Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Кузнецкие «стальные крепости» на колёсах

В начале Великой Отечественной войны коллектив 5-го Новокузнецкого отделения Томской железной дороги, как и весь советский народ, встал на защиту Родины. Человек в железнодорожной форме воспринимался многими как солдат-фронтовик, как боец с передовой. «В это суровое время кузбасские железнодорожники везли на фронт уголь и металл, боеприпасы и продовольствие. По железной дороге доставляли в нашу область оборудование крупных промышленных предприятий с оккупированных территорий. В годы войны паровоз в составе бронепоездов был таким же оружием, как танки и самолёты …».

В августе 1941-го с инициативой строительства бронепоезда выступили железнодорожники депо станции Тайга Томской железной дороги, а осенью того же года работники Новосибирского и Инского железнодорожного узла.

Первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) М.В. Кулагин (наш город с 1937-го по январь 1943-го входил в состав Новосибирской области) все эти инициативы поддержал и 28 октября 1941 года направил письмо директору КМК Р.В. Белану и первому секретарю Сталинского горкома ВКП(б) В.А. Москвину. В обращении говорилось: «Областной комитет ВКП(б) одобрил инициативу железнодорожников Новосибирского и Инского железнодорожного узла о постройке четырёх бронепоездов и десяти бронемашин для маршевых частей Сибирского военного округа и считает, что дело чести и прямой долг перед Родиной железнодорожников и металлургов Сталинска обеспечить выпуск бронепоездов и бронемашин к 20 ноября 1941 года. Прошу принять все меры к скорейшему изготовлению брони и термической её обработке, мобилизуйте весь коллектив металлургов на выполнение этого важнейшего для Сибирских частей вооружения».

29 октября 1941 года народный комиссар обороны СССР И.В. Сталин утвердил директиву НКО №22сс, в которой предусматривалось к 1 января 1942 года сформировать 32 отдельных дивизиона бронепоездов (ОДБП) по два бронепоезда в каждом. Материальную часть для них обязан был строить НКПС на своих заводах и в депо железных дорог. Серия бепо, построенная по данной директиве НКО, была самой массовой в период Великой Отечественной войны. В конце 1941-го изготовление бепо для Красной Армии приобрело невиданный ранее размах.

Сразу же встал вопрос о типе бронепоезда. ГАБТУ Красной Армии приказало строить бронепоезда с двухосными бронеплощадками. Однако на них не имелось ни чертежей, ни технических условий. Для их разработки была создана конструкторская группа, которая в срочном порядке разработала несколько вариантов, был утверждён проект двухосной бронеплощадки ОБ-3 (облегчённая бронеплощадка – вариант 3). Полные комплекты документации на бронеплощадки ОБ-3 поступили на пункты строительства к концу января 1942 года. По названию бронеплощадки все бепо стали называть – ОБ-3.

Администрация Томской железной дороги определила дислокацию строительства бепо на станциях Новосибирск, Тайга, Болотная, Инская. Коллективы этих депо, а также станций Белово, Топки, Рубцовка, Усяты (Прокопьевск), Новокузнецк готовили подвижной состав – паровозы, платформы для строительства бронепоездов. Поэтому часть из них называли «новосибирскими», «тайгинскими», «беловскими», «новокузнецкими» и т.д. Но руководство Новосибирской области приняло решение о том, чтобы все силы для постройки бронепоездов сконцентрировать в паровозном депо станции Новокузнецк. Одним из факторов, определивших такой выбор, стало наличие в городе КМК и производимого на нём бронелиста.

Следует отметить, что бронемашины, как предполагало обращение М.В. Кулагина, не строились. Это противоречило директиве НКО №22сс. Срок 20 ноября, конечно, был не реальным. Количество бепо в итоге составило шесть единиц. Один из них был проекта НКПС-42, а пять других проекта ОБ-3.

Бепо проекта НКПС-42 состоял их двух четырёхосных двухбашенных бронеплощадок, которые были громоздкими и высокими. Как показал боевой опыт, бронирование бронепоездов оказалось слишком слабым, к тому же при выходе из строя одной бронеплощадки бронепоезд сразу терял половину своего вооружения, а вернуть громоздкую и тяжёлую 4-осную площадку на рельсы в полевых условиях было практически невозможно. С инициативой постройки в августе 1941 года выступили рабочие депо Тайга. Бепо (будущий «Железнодорожник Кузбасса») достраивался в Сталинске. Проект ОБ-3 был более устойчив в бою.

Заведующий транспортным отделом Сталинского горкома ВКП(б) П.Н. Яковлев направил на КМК приблизительный расчёт количества листового и уголкового металла для начала изготовления бронепоездов. По распоряжению директора КМК Р.В. Белана начальник термического отделения КМК П.П. Трифонов выделил партию металла – 405,7 тонн спецлистов разных плавок. Первая партия броневых листов была доставлена в паровозное депо станции Новокузнецк. Потом они пошли потоком.

