Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Пособия вне закона

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ
// Фото: Мария КОРЯГА

Пандемия внесла свои коррективы, в том числе и в работу городской службы занятости. Не секрет, что многие новокузнецкие учреждения, предприятия и организации, в той или иной форме, вынуждены сокращать объёмы своей работы. В городе появляются новые желающие встать на учёт Центра занятости. И те, кто вставал на учёт в Центр занятости в этом году, не могли не заметить разницу между технологиями постановки на учёт до и после девятого апреля текущего года. Наш разговор на эту тему пойдёт с Вячеславом Савчуком, директором городского Центра занятости.

– Добрый день, Вячеслав Михайлович! Расскажите, как сегодня безработные граждане могут зарегистрироваться в Центре занятости населения?

– Добрый день! Сразу хотелось отметить, что основная цель Службы занятости состоит не в том, чтобы регистрировать граждан и выплачивать пособие, а в том, чтобы оказывать им содействие в трудоустройстве.

Тем не менее на данный момент у граждан есть возможность обратиться и подать заявление о регистрации в качестве безработного гражданина лично или на портале «Работа в России», т.е. дистанционным способом.

Безусловно, все, кто «вставал» на учет в Центр занятости в этом году, не могли не заметить разницу между технологиями постановки на учет до и после девятого апреля текущего года.

На сегодня в связи с пандемией вышли на первое место дистанционные технологии. Не могу сказать, что они идеальны, в каждых технологиях есть и плюсы, есть и минусы, но для граждан такой способ подачи заявлений, конечно же, более приемлем.

– Как можно подать заявку и с какими трудностями вы как сотрудники столкнулись сейчас, при дистанционной форме взаимодействия?

– Сейчас, при дистанционной форме взаимодействия с гражданами, основными стали три информационных ресурса: 

Портал «Работа в России», «ГОСУСЛУГИ» и портал Министерства труда и занятости Кузбасса.

Само заявление о регистрации в качестве безработного гражданин может подать с помощью двух электронных порталов, это портал «ГОСУСЛУГИ» и интерактивный портал «Работа в России». Но предпочтительнее был бы, конечно, вариант подачи заявления на портал «Работа в России». Дело в том, что на практике мы столкнулись со следующим нюансом – заявка, поданная на портале «ГОСУСЛУГИ», может «зависнуть» и будет передана к нам в ведомство на обработку с некоторым опозданием, т.е. не день в день, и часть сведений может быть утеряна. Поэтому мы бы рекомендовали в первую очередь подавать заявление именно на портале «Работа в России». Эта площадка является основой нашего взаимодействия с гражданами, а также гражданина с работодателем.

Любой пользователь портала, подавший заявку о регистрации, в своем личном кабинете может отслеживать статус заявления, имеет возможность прочитать дополнительные комментарии наших специалистов.

Посредством личного кабинета специалисты центра могут пригласить гражданина на прием, предупредить о необходимости предоставления тех или иных сведений.

Очень важно самостоятельно просматривать все информационные сообщения с портала, не дожидаться звонка от специалиста.

Наши клиенты очень часто спрашивают нас, где можно уточнить информацию по выплатам, посмотреть сроки начисления пособия? Ответы на все эти вопросы можно найти на портале Министерства труда и занятости Кузбасса (ufz-kemerovo.ru), в личном кабинете гражданина. Раздел «Информирование о социальных выплатах», к примеру, позволяет детально видеть, за какой период было начислено пособие, сумму, прошел ли гражданин перерегистрацию.

Хочется отметить, что, несмотря на дистанционную регистрацию и работу, в остальном порядок признания гражданина безработным и дальнейшего его взаимодействия с работодателями не сильно изменился.

– Были ли выявлены случаи незаконного получения пособия по безработице при дистанционном способе подачи заявления?

– Да, были. Но я бы не стал считать всех тех, кто получал незаконно пособие, мошенниками, так как люди имеют свойство ошибаться, делать описки, быть просто невнимательными.

– Опишите ситуацию, при которой такая «переплата» может возникнуть.

– При подаче заявления о регистрации на интерактивном портале очень часто граждане невнимательно читают все пункты самого заявления.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию – есть граждане, которые напрочь проигнорировали сообщение, что в заявлении необходимо указывать место постоянной прописки, то, что написано на четвертой, пятой страницах паспорта. Надо понимать, что гражданин может быть признан безработным только по месту постоянной прописки. Другие виды, например «временная регистрация», регистрация в другом городе, отсутствие ее вообще, однозначно указывают на невозможность получения статуса «безработный» с получением пособия. Почему граждане проигнорировали данное предупреждение, остается большой загадкой, хотя не увидеть данное предупреждение просто нельзя.

Помимо этого, нашими специалистами были выявлены и другие категории граждан, чаще всего допускающие очень серьезные ошибки при заполнении заявлений на портале.

