Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Бызовское шоссе

Газета «Новокузнецк», выпуск №47 (1095)  //  Рубрика: Безопасные и качественные автомобильные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке продолжается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этом году будет отремонтировано около 10 километров дорожного покрытия. На финансирование ремонта, реконструкции дорожного полотна, установки и модернизации светофоров в 2020 году направлено 1 миллиард 395 миллионов рублей. 50 процентов этой суммы выделены из федерального, 25 – из областного и 25 – из городского бюджета. 

Проект реконструкции Бызовского шоссе в Новокузнецке стал одним из самых значимых для города в сфере дорожного строительства за последние более чем десять лет. «Реконструкция Бызовского шоссе не просто масштабная, но и сложная инженерная работа», – отметил на одном из заседаний рабочего штаба по реконструкции Глава города Сергей Кузнецов. 

В план реконструкции, рассчитанной на два года, был включён участок Бызовского шоссе протяжённостью в шесть километров, по которому ежедневно проезжают до 30 тысяч автомобилей. Вопрос с ремонтом дорожного полотна на нем городские власти пытались решить с 2012 года. Однако решение откладывалось из-за сложностей с финансированием. В 2014 году городская прокуратура стала через суд добиваться ремонта шоссе из-за его небезопасного состояния: отсутствовали освещение и тротуары, на дороге были оборудованы всего две полосы движения – по одной в каждую сторону. Автомобилисты, пытаясь миновать дорожные пробки, регулярно двигались по обочине проезжей части, что создавало угрозу безопасности движения. Кроме того, из-за интенсивного транспортного потока покрытие проезжей части было значительно изношено. Не дорога, а сплошные горькие слёзы автомобилистов, проезжающих по ней…

Реконструкция Бызовского шоссе, соединяющего два района города – Новоильинский и Заводской, – велась круглосуточно, с опережением графика. При этом без полного перекрытия движения на трёх участках, разделивших шоссе, то есть в три этапа: от Ильинского шоссе до моста через реку Томь; от моста через реку Томь до железобетонного путепровода; от мостового железобетонного перехода до примыкания Космического шоссе. Для чего на всех трёх участках было завершено переустройство сетей связи. 

В ходе реконструкции были обустроены ещё две полосы. Между новыми и старыми полосами установлены опоры освещения. Вместо щебеночно-мастичного асфальтобетона применён особо прочный асфальтобетон. Так как на участке фиксируется высокий поток транспорта, в том числе и грузового, необходимо было усилить основание, чтобы дорога служила как можно дольше. Дорожная «одежда» здесь, таким образом, «укрыла» шоссе в три слоя. На всей протяженности трассы были обустроены обочины, с завезённым грунтом для посева на них и на разделительной полосе газонов. 

Своё название Бызовское шоссе получило от деревни Бызово, которая вместе с другими сёлами – Рождественским, Верхне-Островской площадкой, Антоново – до 1956 года находилась на территории Заводского района. 27 мая 1957 года был вбит первый колышек на Антоновской площадке. И эта дата стала днём начала строительства Западно-Сибирского металлургического комбината. 22 декабря 1998 года из Заводского района был выделен Новоильинский, с которым его и связало шоссе Бызовское. 

Первые русские деревни, к которым стоит отнести и Бызово, вблизи Кузнецка стали возникать в 1620-х годах. С ростом крестьянского населения, которое складывалось из переводимых сюда «государевых пашенных крестьян», ссыльных и беглых, и по мере того, как служилые люди образовывали семьи и обзаводились хозяйством, вокруг Кузнецка постепенно разрастались деревни и возникали «очаги» новых поселений. Согласно исследованию историка В.И. Панова, именно в это время в Кузнецком краю начались крупные этнические процессы. Так, в результате большого числа брачных связей переселенцев с местными тюрками в Кузнецке и его окрестных деревнях сложилось особое поколение русских ясачных людей. Эти русские старожилы говорили о себе, что близкими их предками были татары: «Раньше нас, русских, звали инородцами», или «Отец у нас по-татарски разговаривал дак куды угодно!», или «Батьку помню: вовсе татарин был». Часть кузнецких деревень, основанных русскими ещё в ХVII веке, поглощая обитателей близлежащих улусов, сами переходили в разряд улусов. 