Новокузнецкое паровозное депо стало базовым в строительстве и вооружении шести бронепоездов. Из железнодорожников Новокузнецкого паровозного депо в строительстве бронепоездов принимали участие: Г.Я. Гужин, электросварщик; И.Г. Больбух, С.В. Пивоваров, В.П. Волшин, Н.К. Бойко, работники бригады цеха подъёмочного ремонта; работники бригады слесарей механического цеха Г.В. Замятина – Пьянков, Друшнин, Кулагин, Толстогузов; Г.Л. Скибин, мастер электроцеха; Тонкодубов, котельщик; Я.С. Евсеев, мастер цеха подъёмочного ремонта; В.К. Строгий, строгальщик и др. Ход работ контролировали партийные руководители области и города М.В. Кулагин и В.А. Москвин, командующий войсками Сибирского военного округа (СибВО); генерал-лейтенант Н.В. Медведев; директор КМК Р.В. Белан; представители Томской железной дороги А.Я. Шалашов и М.Г. Козловский и др.

Участник формирования сибирских бронепоездов инженер Н.Н. Янченков вспоминал, что к вечеру 12 декабря 1941 года на крайнем пути тракционного парка появилось несколько новеньких пассажирских вагонов – жильё для строителей, а немного в стороне – наскоро сколоченное из досок помещение столовой. Всем строителям бронепоездов был назначен усиленный паёк. Все заботы были подчинены одному: как можно скорее поставить на рельсы бронепоезда, как можно быстрее помочь фронту.

Строительство бронепоездов происходило на деповских канавах. Листы броневой стали доставлялись с КМК. Трудностей было немало. Все работы производились вручную, но затем были сделаны простейшие средства механизации. Броневые листы нашивались на каркас из швеллеров и уголков и соединялись при помощи болтов. После навески брони поезда оснащались приборами освещения, отопления, связи, вооружением.

Но предварительно было решено проверить качество броневых листов КМК огневым обстрелом. Ремонтную канаву расчистили от материалов и установили у одной из торцевых стен испытываемый броневой лист. Работу с бронепоездами временно прекратили. Люди покинули секцию. Пулемётная очередь расколола тишину, затем была дана очередь бронебойными патронами. Броневой лист выдержал, не было ни одной вмятины. Работы можно было продолжать. Участники строительства бронепоездов вспоминали, что часто на рабочих площадках бывал секретарь горкома партии В.А. Москвин, который помогал всем необходимым.

Одновременно со строительством бронепоездов велось формирование их команд, а руководство оборудованием боевых составов осуществлялось под контролем командира дивизиона. Команды принимали активное участие в строительстве, а по готовности принимали бронепоезда. В состав экипажей бронепоездов входило много кузбассовцев.

Накануне нового 1942 года первые два бронепоезда были готовы к испытанию боевой части. Полигон находился у подножия Соколиной горы в районе станции Новокузнецк – Восточный. Во время испытаний мощные орудийные залпы сотрясали окрестности полигона. Из воспоминаний инженера-железнодорожника Н.Н. Янченкова: «Шли последние приготовления. Я.И. Изместьев, П.Ф. Феоктистов и В.И. Москальчук (соответственно – командир 41-го ОДБП, командир бепо «Советская Сибирь», командир бепо «Железнодорожник Кузбасса») тщательно осматривали материальную часть, проверяли точность её установки, манёвренность. У регулятора – Шалашов. На бронеплощадках Белан, Москвин, Будыгин, Зиновьев почти со всей бригадой, Кончухидзе. В будке машиниста – Медведев и Кулагин. В командирской рубке – Изместьев. У орудий и пулемётов – боевые расчёты… Мощный орудийный залп потряс воздух. Дрогнула Соколуха, взметнув огромные султаны снега, перемешанного с промёрзшей землёй и каменными осколками. Артиллерийская и пулемётная стрельба у подножия горы Соколухи длилась 15 минут. Через два часа подошёл второй бронепоезд. Вновь артиллерийские и пулемётные стрельбы, проверка подвижности башен, испытание связи, электрических сетей».

После осмотра бронеплощадок, орудийных башен и стволов орудий на заседании строителей и металлургов командующий войсками СибВО генерал-лейтенант Н.В. Медведев отметил: «Материальная часть бронепоездов показала себя отлично. Спасибо Вам, дорогие товарищи, от имени военного командования».

Боевая часть бронепоезда типа ОБ-3 включала бронепаровоз серии Ов – «Овечка», четыре 20-ти тонных двухосных бронеплощадки и две-четыре двухосные платформы прикрытия. Бронеплощадка ОБ-3 имела одну башню, верхняя часть которой собиралась из плоских бронелистов на металлическом каркасе и соединялась с полом массивными подкосами. ОБ-3 вооружалась одним орудием и пятью пулемётами (один в башне). Позже бронепоезда ОБ-3 получат платформы ПВО. На тендере каждого паровоза было установлено зенитное орудие. Командный пункт находился в будке паровоза.

Но артиллерийские орудия были разных типов. Это объяснялось тяжёлым положением на фронтах и большими потерями. Главное артиллерийское управление Красной Армии выделило для кузнецких бронепоездов только устаревшие артиллерийские системы: 76-мм танковые пушки КТ-28 образца 1927/32 гг. и 75-мм французские пушки образца 1897 г. В 1943 г. большинство бронепоездов пройдут модернизацию и получат длинноствольные 76-мм танковые пушки Ф-34, которыми с 1941 г. оснащались танки Т-34.

