Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Кузнецкие «стальные крепости» на колёсах

79 лет назад 9–11 декабря 1941 года в паровозном депо станции Новокузнецк царило оживление. Андрей Иванович Будыгин, начальник паровозного депо станции Новокузнецк, и секретарь деповской партийной организации Василий Иванович Пудинов занимались тем, что встречали бригады железнодорожников, командированных в распоряжение начальника паровозного депо. Бригады прибывали с различных станций Томской железной дороги. Из Новосибирска прибыла бригада во главе с машинистом Н.Л. Зиновьевым, из Тайги – бригада мастера А.В. Кончухидзе. Позднее прибыли бригады из Инской, Болотной, Белово, Топок, Рубцовки и др. Это были железнодорожники, которым предстояло принимать участие в строительстве бронепоездов.

Во второй половине 1930-х годов среди советского народа была популярна «Песня о Каховке» Исаака Дунаевского и Михаила Светлова, в которой пелось: «Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!» И никто тогда не мог предполагать, что бронепоезда сыграют важную роль и покажут свою высокую эффективность, особенно в начальный период войны.

С началом Великой Отечественной строительство бронепоездов в нашей стране приняло массовый характер. В 1941–1945 годах в боях с врагом участвовало более 200 «стальных крепостей» Красной Армии. Военное и политическое руководство СССР позитивно оценивало роль и действия бронепоездов в первые месяцы войны.

9 октября 1941 года в целях улучшения организации строительства бронепоездов, снабжения их вооружением и обеспечения командами вышел приказ Народного комиссариата обороны (НКО) СССР, подписанный И.В. Сталиным, «О формировании отдела бронепоездов при начальнике Главного Автобронетанкового Управления Красной Армии» (ГАБТУ КА). А 22 октября 1941-го приказом народного комиссара путей сообщения в системе центрального управления паровозного хозяйства Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) был создан новый отдел – строительства бронепоездов.

Трудящиеся нашего города внесли значительный вклад в Великую Победу. Свидетельством этого стало присвоение Новокузнецку 2 июля 2020 года звания «Город трудовой доблести». Но малоизвестным фактом является то, что железнодорожники паровозного депо станции Новокузнецк, а также металлурги КМК в декабре 1941-го – апреле 1942-го имели самое прямое отношение к созданию бронепоездов (бепо). Впервые об этом поведал в 1961 году бывший в годы войны первым секретарём Сталинского горкома ВКП(б) Василий Арсентьевич Москвин. В своих воспоминаниях он пишет: «Кузнецкий металлургический завод не только выполнял задания ГКО по производству металла, но и выполнял задания Новосибирского обкома КПСС, а затем с образованием Кемеровской области задания Кемеровского обкома по производству 82-мм миномётов, чугунных мин, вместе с железнодорожниками 5-го отделения железной дороги из выплавленного сверх плана металла оборудовали три бронепоезда». Можно предполагать, что, вспоминая о трёх бронепоездах, В.А. Москвин, скорее всего, ошибался и имел в виду три дивизиона бронепоездов.

Воспоминания Василия Арсентьевича Москвина представляют несомненный интерес, ведь он все военные годы являлся первым секретарём Сталинского горкома ВКП(б). Фактически он был руководителем нашего военного города, который в чрезвычайных условиях войны оказал значительное влияние на чёткую и стабильную оборонную работу всех предприятий, в том числе «сибирского гиганта» КМК. Этот человек заслуживает самой доброй памяти.

Достойно, что в 2020 году депутаты городского совета приняли решение присвоить имя В.А. Москвина одной из улиц Новоильинского района. Думается, что возможна ещё одна инициатива: установить на доме, где проживал в годы войны В.А. Москвин, мемориальную доску. Насколько известно это дом №3 на улице Кирова.

Сергей Морозов, руководитель школьного музея МБОУ «СОШ №97»
Продолжение следует


Просмотров статьи: 616