Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Предчувствие кадра

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА, Ирина ГАЛАКТИОНОВА

Говорят, фотовыставки – дело сугубо мужское, и чаще всего предоставленными для этого залами пользуются фотохудожники-мужчины. Женщины, дескать, могут отдыхать в сторонке от этого творческого процесса. Однако многие представительницы прекрасной половины человечества, вопреки всеобщему мнению, с подобным раскладом не согласны и соперничают с мужчинами, вынося своё творчество зрителям на показ.

Фото на память

Из числа таких тружениц с фотообъективом на шее и новокузнечанка Ирина Галактионова – сибиряка не только по месту рождения, но и по своей творческой принадлежности. На протяжении 20 лет Ирина входит в содружество участников городского фотоклуба «Сибирь». На днях очередная фотовыставка Ирины Галактионовой под названием «Край мой шахтёрский», посвящённая 300-летию Кузбасса, открылась во Дворце культуры имени Маяковского Орджоникидзевского района. В экспозиции представлено более 30 жанровых снимков, сюжетами для которых стали ситуации любимой ею шахтёрской окраины, где проживает и сама фотохудожница.

Увлеклась Ирина чёрно-белой фотографией ещё в школьные годы, снимала одноклассников на подаренный родителями фотоаппарат «Смена». Фотографии она раздаривала героям своих снимков на память. «Уже тогда ко мне пришло осознание, что это – запечатлеть человека и преподнести ему в дар фотообраз, увиденный моими глазами, – очень увлекательно. Отсниму, отпечатаю (мне нравилось печатать) и к взаимной радости дарю. Такие же фотоподарки я делала и актёрам нашего драмтеатра, в котором когда-то играл в спектаклях мой сын Иван», – отмечает Ирина. К сожалению, Ивана унесла в вечность страшная болезнь, а вот фотоснимки, на которых запечатлены и он, и его актёрская работа, остались.

Двадцать лет назад Ирина Галактионова, в прошлом юрист-хозяйственник с 20-летним трудовым стажем на металлургических и шахтёрских предприятиях Новокузнецка, пришла в фотоклуб «Сибирь», которым руководил известный мастер фотографии Юрий Романов. За эти годы она стала участницей городских, областных и региональных фотовыставок, победительницей различных конкурсов. Персональные фотоэкспозиции Ирины Галактионовой проехались по городам Кузбасса. Наибольшее признание получила серия работ под названием «Дети шахтёрских окраин», лучшие фотоснимки которой по итогам областного конкурса «Медиапрестиж–2014» отмечены премией губернатора Кемеровской области, а Ирина награждена бесплатной путёвкой в санаторий «Родник Алтая».

Дети окраин

Серия «Дети шахтёрских окраин» пополняется автором проекта до сих пор. Есть такие снимки и на новой выставке в ДК имени Маяковского («Разбор полётов», «Детство», «После сказки», «Пацаны», «Сама по себе», «Прятки», «Мыслитель», «Дилижанс», «Нянька»). На них дети окраины Орджоникидзевского района изображены во всей своей непосредственности и неповторимости.

«Мне очень важен сам момент кадра. Вот когда я перешла на цифровой фотоаппарат, долгое время кадры у меня не получались. Я опаздывала схватить тот самый, подмеченный мной момент ситуации буквально на доли секунды. Кадр не просто уходил, он буквально на глазах исчезал. А научиться ловить мгновение – это самое главное! Прошло около месяца, и я приспособилась снимать цифровым. Фотоаппарат, кстати, у меня всегда со мной, несмотря даже на то, что носишь на себе около килограмма тяжести. Увидеть кадр! Успеть его снять! Это важно, и если из 36 отснятых фрагментов один получается – уже хорошо. Если два – уже удача!» – отмечает автор фотовыставки.

Удачным называет Ирина и тот эпизод, когда она неожиданно увидела маленькую девочку с коляской, в которой беспечно лежал малыш. Картина была неподражаемой, той самой – жанровой. Маленькой няньке хотелось поиграть со звонкоголосыми подружками, которые были неподалёку, но подойти к ним не было возможности: коляску с младенцем нельзя было оставить. Так что на лице девчушки была отражена гамма самых противоречивых чувств. Увидев это, Ирина тотчас потянулась за фотообъективом, чтобы запечатлеть момент. И успела-таки! К её счастью, девочка застыла в скорбной позе ожидания освобождения от ответственности, возложенной на неё строгой соседкой. Так родился фотоснимок «Нянька».

