Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Время первых

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

На Верхней колонии многое было первым и впервые для молодого города, чья история велась от 1931 года вплоть до конца восьмидесятых. О первой элитной гостинице и первой АТС мы говорили в прошлый раз. Сегодня идём дальше по единственной сегодня здесь улице – Коммунальной

(Продолжение.
Начало в номере от 23.07.2020)

Школа №2

Одним из первых вопросов, которым озадачились руководители Кузнецкстроя после собственно строительства завода, стало образование. Квалифицированных кадров и даже просто образованных людей, способных хотя бы читать и писать, катастрофически не хватало.

Школы в жилых посёлках и сёлах вокруг большой стройки стали появляться почти сразу. Чаще всего это были начальные школы и семилетки, выпускники которых шли затем в ФЗУ или СМИ. Полные средние школы появились в городе не сразу.

Школа №2 была открыта 9 апреля 1931 года и тоже начинала как фабрично-заводская семилетка. Разместили её в одном из бараков на Верхней колонии. Желающих обучаться было столько, что пришлось составлять график: дети и взрослые учились здесь через день.

Через пару лет на Верхней колонии было уже четыре школы, появились ещё две семилетки и одна начальная, а школу №2 сделали фабрично-заводской десятилеткой. Таким образом «Вторая» стала первой полновесной средней школой в молодом городе.

В 1933 году на Коммунальной улице недалеко от гостиницы для школы построили новое каменное здание на 800 мест, которое можно видеть здесь и сегодня.

Так началась история без преувеличения исторической и даже легендарной школы Новокузнецка, из стен которой вышли многие наши земляки, прославившие город, например, будущий ректор НГПИ Р.Л Яворский.

Её первым директором был назначен Вениамин Васильевич Смельский, – один из опытнейших работников народного образования в городе, Почётный гражданин Новокузнецка.

В 1935 году состоялся первый выпуск, шесть человек из которого в будущем стали инженерами, ещё шестеро – металлургами, один – архитектором. 

Дальше были обычные будни средней школы. Дети учились и выпускались, учителя и директора сменяли друг друга. Учреждение всегда было в городе на хорошем счету, не раз признавалось лучшим по учебной и воспитательной работе.

В годы войны в здании школы разместили госпиталь, а ученики на время переехали в один из бараков. Помимо учёбы дети вели шефскую работу среди раненых, участвовали в сельхозработах, собирали металлолом. В 1944 г. по сбору металлолома пионерская организация школы была награждена Переходящим знаменем и Грамотой горкома комсомола, а за работу на колхозных полях – Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса РСФСР и Наркомзема СССР.

После войны школа вернулась в своё здание и продолжала здесь свою работу вплоть до начала 1980-х годов, когда на Верхней колонии уже некого было учить. Она оказалась на грани закрытия, но исчезнуть легенде не дали. В ноябре 1981 года первая полная средняя школа города переезжает в новое, выстроенное по типовому проекту здание на Филиппова,10, где и находится по настоящее время.

А в её бывшем здании на Верхней колонии сегодня находится одно из подразделений ЕВРАЗа: филиал управления метрологии и эксплуатации систем автоматизации технологических процессов.

Пожарная часть

У самого поворота дороги к Пантеону великих металлургов нас встречает здание первой пожарной части города, единственное из сохранившихся зданий Верхней колонии, которое и сегодня используется по своему первоначальному предназначению.

Пожарная охрана на Кузнецкстрое появилась ещё в июле 1929 года. По штату в неё входило 10 человек: начальник, 3 топорника, 3 трубника, 3 шофёра. Первым руководителем этого отряда стал А.С. Кудрявцев. Долгое время первый, а затем второй и третий пожарные отряды размещались в деревянных бараках на Верхней и Нижней колониях, а также на Кирзаводе. Транспорт у пожарных поначалу был исключительно гужевой, первые автомобили в их распоряжении появились лишь в 1931 году. Это были отечественные АМО-Ф-15 (по одной на каждый отряд), а у первого отряда ещё и немецкая автомеханическая лестница «Магирус», исправно прослужившая нашим огнеборцам более 20 лет.

К апрелю 1932 года в штате к тому моменту военизированной пожарной охраны города было уже почти триста человек, распределённых на пять пожарных команд и два отдельных пожарных поста. В их распоряжении находилось 10 автомобилей и 11 лошадей. В деревянных бараках стало тесновато. Принимается решение построить на Верхней колонии для первого (самого многочисленного) пожарного отряда современное капитальное каменное здание.

Строили основательно, сдали «пожарку» в 1935 году, и она сразу стала местной достопримечательностью наряду с гостиницей. Массивное для своего времени здание включало в себя бокс на пять транспортных средств, двухэтажное крыло с четырьмя квартирами и помещениями для администрации, аппаратную, а также помещения дежурных подразделений с традиционными хромированными трубами для спуска пожарных со второго этажа прямо к машинам. Венчала здание двадцатиметровая каланча, с которой открывался отличный вид на завод и всю Верхнюю колонию – территорию, подведомственную первому пожарному отряду. Одним из любимых развлечений местной детворы теперь надолго стало наблюдение за тренировками пожарных и их выездами по тревоге.

Долгое время первый пожарный отряд оставался самым передовым в Сталинске (Новокузнецке), став жизненной и профессиональной школой для многих пожарных и кузницей кадров для других пожарных отрядов. И даже когда бурлившая ранее жизнь на Верхней колонии затихла, местные огнеборцы продолжали достойно нести свою службу. 

Для многих новокузнечан это станет откровением, но пожарная часть на Верхней колонии и сегодня честно выполняет свой долг, по-прежнему выезжая в случае возгораний на территории завода, а также во время крупных пожарных тревог по городу, когда, скажем так, объявляется «полный сбор».

Не думаю, что за 85 лет на территории «пожарки» побывало много журналистов. Возможно, мы были первыми, кого сюда пустили за всё это время – объект-то, что называется, режимный. А нас не просто пустили – начальник отряда, подполковник в отставке Сергей Кудряшов провёл обстоятельную экскурсию, показав то, что, возможно, никто из посторонних ещё не видел.

Это было похоже на путешествие в прошлое – здесь очень многое сохранилось с советских времён, а кое-что даже с тех самых 30-х годов, когда здание пожарной части сверкало своей новизной. К примеру, Сергей Владимирович до сих пор хранит печать той поры, когда город назывался Сталинском, и опечатывает ею помещения. На выезд по тревоге расчёты отправляет та же, напоминающая старые школьные звонки, сирена, что и десятилетия назад. Настенные часы, барельефы, мебель, оборудование в мастерской, полоса препятствий на улице – всё это не просто напоминает о прошлом, но остаётся и частью настоящего. А ещё здесь бережно, как реликвии, хранят  знамёна, которыми пожарную часть не раз награждали за всё время её существования (старейшее из них было вручено огнеборцам ещё в 1933 году), и интереснейший архив, где хранится масса уникальных документов – свидетелей 85 лет славной истории первой пожарной части города.

Попали мы и на каланчу, откуда и сегодня открывается впечатляющий и немного грустный вид на опустевшую Верхнюю колонию, город и завод. Подумалось, что здесь можно было бы организовать прекрасный музей истории пожарной охраны Новокузнецка. Но, к сожалению, Верхней колонии не очень везёт с сохранением памяти о прошлом.

Ну а мы, покинув здание пожарной части, идём дальше, впереди нас ждёт ещё немало интересного.


Просмотров статьи: 938