Есть те, кто поставил свою электронную подпись в виде «галочки», подтверждая тем самым, что им есть 16 лет, что не получают пенсию по старости и за выслугу лет; не находятся в местах лишения свободы или на исправительных работах; не работают по трудовым договорам; не выполняют оплачиваемую работу или не реализуют продукцию по договорам; не являются предпринимателями, нотариусами, адвокатами, самозанятыми; не проходят военную службу; не обучаются по очной форме обучения; не заняты в подсобных промыслах, не являются членами КФХ, производственных кооперативов и так далее. Согласно закону о занятости, ни одна из вышеперечисленных категорий граждан не может иметь статус «безработного» гражданина, то есть такому человеку не может быть назначено пособие.

Отдельно нужно выделить еще одну категорию – «мамочки», которые получают выплаты до 1,5 года, находящиеся по уходу за ребенком, одновременно в соцзащите и в Центре занятости пособие по безработице, что категорически запрещено. И отдельный блок – получение в Центре занятости доплат на детей одновременно обоими родителями. Напоминаем, что данным видом доплат мог воспользоваться только один родитель.

На сегодня в арсенале Центра занятости появились возможности выявления данного нарушения и других подобных, которыми мы начали активно пользоваться, правда, пока в отношении граждан, которые имеют на сегодня статус безработного, но в планах – по всем обратившимся и снятым в период 2020 года. Сразу надо сказать, что возвращать пособие придется, и лучше на добровольной основе и как можно быстрее. В иных случаях это суд, со всеми правовыми последствиями.

– На что еще в обязательном порядке нужно обратить внимание гражданину, который подает заявление о регистрации в качестве безработного гражданина?

– Период начисления пособия и его величина. Очень часто возникают вопросы, связанные именно с этими двумя моментами. Существуют два основных периода получения пособия. Назначаются в минимальном размере 1950 рублей и только на три месяца в течение года и в процентном отношении к средней заработной плате, но не более 15 769 рублей на шесть месяцев в течение года. В период пандемии было еще и продление по сроку получения и период, когда минимальное пособие было не 1950 рублей, а 5850 рублей и основная существенная прибавка в виде доплат по три тысячи на ребенка. Надо понимать, что все эти выплаты имеют конечный срок, то есть заканчиваются. К примеру, детские выплаты в размере 3 тысяч закончились датой 30 сентября, а «повышенное» минимальное пособие – 01 сентября, да и периоды получения пособия 3 или 6 месяцев имеют «плохое» свойство заканчиваться. Данная информация в виде приказов вся находится на интерактивном портале Министерства труда и занятости Кузбасса в Вашем личном кабинете. Но надо признать, что все же ошибки начисления имеют место. Связаны с непредставлением сведений, отсутствием сведений на портале «Работа в России». Каждый случай рассматриваем индивидуально, периодически делаем срез базы данных, выявляем нетипичные случаи и их исправляем с Вами совместно.

Перерегистрация – это обязательное действие! Перерегистрация проводится один раз в месяц, и начисление пособия проводится от предыдущей до настоящей перерегистрации. Данный период может быть как меньше месяца, так и более. Соответственно, и размер пособия будет зависеть от длительности периода. К примеру, пособие 1950 рублей (минимальное) и период 21 день, пособие разделите на 30 дней (месяц) и умножьте на 21 день. Эта сумма и будет начислена гражданину. Сама перерегистрация сейчас проходит на основе данных, которые приходят официальным порядком на портал «Работа в России» и (или) при личном обращении гражданина в Центр занятости.

Следующий блок вопросов связан с предложением вакансий специалистами Центра, которые связаны с отсутствием предложений на рынке труда или, по мнению граждан, с предложением на рынке труда «непрестижных» вакансий. Во втором случае, вынужден напомнить, что для большей части длительно неработающих граждан любая работа является подходящей, в том числе и неквалифицированный рабочий труд.

Ряд претензий со стороны граждан имеют под собой основания. Но не так все плохо, как кажется. Любые обращения, которые приходят на нашу официальную электронную почту, отрабатываются в течение двух дней. Те обращения, которые нельзя никак идентифицировать заявителя, остаются без ответа. Необходимо внимательно указывать свои контактные данные, адрес электронной почты, номер лицевого счета, да и все реквизиты для перечисления пособия в целом. Нельзя предоставлять реквизиты третьих лиц (членов семьи, друзей и т.д.).

Нельзя подавать повторно заявление о регистрации, не отозвав или не закрыв предыдущее.

Нюансов много, поэтому всех наших граждан мы призываем в первую очередь к внимательному заполнению заявления, а во вторую очередь – быть на связи. В свою очередь, наши специалисты готовы ответить на любые вопросы граждан, как по телефону, так и по электронной почте, в группе ВК или на нашем сайте.

Подчеркнем еще раз! Очень важно не забывать смотреть информацию в своем личном кабинете на портале «Работа в России», нужно не забывать проверять свою электронную почту и в некоторых случаях СМС.


Просмотров статьи: 102