Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Рукописи не горят!

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

Знаем ли мы наших писателей-классиков? Их творчество, эпизоды биографии? Положа руку на сердце, широкая народная аудитория знакома с классическими произведениями не очень хорошо, ведь привычка к чтению книг уступила сегодня, особенно у молодого поколения, тяге к зависанию в смартфонах и долгим бдениям в Интернете.

 

«Мы – дети Булгакова»

И всё-таки упорные и настойчивые сотрудники библиотек стараются любыми путями и методами приобщить молодёжь к чтению классической литературы.

Именно с такой целью в Центральной библиотеке имени Н.В. Гоголя прошла творческая встреча, приуроченная к 130-летнему юбилею со дня рождения русского писателя, мастера художественной литературы, драматурга, режиссёра Михаила Булгакова. Экскурсию для студентов-третьекурсников Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказания РФ по литературно-историческому досье под названием «Рукописи не горят» провела Лариса Максимова, начальник отдела читальных залов Гоголевки.

Участникам встречи, заполнившим большой библиотечный конференц-зал, было рассказано о биографии Михаила Булгакова, его творчестве и наиболее выдающихся произведениях, написанных этим писателем с «демоническим пером», как говорили о нём литературоведы. Продемонстрированы отрывки из фильмов, поставленных по романам и повестям писателя, после прочтения и просмотра которых можно сказать одно: «А ведь мы – дети Булгакова!»

Слово «демонический» литературоведами упоминалась не всуе. Отец писателя Афанасий Иванович являлся редким специалистом по демонологии. И естественно, эта тема заинтересовала будущего сочинителя ещё в родительском доме. Здесь же под отчим кровом Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание. «У нас в доме интеллектуальные интересы преобладали, – вспоминала сестра писателя Надежда. – Очень много читали. Прекрасно знали литературу. Занимались иностранными языками. И очень любили музыку».

В 1916 году Михаил Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета. В Первую мировую войну работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Вместе с мужем госпитальной сестрой стала работать и его молодая жена Татьяна Николаевна, которую он называл нежно Тася. Михаил почти целыми днями оперировал, а жена ему ассистировала. Раненные стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», – напишет он через несколько лет на страницах «Белой гвардии».

Чуть не оказался эмигрантом

Затем Булгаков получил назначение в земскую больницу села Никольское Смоленской губернии. Маленькая земская больница была единственной на сотни километров в округе. Что будет трудно, стало ясно уже в первое же рабочее дежурство. Привезли роженицу, муж которой размахивал пистолетом и кричал: «Убью, если она умрёт!» Тася достала учебник по гинекологии и стала вслух зачитывать мужу, впервые принимающему роды. В ту ночь всё обошлось.

Михаил Афанасьевич ежедневно принимал более ста больных, не считая вызовов на дом. Хирургу по специальности, ему приходилось принимать роды и лечить терапевтические заболевания, детские болезни. Выручали медицинские учебники, справочники. С опытом приходили практические навыки. Здесь, в Никольском, Михаил Афанасьевич проявил себя как блестящий диагност. В земской практике Булгакова было много сложных и страшных случаев, которые он позднее описал в «Записках юного врача».

В марте 1918 года Булгаковы возвращаются в Киев, где его в качестве военного врача мобилизуют на фронт, и он вместе с отступающей Добровольческой армией отправляется на Северный Кавказ. И быть может, также оказался бы в числе эмигрантов, покидавших в эти дни Россию. Но не случилось: он тяжело заболел сыпным, а потом возвратным тифом. Пережитые в это время тревоги, сомнения, душевные муки воплотились впоследствии в романе «Белая гвардия».

Проблематика ранних повестей Булгакова, написанных в 1923–1925 годы, мало отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. В это же время создаётся блестящая философско-сатирическая повесть «Собачье сердце», которая опубликована была лишь в 1987 году. Автор повести бросил вызов самой идее революции – социальному равенству, понимаемому как то, что «любая кухарка может управлять государством». Не может, показал Булгаков. Человек, который берётся не за своё дело и не имеет к нему способностей, становится разрушителем. Добрейший пёс Шарик, превращённый в ходе хирургического эксперимента профессором Преображенским в пролетария Шарикова, едва встав на две конечности, начинает агрессивно посягать на роль начальника жизни и чуть не сживает со света своего «папашу» – профессора.

