Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Песок на кончиках пальцев

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Много ли мы знаем о психологах в детском саду? Наверняка – одно: психология и детсадовцы являются понятиями совместимыми. Однако детская психология – это наука со своими тонкостями и нюансами, владеть которой должны настоящие профессионалы. Новокузнечанка Оксана Зданович, педагог-психолог Центра развития ребёнка детского сада №3, как раз из таких специалистов высокого класса. Недавно она стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России 2021». В конкурсе участвовало 15 кузбасских педагогов-психологов из детских садов, школ, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также центра психолого-медико-социального сопровождения. Теперь Оксана Зданович будет представлять Кузбасс на Всероссийском финале конкурса «Педагог-психолог России 2021».

– Оксана Валерьевна, чем вы покорили строгое жюри, какими методиками?

– Я представила опыт работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Продемонстрировала на практике уникальный метод под названием «Sand-Art», что означает «песочное искусство» в работе с педагогами дошкольно-образовательных учреждений. Этот метод направлен на профилактику так называемого эмоционального выгорания. Дала полные ответы на вопросы экспертов.

В конкурсе участвовала впервые, ведь для участия в нём нужна со стороны участника большая ответственность. Хотя практика профессиональной психологической деятельности у меня составляет 17 лет. За эти годы набралась мастерства. И на этот раз поняла, что для конкурсного состязания в профессионализме созрела. У меня есть чем поделиться.

– Расскажите немного о конкурсе, его истории.

– Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов-психологов проводится в рамках Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года. Его цель – пропаганда психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности. Конкурс предназначен для того, чтобы дать возможность наиболее полно реализовать творческий потенциал психологов в системе образования России. А значит, содействовать развитию Службы практической психологии в образовательной сфере.

В последние годы конкурс проводился в заочном и очном форматах. Шесть лет назад для привлечения к нему широкой общественности, для информационного сопровождения конкурсных мероприятий впервые начал работу официальный сайт, на котором освещалась хроника его проведения, и было организовано интернет-голосование. Затем в рамках очного этапа впервые было проведено конкурсное испытание «Визитная карточка педагога-психолога». С краткой информацией о достижениях и профессиональных интересах педагога, об опыте в реализации его психолого-педагогической практики. Затем вошли такие испытания, как «Мастер-класс», «Открытое занятие», «Блиц», а также «Профессиональный квест». На этом, региональном этапе конкурса, моё участие было в заочном формате.

В конкурсных испытаниях меня сопровождала игрушечная черепаха Шуша, от лица которой я и веду в форме игры занятия для дошколят. Она даёт задания ребятам, контролирует процесс, наводит порядок в нашей игровой студии. Я вошла в число победителей из разных регионов страны. Таких было 70. Участие во Всероссийском конкурсе должно состояться уже в очном формате. Весной этого года нам должны прислать положение о том, когда и на каких условиях он будет проходить.

– Оксана Валерьевна, с какими детьми вам приходится работать?

– Наши дети – все с сохранным интеллектом. Но есть категория ребятишек с особенностями – с тяжёлым нарушением речи. Помимо речевых особенностей, у них недостаточно развита моторика рук, воображение, память и внимание. Есть различного рода эмоциональные нарушения: с повышенным уровнем тревожности либо наоборот – агрессивности. Как правило, эти дети с низкой самооценкой. Метод «песочного искусства», который применяется на занятиях с ними, – это своего рода развивающее средство. В течение года-двух у детей идёт улучшение по всем показателям. К семи годам, а заниматься с детьми мы начинаем с пяти лет, можно наблюдать положительную динамику: улучшается зрительно-моторная координация, концентрируется внимание, развиваются творческие способности. И всё это благодаря сказке, игре и песку. Задействована в этом и фантазия, с помощью которой мы сочиняем сказочные сюжеты. А поскольку занимаемся и в группах, и в парах, и тройками, то дети учатся и общению. Работа идёт с песком – материалом, который хорошо воспринимается кончиками детских пальцев. С помощью песка дети рисуют картинки. Как известно, он имеет особую текстуру, которая хорошо сказывается на развитии моторики. Недаром детвора любит играть в песочницах! От нас дети уходят в школы и гимназии вполне адаптированными. К слову, помимо меня, психолога, к жизни их готовит целая команда, в которую входят восемь учителей-логопедов плюс педагоги дополнительного образования.

– Есть какие-то специфические особенности работы психолога с дошколятами?

– Если диагноз отягчающий, то на занятия с ребёнком уходит больше времени. В этом трудность. А специфика заключается единственно в том, что в общении с малышами не всё бывает понятно. Что они хотят сказать на своём, порой, малопонятном детском языке? Что хотят на нём выразить? И чтобы им в этом помочь, применяются новые методики. Это, помимо методики «Sand-Art», арт-технологии: сказко-, изо– и музыкотерапия. А вообще, работая с детьми дошкольного возраста, я нашла своё место, своё призвание. А чувствовать себя на своём месте – большой стимул в работе. Детство – это стартовая площадка для последующей жизни. И очень важно, чтобы в это время рядом с ребёнком был понимающий, ответственный человек. Говоря словами Роберта Рождественского, ракета, запущенная в детстве, должна полететь по нужной траектории.


Просмотров статьи: 528