт-Петербурга с их «Нотр-Дамом» и «Ромео и Джульеттой»! Могли подпеть, подсвистеть, подхлопать, долго под крики «браво» не отпускать со сцены, приветствовать стоя, размахивая руками, одаривать цветами и мягкими игрушками, а то и самодельными декоративными поделками. И актёры тоже радостно, в порыве благодарности размахивают в ответ руками, а то и зажигательно выкидывают какой-нибудь непосредственный номер, как это сделала актриса, сыгравшая роль няни Джульетты. После того, как спектакль под бурные овации закончился и после нескольких выходов на «бис» к зрителям санкт-петербуржцы скрылись за занавесом, актриса, та самая няня Джульетты, в душевном порыве вновь выбежала из-за уже упавшего занавеса и в полушутливом тоне, обращаясь к зрительному залу, объявила: «Мы сегодня рассказали вам про большую любовь. Любите друг друга! Не бойтесь любить! А если кому-то некого любить – любите меня!» И, всплеснув восторженно над головой руками, под зрительские смех, улыбки и аплодисменты убежала за занавес, пообещав: «Мы к вам непременно ещё приедем!»

И приезжают. Как это сделал хакасский певец, поэт и композитор Гурудэ (сценический псевдоним Руслана Ивакина) – один из ярчайших, молодых этнических артистов с уникальным тембром, который талантливо, мастерски, неповторимо скрещивает аутентичную музыку, сибирскую экзотику (горловое пение) и электронную музыку. Дважды лауреат премии Президента РФ Гурудэ (фамилия предков Руслана), входящий в элиту исполнителей мировой этно-музыки планеты, создаёт удивительный сплав фолка с электроникой. В его музыке реальность и мистика органично связаны. Магическая, таинственная музыка певца уносит зрителей далеко в степи и горы Хакассии, в мифическую страну с названием Шамбала, о которой постоянно в своих песнях-сказаниях рассказывает Гурудэ. В музыке хакасской этно-знаменитости если печаль – то светлая, если тоска – то вселенская, если скорбь – то мировая. Он называет себя человеком стихий, подражая своим голосом и игрой на древней продольной флейте, хобырах, звукам природы. «Гурудэ в поисках любви и истины, словно вне времени, словно погружается в сны, вспоминая сквозь века легенды древней Земли», – говорят о его творчестве музыкальные критики.

Голос Руслана Ивакина прозвучал более чем в 30 странах мира на лучших мировых сценах. А он с удовольствием приезжает во второй раз в Новокузнецк, с его «понимающим, доброжелательным зрителем, которого он неожиданно открыл для себя», привозя к нему на оценку свои премьерные песни и рассказывая свою первую сказку, которую недавно написал: «Вы всё это услышите первыми и впервые!»

Такого дебютного концерта и внимания Гурудэ не каждый город удостоен. И это после выступлений в Нью-Йорке, Париже, Кремелёвском Дворце! Поистине нашим зрителем, умеющим встречать и способным воспринимать прекрасное, можно гордиться! И вновь новокузнечане одарили Гурудэ не только бурными аплодисментами, цветами, но и забавными поделками. Причём, преподносили их дети – малышки, которые просили «дядю на сцене петь ещё и петь много». «Какая прелесть!» – от души умилялся Руслан Ивакин. Причём, на первом концерте музыканта дети замечены не были. А вот во время второго приезда, детворы, пришедшей с родителями, было уже немало. И это очень мудро со стороны мам и пап, поскольку замечено, что этномузыка, обладающая невероятной силой и мощью, может на подсознании с детства вселить в ребёнка вкус к серьёзной музыке, к её правильному восприятию, внушить верное направление в музыкальном воспитании.

Как это делают японцы. Известен такой случай, который однажды в конце 90-х годов прошлого столетия произошёл в Японии. Кубанский хор со своим финальным концертом выступал в Токио. И тут к руководителю ансамбля подходит организатор гастролей и говорит: «Прошу вас, сделайте завтра ещё одно выступление!» «Но у нас визы, у нас билеты на сегодня, у нас гостиница, и вообще контракт не предполагает ещё одно выступление!» – возражают удивлённые кубанцы. «Мы всё устроим и всё оплатим. Прошу вас!» – настаивает японец, организатор гастролей. «Ну хорошо», – вынуждены были дать согласие российские артисты. На следующий день открываются кулисы, и удивлённые участники гастролей видят, что весь огромный зал заполнен детьми от 5 до 10 лет! Такое в гастрольной практике Кубанского хора было впервые, артисты даже занервничали от неожиданности, но потом успокоились и исполнили программу выступления как подобает, на самом высоком артистическом уровне, как они умеют. Уже в аэропорту руководитель ансамбля подошёл к японскому организатору гастролей и спросил: «Я многое повидал, но такое! Вы не могли бы мне объяснить, что это было? Почему дети? Почему в зале одни дети?!» Японец улыбнулся и ответил: «Вы – очень сильные люди, у вас очень сильные образы, мощная, красивая музыка. Ваше выступление пробуждает душу. И если вы сегодня своей силой разбудили во всех этих детях, хотя бы двух-трёх, новых Акиру Куросаву, Моцарта, Рахманинова, Шопена, то эти деньги, что мы сегодня потратили на ваше выступление, вложены под огромные проценты».

Правда не всегда и в наших залах всё проходит гладко. От души принимали новокузнечане звёзд Московского театра оперетты, лауреатов премии «Музыкальное сердце театра» в спектакле Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», который прошёл в Театре металлургов. Зритель смеялся, сочувствовал, сопереживал, аплодировал, кричал «браво». Однако яркое, по-настоящему фееричное театральное представление было подпорчено ещё одним «выступлением» – подвыпившего зрителя. Пьяный мужчина, куражась, громко выкрикивал разного рода реплики. Изгнанный с театрального балкона возмущёнными соседями, он спустился в зал, где продолжил свой «концерт». При этом работники театра, которые должны были бы блюсти порядок, в зрительном зале так и не появились, не вывели наглеца, намерения которого были прозрачны и прозаичны – испортить зрелище, а значит, и настроение другим: и зрителям, и актёрам. «Нам было ужасно стыдно перед актёрами, которые выкладывались на все сто, за такое поведение одного зрителя, которого можно было бы окрестить «паршивой овцой», затесавшейся среди поклонников оперетты, и тем не менее представлявшего наш город!» – делилась своими впечатлениями новокузнечанка, заядлая театралка Надежда Филимоничева. Но чтобы подобных ситуаций было как можно меньше, следует позаботиться о спокойствии и благополучии в зрительном зале и самим театральным заведениям, ведь публика оплачивает свой театральный вечер, а в общем своё настроение и самочувствие деньгами из собственного кармана. Громогласного предупреждения в начале концерта или представления о том, в каком порядке покидать зрительный зал, если вдруг произошёл пожар, в таком случае бывает явно недостаточно.


Просмотров статьи: 777