Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Ночь под грифом «Достоевский»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Ночные бдения в художественном исполнении в стенах Новокузнецкого драматического театра! К тому же связанные с творчеством гениального русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, чьи произведения с тяжёлой глубинной философией не каждому понятны и не каждым могут быть восприняты. Тем не менее гений Достоевского признало всё мировое сообщество.

 

 

Карту Пушкина вам в руки!

Только эти определения стоили того, чтобы прийти на «Ночь с Достоевским!», – своеобразный форум, посвящённый 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича. Прийти на эту Ночь сюрпризов и открытий для себя произведений великого русского писателя в драматическом исполнении (где-то с долей трагичности, где-то, думается, что всё-таки в качестве эксперимента с долей стёба и куража). На Ночь, где, как отмечено в аннотации, в разных интерактивных форматах зрителю была предоставлена возможность исследовать произведения писателя.

Среди многочисленных зрителей, надумавших посвятить эти вечерние часы субботы, 4 декабря, не времяпрепровождению в уютном домашнем кругу или на весёлой тусовке, а встрече с этим вечно разгадываемым «секретным фарватером в мире литературы», как назвали однажды критики творчество Достоевского, было немало молодёжи школьного и студенческого возраста. И они, молодые участники Ночи, пришли познать тайны и секреты этой громадной трагической личности под грифом «Достоевский». Надо полагать, большую роль в этом сыграла и «Пушкинская карта», средства которой, 3 тысячи рублей, непременно надо успеть использовать до конца этого года. Благо, что в перечень освоения культурных ценностей для юных пользователей карты входит и театральное искусство. Так что, да здравствует Пушкин! Благодаря ему, вернее, конечно, Пушкинской карте, здравствует среди наших молодых современников и Достоевский, с литературной глыбой которого многие из молодых – тут даже и гадать не надо – познакомились хотя бы в формате Ночи, хотя бы вот так поверхностно, в театрально-драматическом антураже. Впервые.

Чёрное и Белое

Сразу же при входе в драмтеатр в Чёрном фойе участников ночных бдений встречали девушки в нарядах времён современников и персонажей Достоевского с плетёными корзинами, из которых щедро раздавались посетителям сушки и баранки (артисты Татьяна Лизунова, Наталья Пивоварова, Вера Заика). Здесь можно было поучаствовать в ярмарке изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классах по гончарному мастерству, в интерактивных диалогах с литературными героями романов Фёдора Михайловича. Кроме того, познакомиться с выставкой «Достоевские. Семейный альбом». В Белом фойе, расположенном на третьем этаже, – совершить поездки с экспозицией «Путешествие с Достоевским». Там же побывать в фотозоне «Город Достоевского» и зоне «Виртуальная реальность». В Белом фойе предложили посетителям поучаствовать и в необычной по содержанию и увлекательной по форме шоу-игре, где можно было блеснуть знаниями произведений Достоевского и заработать собственным умом «капитал». «Игра в казино – самая большая ерунда из занятий. Вы в курсе, что если сложить все цифры на рулетке, то получится 666 («число зверя»)? Так что вы не просто играете, вы занимаетесь дьявольской ерундой!» – говорил писатель сам подверженный этой игровой мании. Здесь же в Белом фойе можно было с помощью актёра Сергея Ермакова, открыв страницу книги писателя, получить ответ на любой волнующий вопрос. Как это происходило и в жизни юбиляра, который искал ответы на вопросы в Евангелии, подаренном ему женой декабриста Натальей Фонвизиной. С подарком Достоевский не расставался всю жизнь и часто, когда надо было принять решение, искал в нём ответ: раскрывал Евангелие на случайной странице и читал. В театральных буфетах гостеприимные персонажи произведений писателя угощали гостей ночного форума чаем «по-достоевски» и делились историями из своей жизни (артисты Артём Четыркин и Иван Железняков).

Крокодильи слёзы

В спектакле «Двойники», представленном актёрами Прокопьевского драматического театра, зритель мог познакомиться с «маленьким человеком», которого отвергает общество переполненных чванством чинуш. И это презрительное отношение способно свести зависимого от мнения высокопоставленных чиновников, их напыщенных жён и глупых дочерей простодушного героя «Двойников» с ума. В постановке – минимум декораций, которые представляют собой деревянные передвигающиеся зеркала. Лаконичная и в тоже время полная трагизма игра актёров, несчастная судьба героя не оставили участников Ночи равнодушными.

