Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Пожалуйста, дышите!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Новая коронавирусная инфекция, накрывшая мир, оказалась не только губительной. Ситуация с пандемией, как это ни странно звучит, выявила и лучшие душевные качества жителей самых разных стран, раскрыла истинное предназначение человека и, конечно же, талантливость многих и многих людей самых разных профессий. В первую очередь врачей, талантливых как в профессиональном, так и творческом плане. Именно к таким врачам, у которых ярко и зримо проявились профессиональные и творческие способности во время нахождения в «красной зоне» с заболевшими ковидом пациентами, относится Руслан Меллин, челюстно-лицевой хирург Кузбасской клинической больницы имени С.В. Беляева. Именно его рисунки под названием «Моя «больная» реальность» в рамках гуманитарной акции «Творчество как опора, средство адаптации и спасения человека в экстремальных условиях», инициированной областным филиалом «Российской газеты» и Кузбасской клинической больницей имени С.В. Беляева, вошли в передвижную персональную художественную выставку. Посвящена экспозиция рисующего хирурга самоотверженной деятельности врачей Кузбасса в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Ковидарий как этап жизни

В течение этого года передвижная «ковидная» выставка побывает во многих библиотеках кузбасских городов, чтобы, по словам организаторов, показать положительный пример преодоления трудностей на примере творчества, а также сформировать образец ответственного поведения в отношении других людей через знакомство посетителей выставки с рисунками доктора, работавшего в «красной зоне». На днях 40 зарисовок, сделанных кемеровским врачом, прошедшим две вахты в инфекционном госпитале для больных ковидом, добралась до Новокузнецка. Открытие экспозиции рисунков из ковидария, сделанных чёрной тушью хирургом Русланом Меллином, прошло в Центральной библиотеке имени Н.В. Гоголя в присутствии приехавшего из Кемерова автора работ. По словам Ирины Андреевой, заведующей отделом искусств Гоголевки, такой неординарной экспозиции в стенах библиотеки ещё не выставлялось.

По словам Руслана Викторовича, писать летопись периода пандемии он начал 1 сентября 2020 года.

– В этот день я собирался вести своего семилетнего сына-первоклассника на торжественную школьную линейку. Но не пришлось: был вызван на смену в ковидный госпиталь. Прошёл день, ещё один, третий…четвёртый…десятый… Шесть на двенадцать – элементарная математика ковидария. Числа значения не имеют, только график. День за днём проходит жизнь в режиме шесть часов в «красной зоне», 12 часов – личное время без личного пространства и 24 часа изоляции от свободного, но тоже лихорадящего мира. Это история, для которой не хватит слов, а я хотел заякорить новый этап моей жизни. И моё детское увлечение рисованием помогло сохранить новые, ещё неизвестные мне до этого эмоции, которые появились в первую же смену в ковидарии. Я стал рисовать, – рассказывает автор.

Рисунки как спасение

Как признаётся Руслан, творчество по-настоящему его спасло: рисование помогало снять усталость, освободиться от тягостных мыслей. Нередко притупляло чувство обречённости и безнадёжности. Придавало силы, чтобы вновь и вновь входить в «красную зону». Главным для него в той ситуации было не потерять себя как личность, во всех ситуациях оставаться человеком. Рисунки Руслана Меллина – это ещё и реакция на стресс, на глубокие душевные переживания по поводу новой неизвестной до этого болезни, от которой на глазах врачей умирают пациенты. Так две тяжёлых вахты в ковидарии (врач Меллин за это время тоже заболел коронавирусом, а потом ещё и пневмонией) вылились в рисунки. И самый первый из них – тот первосентябрьский, когда Руслан Викторович вместо того чтобы вести сына-первоклассника на торжественную школьную линейку, был вызван в «красную зону». На листе бумаги изображён сам Руслан в белом халате у широко открытого окна, перед которым на расстоянии стоит понурый сынишка с воздушным шариком в руке. Он пришёл к госпиталю навестить папу после только что прошедшего праздника. «Помню, что я ему тогда крикнул: «Ну-ка, брысь от окна! Не вздумай подходить близко! Держись от меня на расстоянии!» – комментирует автор свой рисунок.

Профессию подсказал Рембрандт

Владеть карандашом и красками Руслан, родом из Минусинска Красноярского края, любил и умел с детства. Окончил художественную школу. Увлечение живописью дало совершенно неожиданные результаты: оно помогло подростку определить профессиональный путь. Вектором на медицину стала любимая картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» Рембрандта, которая иллюстрирует духовную близость врача и художника. Без этого профессионального взаимопонимания и взаимопроникновения в мастерство врача такой шедевр невозможно написать! Недаром в эпоху Возрождения художники присутствовали на препарировании, чтобы изучить строение человека изнутри.

– Знание анатомии помогает создавать реалистичные картины. А владение кистью помогает в работе хирурга, особенно челюстно-лицевого. Об этом говорил один из лекторов медицинской академии, цитировавший студентам легендарного хирурга Пирогова: «Врач, не интересующийся искусством, – не врач, а ремесленник». Жизнь подтверждает, что медицина – это всё-таки искусство, – отмечает автор рисунков, на которых изображены горестные и радостные будни пациентов и врачей ковидного госпиталя.

«Доктор, я здоров!»

На рисунках Руслана Меллина изображены врачи «красной зоны» с плакатами в руках: «ПожалуйстаДышите!». Врачи-инфекционисты в масках и больших очках-окулярах, сквозь стекло которых не скрыть уставший взгляд. Пациенты, бессильно лежащие на кровати, и пациенты, идущие на поправку. Скопление машин скорой помощи во дворе госпиталя. Одна из них изображена красной тушью, как символ тревоги. Больной, подключённый к аппарату ИВЛ. Беспомощная женщина в коляске, которую везёт в палату медсестра. Опустевшие, покрытые чёрным покрывалом кровати. Выразительные портреты пациентов. Портреты врачей, у одного из которых выдался перекур со стаканом чая. Пляшущие как символ смерти скелеты из анатомического кабинета… «Мне вспоминается такой случай. Одна из скорых, чтобы спасти ковидного больного, неслась в госпиталь, но не успела: по дороге он умер. Надо было везти умершего в морг, а там его без особого картонного ящика не принимают. «Что делать?» – недоумевали врачи скорой. Или такой, уже более оптимистичный случай. Видите на моём рисунке человека, лишённого ног и сидящего на коляске. Думали, не выживет: настолько он был тяжёлым! Но однажды спускаюсь вместе с ним на лифте. И он мне радостно сообщает: «Доктор, меня выписывают! Я выздоровел!» Конечно, меня тоже охватила волна радости за него!» – вспоминает Руслан.

Одна из врачей, впечатлённая рисунками своего коллеги, осмелилась предложить их музею Швейцарии. И три работы сибирского врача-хирурга, наиболее ярко отражающих ситуацию с пандемией, приняли в музейную коллекцию далёкой страны!

– Прошедшей осенью у Руслана Меллина многое было впервые. Первая смена в ковидарии и работа в роли врача-инфекциониста, первые рисунки тушью, до этого Руслан писал только маслом. Первая школьная линейка у сына. Ковид, безусловно, изменил, но не остановил жизнь. И чтобы этого не случилось, каждый день, рискуя собой, врачи заходят в «красную зону», – такие слова прозвучали на открытии выставки.

И не случайно экспозиция-передвижка сопровождается книжной выставкой из фондов библиотек, посвящённой уникальным личностям – врачам Кузбасса, их беззаветному служению людям.

Фото: Мария Коряга и Александр Сусоев


Просмотров статьи: 442