Красота из «Красной книги»
Казалось бы, в условиях пандемии культурно-массовая жизнь в городе должна заглохнуть. Но она продолжается, как в режиме онлайн, так и в реальном измерении. Так произошло и с выставкой, посвящённой двадцатилетию творческого объединения «Палитра», которая до сих пор радует взоры зрителей своими яркими работами в стенах Гоголевки.
Увидеть картины художников, которых объединила эта юбилейная выставочная экспозиция под названием «Умножающие красоту», можно как виртуально, так и воочию, приходя в библиотеку за книгами. Среди десятка художников объединения, чьи творения представлены здесь, есть имя самого молодого из них – Ян Карамышев. Дерзкий в своем в творческом проявлении, он сразу же заявил о себе, обратив внимание зрителей на свои работы.
В жизни бывает, что с детства мечтаешь об одной профессии, твёрдо зная: именно она – твоё предназначение. Но по мере взросления и под влиянием окружающих выбираешь другую. Однако несбывшаяся мечта рано или поздно настигает тебя, и ты всё-таки возвращаешься к той, своей, о которой буквально грезил. И уже никуда не деться от её воплощения. Так случилось и с Яном Карамышевым, электромонтёром завода «Кузнецкие ферросплавы». Он мечтал быть художником, но после окончания школы выбрал профессию более надёжную. А спустя многие годы стал писать картины маслом, которые, как и полагается, наполнены романтикой бытия.
Ян Карамышев успешен в жанре натюрморта и пейзажа, особенно морского. «Я просто сохну по морю!» – поясняет Ян. В последнее время его стали привлекать сюжетно-бытовые произведения, а также жанр сюрреализма. По словам Яна, в детстве он увидел работы Сальвадора Дали и буквально «заболел» ими, а для себя решил, что будет рисовать именно так же, как он. Сегодня пытается воплотить давнюю задумку: изобразить в жанре сюрреализма исчезающие виды животных, взятых из «Красной книги».
Четыре года назад, чтобы постичь секреты живописи, записался в студию Екатерины Раймер «Интуитивная живопись» в Новокузнецком художественном музее. И оказался самым постоянным и верным учеником. «В студию приходят школьники, подростки, пожилые люди. Как приходят, так и уходят. Сколько людей за это время сменилось! Я не ухожу, потому что мне здесь интересно. Студия, кроме того, привлекает меня своей доброжелательной атмосферой. Коллектив здесь душевный. Это – моё. Да и Екатерина Раймер – преподаватель замечательный», – отмечает молодой художник, который, по словам его коллег, также доброжелателен и отзывчив.
О том, что Ян Карамышев – художник с «рабочей жилкой», говорит и такой факт: он собственноручно делает подрамники и мольберты. Среди художников это явление довольно редкое. Уже пять лет самостоятельно строит дом в Абашево, неподалёку от бывшей шахты «Нагорная», поближе к тайге. «Это такое отдалённое место, рядом с которым нет соседей. Здесь всегда тишина, которую я обожаю. Тишина способствует вдумчивой работе. Хотя я, когда пишу свои картины, порой включаю музыку либо слушаю радиопередачи», – поясняет художник.
Именно здесь, возле «Нагорной», жила когда-то его бабушка Татьяна Ивановна Поликарпенко. Приехав с Украины, она вместе с роднёй построила на окраине города большой, просторный дом. А уезжая, по доброте душевной предложила другим занять его для постоянного проживания. Но соседи поступили иначе: раскатали дом по брёвнышку. Так что Ян, по сути, сегодня его восстанавливает. Можно сказать, отстраивает родовое поместье.
Он любит экспериментировать, как в творчестве, так и в садоводстве. Сам выращивает плодовые деревья – виноград, сливы, персики, абрикосы, яблоки. Высаживая деревце, Ян с нетерпением настоящего исследователя ждёт, что же из него получится. Как скоро оно, южное создание, начнёт плодоносить?
Так же и в живописи. Беря в руки кисть, Ян из «зёрнышка» задуманного сюжета кропотливо и тщательно «выращивает» нежное и красочное «деревце» живописного произведения.
«Я сторонник того, что красоту мира, как в реальности, так и на полотнах, нужно создавать собственными руками. И потому для меня мой строящийся дом возле таёжной полосы – уголок мира и тишины, где вырастают в том числе и творческие идеи для будущих полотен. Одна беда: рядом с тайгой заедают комары и оводы. К тому же нередки набеги вандалов на наш отдалённый участок», – сетует строитель и художник.
Для того чтобы картины Яна не пылились в запасниках, Екатерина Раймер посоветовала ему вступить в творческое объединение художников «Палитра», которым вот уже двадцать лет руководит искусствовед Галина Иванова. Каждый год мастера выставляются в библиотеке имени Н.В. Гоголя, участвуют в городских выставках. Ведь творческому человеку без оценки зрителя невозможно работать на перспективу. И хотя работы Яна можно увидеть в «Окнах» Новокузнецкого художественного музея, третий год подряд они демонстрируются и в городских экспозициях, в «Вернисаже» города Прокопьевска, а также на «Кузбасской ярмарке».
«Ян – удивительно целеустремлённый человек, давно и навсегда влюблённый в живопись. Он прекрасно чувствует свет. Понимает, что такое композиция. Ответственный и пунктуальный. При этом совершенно не заносчивый, доброжелательный и мирный человек. Такое ощущение, что он, боясь расплескать, бережно несёт своё творчество на ладони. Думаю, в перспективе он может развиться в хорошего, большого художника», – считает Галина Иванова, руководитель «Палитры».
По словам Галины Степановны, у Яна есть и такая черта: он охотно влюбляется в картины других художников, восхищается ими и старается повторить сюжет либо задумку на свой лад. Это в искусстве не возбраняется, даже ценится. Потому что вариации получаются весьма интересными. Так случилось и с картиной Бориса Дрожжина, художника «Палитры», который изобразил древние мегалиты Алтая. Изображённое не только понравилось Яну, но и навеяло ему собственный сюжет на эту тему. Так родилось полотно Карамышева под названием «Мистической дорогой Алтая».
Само творчество тоже содержит определённый элемент мистики. Иначе откуда у юности такая неуёмная тяга творить? А ведь если бы не творческая молодёжь, то и само искусство давно можно было бы поместить в «Красную книгу».
Фото из архива Яна Карамышева
Просмотров статьи: 910