Своеобразно осмыслили произведение Достоевского в спектакле «Крокодил» актёры Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус».

Персонаж, которого проглотил крокодил, оказался живым живёхоньким. Более того, он начал руководить жизнью «оставшихся на свободе, вне крокодильего нутра» подчинёнными. Переосмысленное молодёжной труппой произведение также оказалось с привнесённым в него молодыми актёрами слишком уж своеобразным юмором, который даже чёрным не назовёшь. Якобы смешные ситуации были из категории американских комедий, что славятся юмором ниже пояса. Так главный персонаж был с длинным и увесистым, насаженным на его пятую точку поленом. («Мало того, что его крокодил проглотил, его ещё и на кол посадили!» – сочувственно возроптал зритель в ближнем ряду). Вдову жертвы крокодила, поначалу несчастную, а потом осознавшую счастье свободы, выскочившую, видимо от переживаний, к зрителю в неглиже, приматывают скотчем в согнутом состоянии к стулу и скотчем же «пришпандоривают к её милому заду» … банан. Скотч сыграл свою роль и в странном «одеянии» высокопоставленного чиновника, которому намотали на живот, закрепив крепко-накрепко многочисленные подушки. Потом увенчали голову актёра, опухшего от солидности и постельных атрибутов, расписным кокошником. А затем неуклюже сидящему в позе болванчика, утонувшему по шею в подушках чиновнику вручили в руки балалайку. В этом «величественно-возвышенном» состоянии он так и просидел до конца спектакля. На что одна из зрительниц, преподаватель литературы, для которой Достоевский является иконой классического стиля, не выдержав таких театральных изысков, совершённых с произведением великого русского писателя, мрачно констатировала: «Да-а, Достоевский сейчас, наверное, в гробу перевернулся!».

«Кто больше?!»

В завершение театрального действа молодые «глобусята», пытавшиеся поразить зрителя своим необычным прочтением классики, устроили среди зрителей аукцион. В качестве лотов выставили полено, торчавшее из пятой точки проглоченного крокодилом главного героя, а также банан, украсивший худенькую попку вдовы проглоченного. Но и это не всё. В качестве вишенки на торте в зрительный зал ушло сваянное «знаменитым профессиональным балалаечником», чья голова монументально торчала из намотанных к нему скотчем подушек, декоративное блюдо. Всё было продано по сравнительно небольшой цене. При этом полученных главным затейником аукциона, бывшего подчинённого высокопоставленного пленника нутра крокодила, настоящих денежных купюр. «Режиссёр такой ход одобрил!» – радостно возвестил аукционист. Правда к банану выигравшие попросили приложить ещё и вдовушку, полспектакля крепко-накрепко примотанную скотчем к стулу, который она в течение получаса, а то и больше обнимала, стоя на коленях. «Может, это символизировало падшую во времена Достоевского Россию?» – задавались иные зрители вопросом. «Да ну, ребята! Обычный молодёжный стёб! Нельзя же всё так серьёзно воспринимать!» – успокаивали чужие надломленные постановкой эстетические чувства другие зрители.

Все успокоились на показе третьего спектакля «Кроткие» в постановке Московского драматического театра «Человек» – он вполне вписался в драматическую канву «Ночи с Достоевским!».

В программе Ночи были продемонстрированы и три короткометражных фильма, созданных в рамках проекта «Достоевский 200» Театра Наций в 2021 году. В своих короткометражках молодые художники и режиссёры также попытались избавиться от клише и стереотипов, попытались понять: как звучит и выглядит «достоевщина» сегодня? Отправной точкой для них стали тексты великого писателя. И как сказал куратор проекта Владимир Надеин, важно, что ни один фильм не является прямой экранизацией того или иного романа или повести, а, наоборот, пытается проследить остаточность образов, своеобразных призраков, заимствованных у Достоевского. Он был прав. Не каждый зритель мог воспринять в лоб «остаточность образов» знакомых со школьной скамьи произведений и досидеть до конца просмотра. Такое завершение короткометражек предвидели и организаторы Ночи, пояснив, что не удивятся, если к концу третьего фильма увидят пустой зал. К удивлению театралов, после показа зал пустым не был!..

Фото из архива Новокузнецкого драматического театра


Просмотров статьи: 431