«Дети с их искренностью и непосредственностью – вообще моя любимая натура. Тем более в нашем Орджоникидзевском районе, который, по сути, является большой деревней. Приезжаешь сюда после суетливого и шумного центра и попадаешь в спокойное, почти сельское русло жизни, – рассказывала Ирина однажды на своём творческом вечере, который по журналистской традиции проходил в Доме творческих союзов. – Меня привлекают будни шахтёрской детворы, которая гуляет и играет в наших дворах спокойно и свободно, без надзора родителей. Как на деревенских улочках. Дети у нас раскованные, непосредственные, искренние. Именно поэтому возникает много разных интересных ситуаций. Это настоящий Клондайк для жанровой фотографии. И эти ситуации для фотохудожника – в своём роде находка. В кадре необходима интрига. Зрителю должна быть понятна внутренняя его динамика. Без этого удачного снимка нет!»

Ирина признаётся с улыбкой, что к её фотообъективу нередко прилагаются и горсти конфет, потому что маленьких фотомоделей надо поощрять, считает она.

Сюжет для рассказа

Ну а взрослую фотонатуру и поощрять не надо! Сами создают житейские ситуации с их столь привлекательной для фотографов интригой, порой с сюжетом, который бы подошёл для чеховского рассказа. Так, с немалым чувством юмора сделан снимок «Женихи приехали». На фоне облупившейся старой двухэтажки 1950-х годов, которые строили пленные немцы и коих ещё немало в Орджоникидзевском районе, на двух скамейках друг против друга сидят ровесники дома – две бабушки и трое оперевшихся на батожки дедушек. Все они ведут оживлённую беседу, на лицах – улыбки. Даже третий дед в этой компании нелишний. Сразу видно, что трое мужчин присматриваются и, где-то даже исподтишка, оценивают своих пожилых собеседниц. Или снимок, от которого также веет непосредственным весельем, под названием «Прожиточный минимум». На нём явно в жару и явно на даче изображён пожилой крепкий мужичок в майке и цветных труселях. В его ладонях – несколько выращенных им помидорин. На столе лежат яблоки, стоит десятилитровая бутыль, приготовленная, надо думать, не под молоко. Винный десерт с собственной виноградной лозы ведь тоже входит у наших земляков-садоводов в прожиточный минимум! Да и пенсии у иных пожилых новокузнечан таковы, что только урожай с собственных дачных грядок и не даёт им остаться без витаминов и разносолов, которые в зиму особенно хороши. Но и тут, при сборе неподъёмного урожая, кого-то из дачников может ожидать неудача. Именно такой момент подловил зоркий Иринин взгляд: у распахнутых автобусных дверей стоит дачница, нагруженная двумя огромными сумками, с рюкзаком за плечами. Препятствием для неё стала застывшая на страже строгая и неумолимая кондукторша, не пропускающая с такой объёмной ношей энтузиастку-труженицу садов и огородов в салон автобуса. Дескать, не положено с таким грузом в маршрутку, которая того и гляди, заполненная под завязку, даст в пути усадку. Снимок так и называется «Не везёт!». Ирина считает, что многое в восприятии снимка зрителем зависит именно от его названия, потому что у каждой фотографии есть свой ассоциативный ряд. И название даёт фантазии зрителя своеобразный толчок домыслить что-то в действии или ситуации на свой лад. Названия фотоснимкам Ирины, к слову сказать, даёт в основном её муж – Василий Галактионов, главный редактор альманаха «Кузнецкая крепость».

В своей творческой работе Ирина строго придерживается определённых принципов. Каждый раз, снимая понравившийся сюжет, буквально ловя его на лету, она затем идёт к своим героям дня, чтобы попросить разрешения напечатать фото, особенно то, на котором присутствуют дети. «И почти все соглашаются, только в Интернет просят не выкладывать. А вот на выставку можно! Но уж если человек возражает, удаляю беспрекословно. Каждый имеет право на личную свободу», – комментирует она.

Альбом без фотографий

С некоторым сожалением говорит Ирина о том, что у неё, как у всякого фотографа, есть альбом неснятых снимков: когда были увидены, но упущены интересные мгновения, неповторимые ситуации. На какие-то доли секунды фотообъектив опоздал и – всё! И как говорил Тофик Шахвердиев, один из лучших в жанре документального кино режиссёр, фотодокументалистам всегда легче, чем художнику или писателю: «Нам не нужно кистью или словом изображать человека, наделять его характером, социальностью, достоверностью. Он уже есть, и всё при нём. Человек перед нами живой и неподдельный. И нужен лишь талант, способность чуть-чуть забежать вперёд. Если не забежишь – потеряешь». А для этого, по его мнению, надо быть готовым к съёмке раньше, чем когда что-то произойдёт. Надо предупреждать событие, закрутить пружину, зажечь фитиль, быть наготове, а потом вовремя нажать кнопку. Только и всего! «Предчувствие кадра, как и предчувствие любви, ведёт нас по жизни и не даёт нам умереть до самой смерти», – считал не только он, но и все великие фотографы. Именно такое предчувствие кадра, признаётся Ирина, постоянно живёт и в ней. А в таланте – видеть и чувствовать красоту в обыденности окружающего мира – ей судьбой не отказано.


Просмотров статьи: 427