Земледельческие селения вокруг Кузнецка в большинстве своём состояли из 50-60 дворов. Однако некоторые деревни, особенно из числа «старожильческих», объединяли от 100-150 до 300 дворов. Поселения располагались в основном по берегам рек и почти полностью на безлесной территории. Они редко имели стройную планировку и прямые улицы. Значительная часть домов во многих местах была поставлена вне какого-либо плана: «как хозяевам двора будет угодно». Изгородь, отделяющая деревню от полей, зачастую отсутствовала. Огородные участки, проулки и промежутки между соседними дворами кое-где были огорожены жердями, чаще плетнём. 

Дома большая часть жителей имела небольшие, в два окна на улицу. В старых деревнях избы, напротив, возводили большие и просторные, из толстых брёвен, с резными наличниками, с четырьмя-пятью окнами, выходящими на улицу. Встречались так называемые «крестовые», в три комнаты, дома. Были и в «две стопы», то есть с двумя избами под одной крышей и сенями между ними. Никакое крестьянское жилище не обходилось без русской печи, да не одной. Во многих домах рядом с ней или отдельно стояла маленькая кирпичная печка, обычно с кухонной плитой, иногда с опрокинутым бездонным чугуном. Такое печной «атирибут» сохранился в некоторых сёлах до нашего времени. В больших домах располагались полати. На окнах обыкновенно хозяйки выставляли много ярких «садов», как называли тогда антураж из комнатных цветов.

В составе русского населения Кузнецка и окрестных деревень, как и других районов Сибири, различались две категории жителей – старожилы и новосёлы. Применительно к условиям наших дней, старожилами есть основание считать тех сельских жителей, родители которых или они сами (что очень редко) поселились в Сибири ещё в ХIХ веке, примерно до середины 1880-х, 1890-х годов. А новосёлами называли тех, кто приехал сюда гораздо позднее. При таком делении главы старожильческих семей, за редким исключением, не могли сказать, откуда прибыли на Кузнецкую землю его предки. Переселились ли они сюда, или уже выросли здесь, в этих деревнях. Новосёлы же, напротив, могли назвать губернию или область европейской части страны, а зачастую также уезд, район, деревню, – откуда их родители или они сами родом. Могли даже вспомнить годы выезда из прежних родных мест. (В деревне Бызово, к примеру, проживало немало переселенцев из Пензенской губернии.) А многие новосёлы не утратили ещё и некоторого своеобразия в бытовом укладе и в речи, усвоенных от родных в Сибири или от более «широкой среды» на прежней родине. 

Достопримечательностью Бызовского шоссе со временем стал авторынок, который существует уже более 15 лет. В настоящее время это самый большой «автоторговец» в Кемеровской области. С охраной и видеонаблюдением, кафе, СТО, автомойками, пунктами страхования и юридическими агентствами. Недавно, в соответствии с веяниями времени, у рынка появился и онлайн-сервис, на котором можно, не выходя из дома, посмотреть все предлагаемые автомобили и спецтехнику. Не только в дистанционном режиме выбрать понравившееся авто, но и вволю поторговаться, предлагая собственную цену владельцу. А также обсудить все вопросы, связанные с оформлением документов, покупки или замены автозапчастей.

После реконструкции дорожное полотно на Бызовском шоссе было расширено с двух полос до четырёх, между ними проложена газонная разделительная полоса с опорами освещения. Пропускная способность шоссе ориентировочно составляет 982 автомобиля в час на каждую полосу движения. Теперь здесь установлены светофоры, обустроены остановочные павильоны, проложены тротуары.


Просмотров статьи: 628