Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Корабелы поднимают паруса

// Фото: Автор

Старожилы города знают, что в не столь давние времена Новокузнецк славился своими судомоделистами не только в пределах региона, но и страны. Судомодельный спорт был так популярен в городе, что каждый третий, а то и второй мальчишка считал для себя честью числиться в одном из многочисленных кружков по конструированию различных моделей. И, конечно, побеждать в соревнованиях самого разного ранга. Поэтому в городе выросло немало мастеров международного класса по спортивному судомоделизму.

Под эгидой предприятий

Расцвет судомоделизма связан с тем, что при крупных промышленных предприятиях с начала 60-х годов прошлого века стали повсеместно открываться клубы технического творчества, где жители города всех возрастов могли обучиться основам конструирования и моделизма. Так что судомодельный спорт Новокузнецка в этом году, по сути, отмечает шестидесятилетний юбилей. 

По словам Андрея Тихонова, председателя правления Кемеровского регионального отделения Федерации судомодельного спорта России, в те же годы в рамках народного образования в Новокузнецке открылись детские городские станции юных техников. Во всех этих детских учреждениях работали самые разные технические кружки, в том числе судомодельные. Регулярно проводились городские соревнования, на которые только в Новокузнецке выставлялось по 12-14 команд. Некоторые организации могли позволить себе организовать даже два сборных состава. 

Начиная с 1963 года новокузнецкие судомоделисты проводили соревнования уже на областном уровне. «К этому времени популярность судомодельного спорта в стране настолько возросла, а количество спортивных команд так увеличилось, что Федерация судомодельного спорта СССР ввела систему промежуточных соревнований – так называемые зональные. На них, чтобы получить право выступать на чемпионате России, нужно было войти в тройку призёров в командном зачёте, – уточняет Андрей Тихонов. – Такие зональные соревнования в Кузбассе проводились дважды. Команды Кузбасса, с основным составом из новокузнечан, занимали призовые места и получали право выступать в финале – на чемпионатах России. К слову, сборная юношей Кузбасса на первом в истории российском чемпионате в Брянске заняла первое место».

И взлёт, и падение

Пик популярности судомодельного спорта в Кузбассе пришёлся на 80-е годы. В Новокузнецке в 50-метровом плавательном бассейне «Запсибовец» проходили даже Всесоюзные зимние состязания на Кубок Кузбасса. Для участия в них в Новокузнецк приезжали как действующие чемпионы мира и Европы, так и начинающие спортсмены со всего СССР. Количество привезённых моделей кораблей доходило до 500! Из-за огромного числа участников соревнования длились почти неделю. 

Однако 90-е годы для судомодельного спорта, в том числе и новокузнецкого, стали катастрофическими. Приватизированные предприятия избавлялись от своих клубов юных техников: помещения продавались, оборудование и собираемые годами по крупицам со всей страны материалы вывозились на свалку, станки сдавались на металлолом. «Для людей с романтичной и деятельной душой технарей всё происходящее на их глазах было настоящей трагедией», – сетует председатель правления судомоделистов. Закрылись судомодельные лаборатории и в системе народного образования. В спорте остались лишь самые преданные и сильные личности, на которых держался судомодельный спорт в Кузбассе. Среди них – Владимир Головин, чемпион мира по судомоделизму, судья международной категории.

Чемпион и судья

Судомодельным спортом Владимир Николаевич занимается с детства. Руководителем кружка был Александр Степанович Ночевский, лётчик, ветеран Великой Отечественной войны. «Он был шутник и балагур. Нам с ним было уютно и комфортно. Именно под его руководством мы, мальчишки, получали хорошие технические навыки. Чувствовали себя настоящими мастерами, создавая модели кораблей и самолётов серьёзного уровня», – делится Владимир Николаевич. С годами он и сам стал руководителем судомодельного кружка. 

Один из его учеников, Андрей Быков, вспоминает: «Однажды мы увидели, как несколько мальчишек несли в руках модели кораблей. Направлялись они на Запсибовские карьеры. Мы, заинтригованные, пошли за ними, чтобы наблюдать это увлекательное зрелище на воде – самоходные модели кораблей. После увиденного я тотчас записался в кружок. Мне было девять лет: ни пилить, ни строгать я не умел. Но Владимир Николаевич за семь лет «поставил» мне и руки, и голову. Я научился всё делать своими руками, а конструируя модели кораблей и парусников, еще и технически мыслить. После окончания школы у меня была одна дорога – поступать в Кузбасский политехнический институт». 

После учёбы в вузе Андрей Быков пять лет проработал в Обской флотилии, а затем возвратился в родной город.

Многие спортсмены-судомоделисты, выпускники Владимира Головина, в те годы поступили в Одесский институт инженеров морского флота. Там же они становились чемпионами СССР по судомодельному спорту. Первым в «разведку» поехал Саша Демидов. За ним подтянулись Володя Любимов, братья Вадим и Евгений Тарасовы. Уезжали со своими, сделанными под руководством Владимира Николаевича уникальными моделями кораблей. И с ними же побеждали, становясь чемпионами мира. К примеру, Вадим Тарасов четырежды становился чемпионом страны. Новокузнечане прославили в этом виде спорта Одессу: они составляли половину одесской команды. Более того, воспитанниками Головина была «подпитана» целая Федерация судомодельного спорта. «Нам, мальчишкам, тогда повезло, что мы прошли школу Владимира Николаевича с его уникальной методикой обучения и воспитания. Он учил нас умению распределять время и на отдых, и на труд. Он стал для нас живым примером для подражания», – поясняет ученик ветерана судомодельного спорта, воспитавшего 10 чемпионов мира, 30 мастеров спорта, около ста разрядников. 

Не хуже студентов-кораблестроителей

И сегодня увлечённые судомодельным спортом энтузиасты, несмотря на трудности, не желают сдавать свои позиции. Среди них Константин Сетруков, мастер спорта международного класса, который шесть лет преподаёт в судомодельной лаборатории Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской. Константин из династии судомоделистов: известным конструктором судомоделей в городе был и его отец – Леонид Сетруков. 

На занятия Константина Леонидовича в судомодельную лабораторию приходят как мальчики, так и девочки в возрасте от 7 до 15 лет. «Здесь они учатся пользоваться линейкой, молотком. Учатся проявлять элементы творчества. Для этого я поначалу предлагаю сделать небольшую модель, чтобы определить их навыки в работе, их желание конструировать. Учу их прикладывать к созданию моделей как руки, так и голову, то есть технически размышлять», – поясняет руководитель. 

Новокузнецкие корабелы строят модели парусников, подводных лодок, современных военных кораблей. В лаборатории они учатся держать в руках не только инструменты. Они узнают историю, которая есть у каждого корабля: когда и где он был спущен на воду, что с ним происходило в течение всей его трудовой и боевой биографии. 

Позже выпускники лаборатории Сетрукова часто становятся студентами вузов и колледжей с техническим уклоном. Охотно идут в профессионалы-технари, которые в настоящее время так необходимы стране. «Ребята в нашей лаборатории учатся работать творчески, с удовольствием. Это умение в жизни обязательно пригодится», – подытожил нашу беседу Константин Сетруков. 


Просмотров статьи: 625