«Надвиг стал подвигом!»
Кто бы что ни говорил о современных высоких технологиях и уровне квалификации специалистов, но уже десятилетия назад советские инженеры и строители совершали такое, на что сейчас мало кто решится.
45 лет назад, 15 декабря 1976 года, на ЗСМК началась сложнейшая техническая операция – за 14 часов домна №1 – агрегат высотой 80 метров и весом в 13 тысяч тонн, пройдя сто метров по рельсовому пути, точно встала на своё новое рабочее место.
27 июля 1964 года в 5 часов 45 минут по местному времени доменная печь №1 ЗСМК (одна из крупнейших в мире на тот момент) дала первый чугун. Спустя десять лет мощностей Домны Запсибовны, как её ласково прозвали металлурги, стало не хватать. Ситуация осложнилась с введением в строй второго конвертерного цеха – три доменные печи уже не могли обеспечивать чугуном два сталеплавильных цеха. Чугун доставлялся также и с КМК, но этого всё равно было мало.
Встал вопрос: что делать дальше? Строить новую печь на месте старой – очень долго и очень дорого. И тогда была предложена идея реконструкции с помощью надвига – новый агрегат строится рядом с действующей домной, а затем, после её деконструкции, перемещается и встаёт на уже обжитое место. Это даёт значительную экономию средств и сильно сокращает время простоя печи. В 1973-м проект утвердило Министерство чёрной металлургии, но понадобилось несколько лет, чтобы воплотить этот проект в жизнь.
Главная проблема была в том, что надвиг такого масштаба ранее ни в стране, ни в мире никто не проводил. Рекордом в СССР было перемещение домны весом в 6 тысяч тонн на 24,8 метра, а здесь агрегат в 13 тысяч тонн предстояло передвинуть на 100 метров. Сложность реконструкции заключалась ещё и в том, что велась она в стеснённых условиях, на территории, имеющей разветвлённую сеть транспортных и инженерных коммуникаций.
Ответственными за эту сложнейшую инженерно-техническую операцию стали главный инженер завода Борис Иннокентьевич Ашпин и главный инженер комбината Сибметаллургстрой Владимир Фёдорович Кузнецов.
Реконструкцию проводили в два этапа. Сначала построили новый блок воздухонагревателей с внешними сетями и 1–2 сентября подключили его к старой печи. Параллельно на временном фундаменте в рекордные сроки возвели новую печь.
Для проведения сложнейшей инженерно-технической операции была смонтирована линия надвига весом 596 тонн и протяжённостью 100 метров. Это была стальная дорога – в качестве фундамента уложили 500 металлических шпал, а на них – специальные стальные плиты весом 4,5 тонны каждая. Уровень плит выравнивали буквально по миллиметрам.
27 октября старую печь остановили на разборку. 13 ноября демонтаж домны был завершён, и началась подготовка к надвигу.
9 декабря провели генеральную репетицию, слегка сдвинув печь с места, а 15 декабря 1976 года в 14 часов 10 минут впервые в мировой истории гигантская доменная печь начала своё передвижение по подготовленному пути с помощью двух лебёдок мощностью по 320 тонн каждая и шести домкратов мощностью по 200 тонн.
Вздрогнули и «ожили» лебёдки, натягивающие стальные пачки тросов толщиной в человеческую руку, и новая домна двинулась по линии надвига. На печи висят два холста, на которых красуются надписи: «Ну, Запсибовна, поехали!» и «В добрый путь!». Для глаз движение печи незаметно, но вблизи лебёдок видно, как толстые тросы медленно наматываются на барабан.
Уже за первый час было пройдено 15 метров. Погода была неблагоприятной, шёл снег, к вечеру превратившийся в метель. К полуночи ветер ещё более усилился. Несмотря на это, уже в четыре часа утра 16 декабря, пройдя без малейших отклонений стометровый путь, домна встала точно на подготовленное для неё место. Вместо запланированных двух суток работы провели за 14 часов. «Надвиг стал подвигом!» – писала газета «Металлург Запсиба».
Известный журналист и публицист Наум Мар позже напишет: «Одно дело читать и даже видеть, другое – пережить, прочувствовать всё это. Самое большое восхищение у меня вызвал момент, когда на Запсибе происходил надвиг домны. Я часто был свидетелем спуска кораблей на воду. Но тут было нечто более великое, грандиозное, и я поразился скромности, сдержанности людей, чьими руками сделано всё это. На мой вопрос, как же люди смогли соорудить и заставить «идти» такую махину, они скромно ответили: «Технически сложновато, но, как видите, возможно».
После проведения надвига начались работы по подключению печи к коммуникациям, монтаж наклонного моста, укладка огнеупоров и другие работы. 10 марта домна была поставлена на разогрев. 14 марта началось комплексное опробование всех механизмов печи.
22 марта 1977 года на обновлённой печи был получен первый чугун. Этот день стал вторым днём рождения «Запсибовны». Уже через 44 дня (вместо 144 по нормативу) возрождённая печь была выведена на проектный уровень. Объём печи в результате реконструкции вырос с двух до трёх тысяч кубометров, а годовая производительность чугуна возросла на 600 тысяч тонн. «Домну Запсибовну» будут ждать в будущем и другие реконструкции, но это уже совсем другая история.
Согласно календарю отдела краеведения городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, Новокузнецк на предстоящей неделе отметит ещё несколько интересных юбилеев.
95 лет назад, 9 декабря 1926 года, родился Ерилов Николай Григорьевич (1926–2008), ветеран войны и труда, кавалер трёх орденов Боевой Славы, почётный гражданин Кемеровской области. Работал на шахте «Байдаевская».
100 лет назад, 10 декабря 1921 года, родился Герасименко Николай Фёдорович (1921–1981), новокузнецкий живописец, участник Великой Отечественной войны.
90 лет назад, 10 декабря 1931 года, родился Соломин Василий Демидович, горновой Западно-Сибирского металлургического завода, Герой Социалистического Труда.
85 лет назад, 13 декабря 1936 года, на объединённом собрании музыкальных работников было принято решение организовать городской симфонический оркестр. Дирижировать приглашены Гершельман (ДК КМК), Карташов (драмтеатр), Пржеволоцкий (ТЮЗ). Первый концерт объединённого симфонического оркестра состоялся 25 января 1937 года.
Фото из архива Новокузнецкого краеведческого музея
Просмотров статьи: 797