«Крепость» держит оборону
Насколько хорошо мы, горожане, знаем наших родных авторов – поэтов, писателей, журналистов, художников и музыкантов? Тех творческих людей, которые создавали и создают свои произведения и которые, вполне вероятно, много лет спустя, а то и через короткий промежуток времени, прославят наш город. Имена этих творческих личностей, их стихи, рассказы, повести, музыкальные опусы, живопись и акварель сегодня пропагандируют энтузиасты – редколлегия под руководством профессионального журналиста Василия Галактионова, главного редактора, составителя и ответственного за выпуск альманаха «Кузнецкая крепость».
Альманах с непростой биографией
Энтузиасты они потому, что альманах издаётся на общественных началах при поддержке Министерства культуры и национальной политики Кузбасса. Никакой прибыли людям, выпускающим этот объёмный журнал, он не приносит. Личной выгоды в том, что они его издают, нет, но есть духовное и душевное удовлетворение. Такое же чувство было испытано редколлегией при издании нового номера альманаха «Кузнецкая крепость», презентация которого прошла на днях в Доме творческих союзов. Посвящён он 75-летнему юбилею Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, и потому выйти он должен был в прошлом году. Однако свои коррективы внесла пандемия.
Новый, вышедший под редакцией Василия Галактионова альманах – шестой по счёту. Хотя начало биографии городского литературного сборника положено в 1999 году. Утверждал его издание тогда Михаил Маслов, начальник городского управления культуры. Редактировал первые номера небезызвестный Борис Рахманов. Михаил Михайлович и в настоящее время, несмотря на тяжело перенесённую болезнь, всячески, можно сказать, самоотверженно, содействовал выходу очередного номера «Кузнецкой крепости».
За предыдущие годы сборник пережил немало перипетий. Семь лет назад кончилось тем, что альманах мог завершить своё существование. Его возрождение началось с приходом Василия Галактионова. Чтобы сложить номер, Василий Александрович что-то изучал по компьютеру, что-то – по предыдущим номерам.
– Мы стараемся держать высокий профессиональный уровень. Так, в поэтической тематике пришлось расширить рамки. Стали печатать авторов из других городов и регионов. В этом номере, в частности, отметились поэты из Полысаева и Ленинска-Кузнецкого. Журнал стал приобретать общекузбасский размах. Недаром его стало поддерживать Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, – отметил Василий Александрович.
Поэт в Кузбассе больше, чем поэт
Из новокузнечан на страницах альманаха представлен Александр Раевский – поэт, чьё творчество сегодня известно не только в Кузбассе, но и в других российских регионах. Поэзия Раевского, по единодушному признанию коллег, выдвинуло его в первые ряды мастеров современной отечественной литературы. Он неоднократно становился лауреатом престижных литературных премий. В 2007 году поэт одним из первых был удостоен новой кузбасской премии «Образ», которая ежегодно вручается за лучшие произведения года в День славянской письменности. Два года назад Александр Раевский подготовил к изданию сборник своих новых произведений. В альманахе печатаются стихи из его нового сборника: «Тётя Варя отстряпалась рано, Скоро десять. Весна на земле. Пламенеет открытка в герани, И бутылка светла на столе. Дядька спит. Папиросы и спички на стуле (Видно, часто вставал старшина)… Над столицей куранты проснулись… Над Европой рассвет, тишина…» («Утро 9 Мая»).
Представлены здесь и стихи Павла Майского, который с некоторых пор живёт в Краснодарском крае, но почти каждое лето не забывает навещать родной город. Поэзия Михаила Борисова, Героя Советского Союза, личного врага Гитлера, как называли его на фронте за то, что подбил немалое количество фашистских танков. В послевоенные годы фронтовик приехал в Сталинск на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината, где состоялся как поэт. «Новокузнецк может похвастаться такими литературно-биографическими историями, как ни какой другой город области!» – прозвучало на презентации.
Испанские приёмыши
Из постоянных авторов – «старейшина» новокузнецкой поэзии Борис Тришункин. На этот раз в альманахе приведены отрывки его воспоминаний «Мы – кузнечане» о довоенной и военной (1937–1945 годы) жизни города.