Писатель – прообраз Мастера

Пьесу «Дни Турбинных» принял к постановке Московский художественный театр, и она с неизменным успехом была в репертуаре в течение многих лет. К этой пьесе питал какую-то странную слабость Иосиф Виссарионович Сталин. Он побывал на этом спектакле десятки раз. Однако Михаил Афанасьевич, несмотря на такое высокое внимание, был в категории опальных писателей. Ни одно (!) из драматургических произведений Булгакова при жизни опубликовано не было. Репетировались, но не были доведены до постановки пьесы: «Бег», продолжившая тему «Белой гвардии», «Адам и Ева», фантастическая комедия «Блаженство», а также заказная пьеса о юности Сталина «Батум», драма «Александр Пушкин. Последние дни», пьеса-гротеск «Иван Васильевич», которую сегодня все знают по замечательному фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». К слову, эта пьеса Булгакова была запрещена потому, что цензоры увидели в ней искажение образа Иоанна Грозного, которого в 1930-е годы принято было воспринимать как великого государственника, собирателя российских земель.

- Тридцатые годы стали порой расцвета писательского дарования Михаила Булгакова. В это время написаны лучшие, блистательные его произведения. В том числе роман «Мастер и Маргарита», принёсший автору мировую славу. Роман первоначально задумывался как «Евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами замысел усложнился, вобрав в себя судьбу самого писателя, - отмечала Лариса Максимова. Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории. Булгаков стал прообразом главного героя, чему есть немало доказательств. Одно то, что писатель описывает историю травли Мастера литературными критиками и писателями в точности похожую на его травлю. Булгаков приступил к работе над романом ещё в 1928 году и работал над ним до последних дней жизни.

Решено: ставят пьесу!

Весь этот литературно-кинематографический ряд сопровождался диалогом ведущей творческий вечер Ларисой Максимовой с молодыми слушателями, студентами Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказания России. Они высказывали свои впечатления о двух произведениях, которые знали, правда, лишь по поставленным по ним кинолентам, – «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». И многие персонажи вызывали у них симпатии. К примеру, Воланд и вся его свита из «Мастера и Маргариты» получили черты человеческих характеров, характеров комических и в чём-то неоспоримо комических, приятных, в поступках которых сквозит детское озорство. У Булгакова сам Воланд и его свита не скрывают, что во всех своих действиях руководствуются добродетельными и даже назидательными целями. Чего стоит только одна сцена массового гипноза в Варьете! Здесь Воланд поступает не как злой гений, который произносит сакраментальное: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны…ну, что ж…обыкновенные люди…В общем, напоминают прежних…Квартирный вопрос только испортил их». Эпизод, который показал пороки людей, приобретённых в земной жизни. Но к ним Воланд не имел никакого отношения. Он просто желал посмотреть: изменились ли люди со временем или остались прежними.

Сила и обаяние булгаковского творчества была настолько велика, даже в течение того времени, в рамках которой прошёл этот литературный экскурс в биографию и творчество писателя, что студенты вуза после встречи решили в ближайшее время поставить в своём студенческом театре одну из пьес Михаила Афанасьевича. (Между прочим, постановки институтского театра до этого занимали высокие места на разных театральных фестивалях-конкурсах всероссийского масштаба). И пригласить на премьеру своего нового спектакля по мотивам булгаковских произведений сотрудников Центральной библиотеки имени Н.В. Гоголя. «А мы решили преподнести им необычный, но весомый подарок: в честь премьеры подарить актёрам-студентам и библиотеке вуза пятитомник произведений Михаила Булгакова. И этот подарок для вручения уже приготовили», – открыла свой секрет Лариса Максимова.

Фото из архива Центральной библиотеки имени Н.В. Гоголя


Просмотров статьи: 595