Улица Транспортная
В Новокузнецке продолжается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этом году будет отремонтировано около 10 километров магистралей. На финансирование ремонта, реконструкции дорожного полотна, установки и модернизации светофоров в 2020 году потребуется 1 миллиард 395 миллионов рублей. 50 процентов этой суммы выделены из федерального, 25 – из областного и 25 – из городского бюджетов.
В число реконструированных попала и наиболее оживлённая часть улицы Транспортной: в районе Привокзальной площади, рядом с железнодорожным, пригородным и автовокзалом, и далее – вдоль социального рынка. Это то самое «место притяжения», куда спешат пассажиры транспорта «всех марок и мастей», откуда в разные город, регионы и даже страны отправляются автобусы, такси и поезда. Стоит ли удивляться тому, что улица несколько десятилетий назад названа именно Транспортной? А самые главные достопримечательности на ней – три вокзала: железнодорожный, пригородный и автобусный, с их историей – как современной, так и той, что началась много десятилетий назад.
И, конечно же, особого внимания заслуживает Привокзальная площадь. 27 января 1935 года президиум Сталинского горсовета принял постановление №77, по которому площадь с южной стороны вокзала получила название Вокзальная (сейчас это место за переходным мостом). Строительство Привокзальной площади, важного градообразующего и транспортного узла, одной из главных площадей Новокузнецка, образно говоря его «ворот», началось одновременно с возведением нового здания вокзала. От площади расходятся три проспекта – Бардина, Курако и Металлургов, визуально напоминающие трезубец, и, конечно же, Транспортная улица. Фасады жилых домов, выходящих на площадь и на Транспортную, отделаны декоративным камнем и плиткой. Некоторые из пятиэтажек, в частности на Транспортной, 2, были капитально отремонтированы в 2012 году. Тогда же реконструкции подвергся и Новокузнецкий автовокзал.
Конечно же, главная достопримечательность города и улицы Транспортной – железнодорожный вокзал. Официальная дата рождения Новокузнецкого отделения Западно-Сибирской железной дороги – 15 октября 1946 года. Случилось это ровно 74 года назад. В этот день министром путей сообщения был подписан приказ №652-Ц об определении дорожных границ от станции Зенково до Таштагола. Однако история зарождения железнодорожного движения в нашем регионе уходит ещё дальше. Когда на Кузнецкой земле были открыты большие и перспективные залежи железной руды и каменного угля. Природные богатства следовало разрабатывать и добывать. А для этого нужны были железнодорожные магистрали. Так, в 90-х годах позапрошлого столетия в Сибири началось строительство железных дорог.
Первый железнодорожный вокзал – так называют в народе это здание – стал первым вокзалом на юге Кузбасса и одним из немногих каменных зданий эпохи 20-х годов минувшего столетия, сохранившихся до наших дней. Время его строительства – 1923-1925 годы.
В начале ХХ века «Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей» (Копикуз) получило право на долгосрочную аренду недр Кузбасса в плане добычи угля и руды. В связи с этим была построена железная дорога Кольчугино – Кузнецк и Кузнецк – Тельбес общей протяженностью 267 верст.
В 2011 году руководство железной дороги планировало снести здание и разбить на его месте большую клумбу. Но на защиту строения встали ветераны-железнодорожники, краеведы и городские власти.
Любопытный факт: железнодорожная станция «Новокузнецк» обрела такое название задолго до самого города. Постановлением Совета народных комиссаров станция Кузнецк в 1931-1932 годах была переименована в станцию Новокузнецк-Сортировочный и депо Новокузнецк. Началось бурное путевое развитие. В это же время в Кузнецке задумались и о будущем главного городского транспортного узла: как он будет выглядеть в анфас и в профиль? Проект нового здания вокзала разрабатывался силами сотрудников института «Киевгипротранс» и, в частности, инженером-проектировщиком Пестряковым. Долго ломать голову ему не пришлось: здание «тютелька в тютельку» аналогично вокзалам в Кемерове, Барнауле, Магнитогорске, Целинограде, Актюбинске и Нижнем Тагиле.
На улице Транспортной в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и Дня железнодорожника 7 августа 2005 года был открыт памятник «Паровоз Л-3908». Паровоз из серии «Л», легендарная «Лебедянка», стал символом трудовых и военных побед железнодорожников. Сделан он на Ворошиловском заводе в 1949 году. Раньше в локомотивном депо Новокузнецка стояли американские и венгерские паровозы, но именно эта модель стала одной из самых мощных и красивых в мире. В середине 50-х годов в Новокузнецк прибыло 13 таких машин. Паровоз перевозил в основном уголь и руду, мог развивать скорость до 80 километров в час и тянуть за собой 5-6 тысяч тонн груза. В его хранилище входило 18 тысяч тонн угля. Памятник паровозу устанавливали по проекту студента Новокузнецкого строительного техникума Сергея Кравченко. Его дипломная работа была так и называлась «Монумент железнодорожной славы на остановке «Транспортная». На открытии паровоза-памятника в почётном карауле стояли те, кто работал на этой машине. Среди них – ветеран-железнодорожник Анатолий Кирьянов, машинист паровоза Л-3908. Анатолию Алексеевичу было предоставлено право зажечь огонь в топке машины.
На улице Транспортной, 4, расположен Новокузнецкий автовокзал – крупный транспортный узел Сибирского региона. Открыт он был 23 февраля 1968 года. В 2007-2009 годах здание было реконструировано – построен второй этаж консольного типа, переустроены внутренние помещения, системы отопления и другие. И даже установлен мультимонитор с расписанием движения автобусов. В настоящее время автовокзал обслуживает около 50 маршрутов: пригородных, междугородних и международных. Имеет 7 платформ, с которых по разным направлениям в день отправляются 6-7 тысяч пассажиров. Маршрутная сеть связывает Новокузнецк не только с городами Кемеровской области, но и с другими сибирскими регионами и городами – Томском, Новосибирском, Барнаулом, Бийском, Белокурихой, Красноярском, а также Казахстаном и Киргизией.
Интересны воспоминания об этом отрезке нашей истории новокузнецкого старожила Виктора Щербакова. По словам Виктора Николаевича, там, где завершается улица Транспортная с переходом на Комсомольскую, в послевоенные годы находилась остановка, носившая совсем неромантичное название – «Водокачка». Здесь ходили трамваи под номерами «один», «три» и «четыре». Транспортная была связующим звеном между вокзалом и городской окраиной, которой в то время считали Комсомольскую площадку. Причём окраиной вполне цивилизованной по тем временам. Здесь стояли двухэтажные дома римского типа с одним длинным общим коридором и общей кухней. По Транспортной можно было добраться до магазина от «Артели вторсырья». По ней ехали в кинотеатр, на почту, в баню, в строительно-техническое училище №13, в котором два года обучался и сам Виктор Щербаков. Здесь располагались столовая и даже такой «писк» цивилизации, как каменные туалеты. «Они вообще были редкостью для города. Таких даже на нашей Нижней колонии не было. А ещё здесь в небольшом частном доме жила наша незабвенная тётя Феня, огород и сад которой выходили на церковь Архистратига Михаила. В саду росли ранетки и яблоки, которыми тётя Феня щедро угощала детвору», – с нотками ностальгии вспоминает Виктор Николаевич.
Во время реставрации на Транспортной было заменено дорожное полотно, установлен бордюрный камень, на пешеходных переходах обустроено понижение бордюров для более удобного и безопасного проезда маломобильных горожан.
Просмотров статьи: 679