«Эта небольшая книжица – всего лишь напоминание, отзвуки прошлого. Мои земляки, соседи и знакомые, просили рассказать, как нам жилось в стране Советов, в стране великих строек до и после войны. Ведь кто не знает прошлого, не разберётся в настоящем. Я, мальчик Великой Отечественной войны, впитал и трудности, и гордости своей страны. Все лица в книжке – это не выдуманные люди», – рассказал автор книги, рассказывающий, каким был город в те годы. Вот один из эпизодов. На месте, где сейчас стоит здание Сибирского государственного индустриального университета, была посадочная площадка для небольших самолётов. Детвора с ближайших улиц сбегалась, чтобы посмотреть на чудо – самолёт. По весне, когда снег прилипал к лыжам, лётчик просил мальчишек побегать по взлётной полосе, а потом, взявшись за крылья, толкать самолёт, чтобы тронуть его с места, помочь взлететь крылатой машине. Или такие любопытные факты. В нашем металлургическом городе в крутые морозы воробьи слетались под крыши горячих цехов. Там и отобедать можно было. Только потом, почерневших от копоти птиц, было почти не узнать... По весне жители домов Сталинска выходили во двор, чтобы провести субботники: высадить тополя, посеять траву. Почти при каждом дворе был свой тополиный островок… В 1938 году в Сталинск стали привозить детей из Испании, в которой шла гражданская война. Кузнечане с большим теплом и заботой принимали испанскую детвору в свои семьи.
Разделил долю народа
Новокузнецкий писатель Анатолий Соболев из того поколения, что прошло огненными дорогами Великой Отечественной. Прозаик со школьной скамьи, как многие тогда, шагнул в испепеляющий огонь войны. В послевоенные годы в течение нескольких лет работал преподавателем Сибирского металлургического института. Было это в конце 1950-х начале 1960-х годов. В это время в городе началось литературное поветрие, в результате которого было создано городское творческое объединение молодёжи (ТОМ) под эгидой горкома комсомола. О ТОМе и его приверженцах писала даже газета «Правда». Строчили стихи и повести и студенты преподавателя Анатолия Соболева. Да и он не удержался от сочинительства. Фронтовик, поддавшись общему увлечению, написал повесть «Безумству храбрых», которая получила известность не только в Кузбассе, но и в других регионах страны. С тех пор и началась писательская биография сибиряка Соболева. «Юность моя, – писал он в одном из лирических отступлений в повести «Пятьсот – весёлый», – прекрасна не только свежестью и здоровьем, но – главное! – тем, что я разделил всё, что выпало на долю моего народа. Там, на войне, были главные годы мои – годы самоутверждения и бескорыстия; годы, самые важные для моего существования на земле, самые определяющие в моей судьбе».
В новом номере альманаха напечатан рассказ Анатолия Соболева «Старуха». По собственным воспоминаниям и воспоминаниям его друзей, ещё непризванных на войну мальчишек. О помощи учеников школ на полях сельской местности, которая проходила под единым лозунгом «Всё – для фронта, всё – для победы!».
Наследие Фомченко
На страницах «Кузнецкой крепости» можно увидеть репродукции работ самобытной художницы Альбертины Фомченко, со дня смерти которой в этом году исполняется 10 лет. В новом номере представлена серия её живописных портретов писателей, живших в Новокузнецке, начиная от Достоевского до наших дней. Картины Фомченко хранятся во многих музеях, но в основном в литературно-мемориальном музее имени Ф.М. Достоевского. Представлены в журнале и удивительные акварели и графика Владимира Васильева (искусствоведы называют его непревзойдённым акварелистом нашего времени) по мотивам произведений Сергея Есенина. И многое многое другое.
После прочитанного и просмотренного в альманахе можно сделать один вывод: несмотря на финансовые и другие организаторские сложности, редколлегия «Кузнецкой крепости» стойко держит оборону. Не поддаваясь непростым реалиям нынешнего времени и не переставая следовать своему творческому курсу и призванию. Поддерживать не только уже известные творческие личности, но и открывать таланты новых поэтов и прозаиков.
Просмотров статьи: 641