7 февраля 1942 года начальник Томской железной дороги Т.Т. Пушков и начальник политотдела дороги И.Д. Мощук телеграфировали в НКПС: «Докладываем, что 5 февраля Тайгинский и Новокузнецкий бронепоезда прибыли в Новосибирск, 6 февраля они сданы по акту представителям СибВО. Качество работ монтажа вооружения признано хорошим. По согласованию с обкомом партии поездам присвоены названия «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса».

Закончены все строительные работы по остальным четырём бронепоездам. Все они находятся в данное время на Кузнецком металлургическом заводе, проходят термообработку бронелиста. Недостающие до комплекта 60 шаровых установок для пулемётов изготовляются. Принимаем меры к окончанию термообработки и монтажа последних двух бронепоездов к 24 годовщине РККА. Отличившихся на строительстве командиров, стахановцев представим к поощрению». В начале марта 1942 года были готовы ещё два бронепоезда, а к началу апреля из ворот Новокузнецкого депо вышли два последних бепо.

Железнодорожники Сталинска в декабре 1941 – апреле 1942 годов совместно с коллегами из Новосибирска, Тайги, Инской, Белово, Болотной, Топок, Рубцовки, Усят и металлургами КМК полностью завершили строительство и вооружение трёх ОДБП:

41-й ОДБП (первый командир дивизиона капитан Яков Иванович Изместьев) в составе бронепоездов «Советская Сибирь» (№688) и «Железнодорожник Кузбасса» (№716).

42-й ОДБП (первый командир дивизиона майор Михаил Маркович Аркуша) в составе бронепоездов «Сибиряк» (№679) и «Металлург Кузбасса» (№721).

49-й ОДБП (первый командир дивизиона подполковник Яков Исаакович Гершберг) в составе бронепоездов «Железнодорожник Алтая» (№663) и «Лунинец» (№704)

Название последнего бронепоезда связано с именем Николая Александровича Лунина. Это был знатный машинист депо станции Новосибирск. В 1940 году он стал инициатором соревнования за новые методы эксплуатации паровоза (текущий ремонт паровоза силами самой паровозной бригады). Его почин в годы войны получил широкое распространение как лунинское движение.

Следует отметить, что железнодорожники Томской железной дороги обеспечили дивизионы так называемыми базами. База ОДБП состояла из более 20-ти вагонов и платформ. В её состав входили: вагоны, предназначенные для размещения личного состава; вагон для офицеров; вагон-мастерская ДМ (дивизионная мастерская); вагон-кухня; вагон-электростанция; вагон-санчасть; два вагона под технический склад; несколько платформ с лёгкими бронемашинами, способными действовать вне полосы железной дороги и т.д. Также в составе базы находился так называемый «чёрный» (без брони) паровоз.

В 1942 году в адрес коллектива Новокузнецкого паровозного депо пришло письмо с фронта от экипажа 41-го ОДБП. Командир дивизиона капитан Я.И. Изместьев по поручению личного состава писал: «Клянёмся Вам, что Ваше доверие оправдаем с честью. Будем бить врага, как умеют бить только сибиряки. Мы благодарим Вас, товарищи, за отеческую заботу с какой Вы снаряжали нас на фронт, за все Ваши подарки, которые так дороги нам».

Командование бепо «Металлург Кузбасса» в письме кузбасским строителям бронепоездов в 1942 года отмечало: «Бойцы бронепоезда «Металлург Кузбасса» добились самых высоких показателей. Броня, кованная рабочими руками, есть победоносная броня, её закалка – символ тесной связи тыла и фронта».

Бронепоезда 41-го и 42-го ОДБП в составе Закавказского фронта нанесли врагу большой урон в районе Владикавказа, Ардона, Беслана, в ходе обороны «Эльхотовских ворот». Газета «Большевистская сталь» осенью 1942 года опубликовала репортаж из действующей армии об успешных огневых налётах в районе Моздока бронепоездов под командованием майора Аркуши.

49-й ОДБП встретил победу на Одере, отличился в боях на Курской дуге в районе Понырей, на Украине в боях за Шепетовку, заслужил почётное наименование «Шепетовский».

Думается, что рассказ о боевом пути кузнецких бронепоездов заслуживает отдельного разговора.

Прошло 75 лет со дня Великой Победы. В октябре 2020 года на железнодорожной платформе Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых сил РФ «Патриот» в Московской области состоялась торжественная передача МО РФ полноразмерной действующей реплики наиболее мощного бронепоезда времён Великой Отечественной войны – БП-43, которую изготовили по заказу ОАО «РЖД» в г. Туле.

Известно, что в Новокузнецке расположена великолепная экспозиция боевой техники в сквере имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. А почему бы не пополнить наш музей боевой техники копией бронеплощадки ОБ-3 как дань исторической памяти нашим землякам – строителям бронепоездов?

Сергей Морозов, руководитель школьного музея МБОУ «СОШ №97»
Начало


Просмотров статьи: 650